Инновации в дошкольном образовании.
Особенностью в наше время является активизация инновационных процессов в образовании. В нашем дошкольном учреждении целью инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
К инновационным педагогическим технологиям относятся: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, коррекционные, проектной, личностно-ориентированные, игровые технологии, развивающей.
Я использую личностно – ориентированную технологию через создание проблемной ситуации, целевую установку, мотивирование к деятельности, анализ результатов деятельности.
Я использую образовательное путешествие – как педагогический метод, позволяющий преобразовать окружающую среду в среду развития личности, это путь к новому, неизведанному, тому, что лежит за порогом детского сада и дома. В процессе этой работы детям предоставляется возможность использовать те средства и способы, которые им по силам.
Начинаю путешествие с определения темы, которая близка и понятна ребенку: «В гости к дереву» (исследуем деревья на участке детского сада, исследуем их, вспоминаем сказки, стихи, пословицы и поговорки про эти растения, «Трогать руками разрешается» (проводится в группе – обогащение тактильного опыта, получение опыта взаимодействия с непривычными для ребенка материалами.
В ходе путешествия ребенок менее всего слушает воспитателя, обычно он что-либо делает сам – рассматривает, изучает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Здесь главное – это поддержать желание говорить о том, что дети видят и переживают.
В образовательном процессе большое внимание уделяю работе с книгой – текстами детской литературы, иллюстрациями. Акцент при работе с текстами ставлю на вопросы открытого типа (что ты узнал? Что тебе запомнилось) и аналитического характера (почему? Зачем) – эти вопросы побуждают размышлять о прочитанном со своей точки зрения, сопоставлять и сравнивать. Использую следующие формы работы с детьми: чтение произведения воспитателем; самостоятельное рассматривание книг; свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы в индивидуальной работе и работе в малых подгруппах, для возможности высказаться каждому ребенку, выразить свою точку зрения.
В конце учебного года по результатам мониторинга и педагогического наблюдения, отмечаю положительные результаты систематической и целенаправленной работы - воспитанники проявляют интерес к иллюстрациям, поясняющим литературный текст, высказывают свои суждения, отношение к увиденным иллюстрациям, выражают свои мысли, чувства, эмоции; способны создавать собственные иллюстрации к сказкам, стихам, рассказам.
При реализации технологии личностно-ориентированного взаимодействия приоритетом становятся такие формы работы с детьми и родителями как конкурсы и выставки. В течение года были организованы выставки-конкурсы: «Новогодняя игрушка», «Подарок маме», «День Победы»; выставки: «Дары осени», «Любимый мультфильм». Такие формы работы способствуют установлению традиций в ДОУ, позволяют детям и взрослым более тесно взаимодействовать.
Игровые технологии — это фундамент всего дошкольного образования. Игровые технологии я использую в любой деятельности детей, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание. В игре я стараюсь расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру им навязывают.
Использование ИКТ на занятиях и в воспитательном процессе имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Я использую в работе с детьми слайдовые презентации, картины, аннимации. Это позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей. Дети легко запоминают новую информацию, а затем обсуждают ее в группе.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании направлены на укрепление здоровья ребенка. Я провожу утреннюю гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, динамическую и пальчиковую гимнастику, физминутки между занятиями, спортивные праздники, закаливание, физкультурные занятия и прогулки.
Коррекционные технологии применяю для снятия психоэмоционального напряжения дошкольников – это сказкотерапия, цветотерапия, музыкальная терапия, арт-терапия. Например, ребенок боится темноты. Я стараюсь найти или придумать мужественного героя. Если ребенок любит обманывать, я вместе с ним создаю героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.
Проектная деятельность реализуется ребенком совместно с воспитателем. Проекты различаются: по количеству участников; по продолжительности; по приоритетному методу; по тематике.
Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Я часто использую в работе конструктивные занятия, чтобы ребенок создавал собственным трудом полезные предметы - посадить цветок, построить домик, построить башню.
При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.
Я считаю, что инновационные технологии направлены на модернизацию образовательного процесса. Мне инновационные технологии в дошкольном образовании помогают найти подход к каждому отдельному ребенку учитывать его особенности, черты характера и склад ума. Благодаря этому родителям моей группы больше не приходится уговаривать своих любимых чад идти в детский сад. Дети с удовольствием посещают ДОУ и с каждым днем получают больше знаний. Также применение ИКТ на занятиях привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия.
Особенно я уделяю большое внимание здоровьесберегащим технологиям. Я хочу подробно остановиться на этом и рассказать о своей работе по применению здоровьесберегающих технологиях. Одной из основных задач на протяжении последнего года - это воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Я уделяла большое внимание для полноценного физического развития – это создания здоровьесберегающего пространства. В нашем детском саду есть физкультурный зал для занятий с разнообразным спортивным инвентарём. В группе оборудован физкультурный уголок для развития физических качеств. На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами препятствий», лесенка, беговая дорожка, мишени для попадания в цель. Я утром провожу утреннюю гимнастику. Она включает ОРУ, легкиий самомассаж, подвижную игру, гимнастические упражнения, бег. На прогулке с детьми я проводила разные подвижные игры. Для профилактики плоскостопия я использую в работе с детьми дорожки здоровья. Дети ходили по дорожке и получали разминку для мышц.
Также я старалась периодически пополнять имеющийся в группе методический материал, где были собраны гимнастики для глаз, физминутки, динамические паузы, игры для речевого дыхания. Я также проводила «Веселые старты», где принимали участие родители и дети; « Мама, папа и я – спортивная семья», «Веселый звонкий мяч», показывала театр. С родителями я проводила беседы о профилактике здорового образа жизни дошкольников, давала рекомендации по безопасности жизнедеятельности, советы о необходимости посещения бассейна.
Применяя эти здоровьесберегающие технологии в своей работе, я достигла –
- развитие у детей основных физических процессов;
- стала положительная динамика состояния здоровья детей, уровень заболеваемости в моей группе понизился;
- повышение уровня физического развития дошкольников.
Я думаю, что на основе здоровьесберегающих технологий подготовка к здоровому образу жизни должна быть главным направлением в деятельности образовательного учреждения для дошкольников.