Инновация как социокультурный феномен
Предпосылки становления педагогической инноватики.
Педагогическая инноватика – раздел педагогики, изучающий природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающий связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Сегодня педагогическая инноватика находится в стадии становления и эмпирического поиска. В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах: Н.В. Горбуновой, В.И. Загвязинского, М.В. Кларина, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Т.И. Шамовой, О.Г. Юсуфбековой и других.
Изменения в образовании происходили под воздействием внешних сил: когда система образования перестала удовлетворять потребности общества, она под давлением извне преобразовывалась. Создавались новые типы учебных заведений, изменялись содержание, формы организации и методы обучения и воспитания. Конечно, и внутри образования существовали силы, направленные на его совершенствование: возникали новые педагогические идеи, создавались образцы новой педагогической практики, – но они не получали широкого распространения или внедрялись спустя столетия после их создания (например, педагогические идеи Я.А. Коменского или И.Г. Песталоцци).
Справедливо утверждение ученых, что большинство современных инноваций находится в преемственной связи с историческим опытом и имеет аналоги в прошлом.
Ученые выделяют две проблемы педагогики, которые лежат в основе инновационных образовательных процессов: проблему изучения педагогического опыта; проблему доведения до практики достижений психолого-педагогической науки. Так возникли предпосылки для становления нового направления исследований, получившего название «педагогическая инноватика».
Педагогическая инноватика, в отличие от педагогики, – молодая наука. За рубежом исследования процессов изменений в образовании стали проводиться примерно с конца 1950-х гг. В России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад.
Исходные понятия педагогической инноватики.
Педагогическая инноватика изучает процессы развития практики образования за счет введения в нее каких-то компонентов, которых в ней раньше не было, или замены уже существующих на более совершенные.
Методология педагогической инноватики есть система знаний и деятельностей, относящихся к основаниям и структуре учения о создании, освоении и применении педагогических новшеств.
Новшество – средство, введение которого в образовательную систему при соответствующем использовании способно улучшить результаты ее работы.
Педагогическое новшество – такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания».
Нововведение – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое.
Объект, предмет, задачи педагогической инноватики.
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании. Под инновациями здесь понимаются нововведения – целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое.
Предмет педагогической инноватики – система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов) (А.И. Пригожин).
Общая задача педагогической инноватики – изучение зависимости эффективности процессов создания, распространения и освоения новшеств от строения инновационной деятельности, способов ее осуществления, свойств ее компонентов, внешних условий ее осуществления и создание средств повышения эффективности этой деятельности
Задачи педагогической инноватики разделили на три типа:
решение описательно-объяснительных задач призвано дать картину того, что есть в действительности, но не просто на уровне явлений, а на уровне их теоретического объяснения, например, задачи изучения влияния различных факторов на скорость распространения новшеств или эффективность их освоения, задачи мониторинга изменений на различных ступенях образования и т.д.;
задачи второго типа предполагают разработку новых моделей инновационной деятельности, создание новых технологий ее осуществления, новых форм ее организации;
задачи третьего типа связаны с разработкой способов развития систем инновационной деятельности: их анализа и оценки, выбора направлений и способов совершенствования, осуществления изменений в них.
Задачи педагогической инноватики могут быть также разделены по признаку их отнесения к той или иной стадии инновационного процесса: создания, распространения и освоения новшеств. На каждой из этих стадий могут решаться самостоятельные задачи изучения инновационной деятельности и разработки научного обеспечения ее совершенствования.
Типология педагогических нововведений. В зависимости от специфики и места использования различают несколько видов нововведений: технологические, методические, экономические, юридические инновации, организационные, управленческие, социальные нововведения.
Типы и подтипы нововведений:
по отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, задачах, содержании образования и воспитания; в формах, методах, приёмах, технологиях обучения; в средствах обучения и образования; в системе диагностики, контроле, в оценке результатов и т.д.;
по отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.;
по области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, в управлении образованием; на уровне системы обучения и образования;
по типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве и семейном обучении и т.д.;
по функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование);
по способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные;
по масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном и международном уровне и т.п.;
по социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов;
по объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.;
по степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
Общий положительный эффект достигается за счет различных групп инноваций, учитывающих запросы общества и решающих перспективные задачи в области воспитания подрастающего поколения. Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.