Инновации как новая парадигма образования в контексте глобализации
Мохира Халикова,
старший научный сотрудник,
кандидат филологических наук, доцент
Аннотация. В статье рассмотрены концептуальные особенности современного образования в контексте глобализации и диалога культур. Научная новизна статьи заключается в том, что в ней исходя из социокультурных реалий третьего тысячелетия проанализированы процессы внедрения педагогических инноваций в образование. Результаты данного исследования могут применяться в профессоиональном образовании, в преподавании общественных наук.
Ключевые слова: инновации, система образования, глобализация, непрерывность, демократизация.
Глобализация и диалог культур способствовали изменению стратегии развития цивилизации, пересмотру ценностных ориентиров, формированию постиндустриального общества.
Система образования вынуждена была гибко реагировать на складывающуюся ситуацию, внедряя инновации. Следует сказать, что инновации сами по себе не возникают, они являются результатом многолетних научных исследований и творческих поисков.
Применительно к образовательному процессу инновация означает активное внедрение новых идей, концепций, технологий, методов и подходов в цели, содержание и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Цель внедрения педагогических инноваций - повышение качества и эффективности педагогической деятельности, изменение содержания (контента) образования и его формальных сторон.
В условиях межнационального сотрудничества и развития межкультурных коммуникаций внедрение инноваций является важнейшим условием становления и укрепления любого общества. Различные соотношения традиций и новаций дают основание для дифференциации обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над новаторством. В современных — новаторство является базовой ценностью. Одно и то же общество может переживать различные периоды.
В настоящее время инновационная деятельность является одним из существенных компонентов образовательной системы в целом. Инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, способствует личностному росту и формированию важнейших ключевых компетенций. Инновационная деятельность неразрывно связана с научно-исследовательской сферой экономики.
Инновационные процессы в образовании необходимо рассматривать в контексте его социальной обусловленности. Качественная подготовка, специальные знания и навыки, гибкость, креативность становятся важными составляющими профессионального успеха.
Образование вплоть до настоящего времени занималось обобщением истории прошлого, достижений во всех областях человеческой мысли, пытаясь ответить на такие основополагающие вопросы человеческого существования, как: что представляет собой мир, в котором мы живем? Кем является человек? какая форма общества является идеальной для прогресса человечества?
Социокультурные реалии третьего тысячелетия, суть которых есть глобализация, информатизация и технический прогресс, инновации, социально-нравственные изменения, процессы формирования гражданских обществ - требуют новой стратегии взаимоотношения человека с миром, формирование другого эстетического мировоззрения.
Социальные перемены, развитие производства привели к возникновению новых требований как к людям, так и обществу, а также к системе образования.
Каким должно быть образование в современных условиях?
В настоящее время, в условиях новых требований к содержанию знаний, во всех странах идет реформирование образования. Вот его основные направления:
непрерывность (Теоретические идеи непрерывности учебы легли в основу многих национальных систем образования (Россия, Япония, Германия, Узбекистан);
гуманизация (Гуманистические теории Маслоу, Бехтерева, Пиаже, Лесгафта, Ушинского, ориентация на самоценность человеческой личности, воспитание и всестороннее развитие человека через образование, усиление внимания к проблемам общепланетарного значения, моральная ответственность специалистов за последствия своей профессиональной деятельности);
реализация творческого потенциала (На современном этапе развития общества возрастает потребность в специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике. Решение проблемы возможно лишь через системную работу по развитию и формированию творческого мышления личности.);
демократизация (Формирование политического и правового сознания, ответственности, активной гражданской позиции – ключевой фактор гражданского общества.);
технологизация (Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, алгоритмизацию образовательных операций.);
осуществление компетентностного подхода (Именно образование должно вооружить людей навыками, необходимыми для жизни в социуме, формировать компетентность, связанную с ориентацией в мире информации, развивать приспособляемость к динамичным изменениям, дать возможность каждому человеку найти свое место в обществе.).
Каким должен быть современный учитель? Качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Профессиональное развитие, поиск эффективных методов и приёмов работы, постоянное пополнение педагогического (дидактического, учебно-методического) арсенала для повышения качества обучения – вот основное кредо успешного учителя.
В связи с переходом от знаниево-ориентированного подхода к компетентностному деятельность преподавателя становится иной: от проводника знаний до формирующего у учащихся жизненных компетенций, совместно созидающего учебный процесс. В учебный процесс активно внедряются элементы коучинга, модерации, фасилитации.
Среди современных инновационных направлений развития педагогического образования можно выделить разработку собственной теории обучения, частных методик (метод Марии Монтессори, Вальдорфская школа, Френе технологии). компетентностное, личностно-ориентированное образование.
В соответствии с идеями Life long learning (непрерывного образования, образования в течении всей жизни) успешно реализуется многоступенчатая система образования, отвечающая следующим критериям: открытость, технологичность, ориентированность на личность обучаемого, внедряются дистанционные формы обучения, веб-2.0.-технологии в образовательный процесс. В систему контроля качества образования внедряются такие элементы, как разработка системы показателей и методики оценки инновационной деятельности вуза и образовательных программ; расширение участия бизнеса в контроле качества высшего профессионального образования; мониторинг востребованности выпускников вуза у работодателей [1, с. 77].
Важнейшей целью инновационной деятельности является нравственное самосовершенствование, формирование личности учащегося, развитие умения мотивировать, самостоятельно ориентироваться в мире информации, творческого мышления, максимальное раскрытие природных способностей. Это становится возможным благодаря использованию новейших достижений науки, внедрению в учебную деятельность прогрессивных дидактических и воспитательных методик, предполагающему пополнение педагогического арсенала.
Переход к глобальному информационному обществу обуславливает адекватность содержания образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего. Это возможно лишь в том случае, если модернизация будет основываться не только на формальных нововведениях. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества и конкретной личности. Дальновидные страны, которые инвестировали средства в наукоемкие технологии, оказываются лучше подготовленными к решению проблем глобального масштаба.
В последнее время международные организации и фонды такие как ООН, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Erasmus, Intel активно работают над разработкой образовательных программ и предлагают свои инновационные инициативы. Например, Программа устойчивого развития, программа Глобального сознания ЮНЕСКО, Школа дружелюбного отношения к ребенку, СМАРТ-университеты.
На открытии выставки – «CeBIT 2009» председатель совета директоров Intel Крейг Барретт (Craig Barrett) обратился к представителям технологической отрасли и руководителям государств с призывом «создавать инновации и инвестировать средства», чтобы ускорить экономическое развитие и решить глобальные проблемы. По мнению Барретт, любая нация для повышения своей конкурентоспособности может использовать три слагаемых. Инвестиции в хорошее образование помогут формировать умных личностей. Инвестиции в исследования помогут культивировать передовые идеи. Эти меры будут способствовать экономическому развитию, появлению новых возможностей. Именно инвестиции в образование позволяют заложить фундамент мощной экономики. Следует отметить, что со стороны Intel это не было пустой агитацией - компания финансирует программу «Обучение для будущего», которая уже позволила миллиону учителей в странах Европы повысить свою квалификацию с точки зрения использования информационных технологий в образовательном процессе. В Германии, например, 89% прошедших переподготовку учителей используют информационные технологии на уроках.
Таким образом, в поисках новой парадигмы образования инновационные процессы являются единственными источниками развития системы образования.
Все проводимые инновационные изменения направлены на то, чтобы сформировать у учащихся тех качеств, которые необходимы для жизни в современном мире, а именно чувство патриотизма, национальное самосознание, социальный интеллект, экологическая культура, толерантность и уважение к личности, правам человека, также способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Важным показателем качества образования является обращение к духовности, национальным и общечеловеческим ценностям, к историческому и культурному наследию народов мира.
Литература
1. Инновация в образовании. Современная психология в обучении: сб. тр. I Международной интернет-конференции. Казань.: Изд-во «Казанский университет», 2012. - 241 с.
2. Материалы Всемирного форума по образованию. ЮНЕСКО, 2000.