СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновация как социокультурный феномен

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновация как социокультурный феномен»

Инновация как социокультурный феномен

Предпосылки становления педагогической инноватики.

Педагогическая  инноватика  –  раздел  педагогики,  изучающий  природу,  закономерности возникновения и  развития  педагогических  инноваций  в  отношении  субъектов  образования,  а также  обеспечивающий  связь  педагогических  традиций  с  проектированием будущего образования.

Сегодня  педагогическая  инноватика  находится  в  стадии становления  и  эмпирического  поиска.  В  последние  20  лет  проблематика  нововведений  в  области  образования  стала  рассматриваться  в  работах:  Н.В.  Горбуновой,  В.И.  Загвязинского, М.В.  Кларина,  В.С.  Лазарева,  М.М.  Поташника,  В.А.  Сластенина, В.И.  Слободчикова, Т.И.  Шамовой,  О.Г. Юсуфбековой  и  других.

Изменения  в  образовании  происходили  под  воздействием внешних  сил:  когда  система  образования  перестала  удовлетворять  потребности  общества,  она  под  давлением  извне  преобразовывалась.  Создавались  новые  типы  учебных  заведений, изменялись  содержание,  формы  организации  и  методы  обучения  и  воспитания.  Конечно,  и  внутри  образования  существовали  силы,  направленные  на  его  совершенствование:   возникали  новые  педагогические  идеи,  создавались  образцы  новой  педагогической  практики,  –  но  они  не  получали  широкого  распространения  или  внедрялись  спустя  столетия  после  их создания  (например,  педагогические  идеи  Я.А.  Коменского или  И.Г.  Песталоцци). 

Справедливо  утверждение  ученых,  что  большинство  современных инноваций  находится  в  преемственной  связи  с  историческим опытом  и  имеет  аналоги  в  прошлом. 

Ученые  выделяют  две проблемы  педагогики,  которые  лежат  в  основе  инновационных образовательных  процессов:  проблему  изучения  педагогического  опыта;  проблему  доведения  до  практики  достижений психолого-педагогической  науки.  Так  возникли  предпосылки для  становления  нового  направления  исследований,  получившего название «педагогическая инноватика».

Педагогическая  инноватика,  в  отличие  от  педагогики,  – молодая  наука.  За  рубежом  исследования  процессов  изменений в  образовании стали  проводиться примерно с  конца  1950-х  гг.  В  России  о  ней  начали  говорить  только  в  конце  80-х  гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад.

Исходные  понятия  педагогической  инноватики.

Педагогическая  инноватика  изучает  процессы  развития практики  образования  за  счет  введения  в  нее  каких-то  компонентов,  которых  в  ней  раньше  не  было,  или  замены  уже существующих  на  более  совершенные. 

Методология  педагогической  инноватики  есть  система знаний  и  деятельностей,  относящихся  к  основаниям  и  структуре  учения  о  создании,  освоении  и  применении  педагогических новшеств.

Новшество  –  средство,  введение  которого  в  образовательную  систему  при  соответствующем  использовании  способно  улучшить  результаты  ее  работы. 

Педагогическое  новшество  –  такое  содержание  возможных  изменений  педагогической  действительности,  которое ведет  к  ранее  неизвестному,  ранее  не  встречавшемуся  в  данном  виде  в  истории  образования  состоянию,  результату,  развивающих  теорию  и  практику  обучения  и  воспитания».

Нововведение  –  целенаправленное  изменение,  вносящее  в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое.

Объект,  предмет,  задачи  педагогической  инноватики

Объект  педагогической  инноватики  –  процесс  возникновения,  развития  и  освоения  инноваций  в  образовании.  Под инновациями  здесь  понимаются  нововведения  –  целенаправленные  изменения,  вносящие  в  образование  новые  элементы и  вызывающие  его  переход  из  одного  состояния  в  другое. 

Предмет педагогической инноватики – система  отношений,  возникающих  в  инновационной  образовательной  деятельности,  направленной  на  становления  личности  субъектов  образования  (учащихся,  педагогов,  администраторов) (А.И. Пригожин).

Общая  задача  педагогической  инноватики  –  изучение  зависимости  эффективности  процессов  создания,  распространения  и  освоения  новшеств  от  строения  инновационной  деятельности,  способов  ее  осуществления,  свойств  ее  компонентов,  внешних  условий  ее  осуществления  и  создание  средств повышения эффективности этой деятельности

Задачи педагогической инноватики разделили на три типа:

решение  описательно-объяснительных  задач  призвано дать  картину  того,  что  есть  в  действительности,  но  не  просто на  уровне  явлений,  а  на  уровне  их  теоретического  объяснения,  например,  задачи  изучения  влияния  различных  факторов  на  скорость  распространения  новшеств  или  эффективность  их  освоения,  задачи  мониторинга  изменений  на  различных ступенях образования и т.д.;

задачи  второго  типа  предполагают  разработку  новых моделей  инновационной  деятельности,  создание  новых  технологий ее осуществления, новых форм ее организации;

задачи  третьего  типа  связаны  с  разработкой  способов развития  систем  инновационной  деятельности:  их  анализа  и оценки,  выбора  направлений  и  способов  совершенствования, осуществления изменений в них.

Задачи  педагогической  инноватики  могут  быть  также  разделены  по  признаку  их  отнесения  к  той  или  иной  стадии  инновационного  процесса:  создания,  распространения  и  освоения  новшеств.  На  каждой  из  этих  стадий  могут  решаться  самостоятельные  задачи  изучения  инновационной  деятельности  и  разработки научного обеспечения ее совершенствования.

Типология педагогических нововведений. В  зависимости  от  специфики  и  места  использования  различают  несколько  видов  нововведений:  технологические,  методические,  экономические,  юридические  инновации,  организационные, управленческие, социальные нововведения.

Типы и подтипы нововведений:

по  отношению  к  структурным  элементам  образовательных  систем:  нововведения  в  целеполагании,  задачах, содержании  образования  и  воспитания;  в  формах,  методах, приёмах,  технологиях  обучения;  в  средствах  обучения  и  образования;  в  системе  диагностики,  контроле,  в  оценке  результатов и т.д.;

по  отношению  к  личностному  становлению  субъектов образования:  в  области  развития  определённых  способностей учеников  и  педагогов,  в  сфере  развития  их  знаний,  умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.;

по  области  педагогического  применения:  в  учебном процессе,  в  учебном  курсе,  в  образовательной  области,  в управлении  образованием;  на  уровне  системы  обучения  и  образования;

по  типам  взаимодействия  участников  педагогического процесса:  в  коллективном  обучении,  в  групповом  обучении,  в тьюторстве, в репетиторстве и семейном обучении и т.д.;

по  функциональным  возможностям:  нововведения-условия  (обеспечивают   обновление  образовательной  среды, социокультурных  условий  и  т.п.),  нововведения-продукты (педагогические  средства,  проекты,  технологии  и  т.п.),  управленческие  нововведения  (новые  решения  в  структуре  образовательных  систем  и  управленческих  процедурах,  обеспечивающих их функционирование);

по  способам  осуществления:  плановые,  систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные;

по  масштабности  распространения:  в  деятельности одного  педагога,  методического  объединения  педагогов,  в школе,  в  группе  школ,  в  регионе,  на  федеральном  и  международном уровне и т.п.;

по  социально-педагогической  значимости:  в  образовательных  учреждениях  определенного  типа,  для  конкретных профессионально-типологических групп педагогов;

по  объёму  новаторских  мероприятий:  локальные,  массовые, глобальные и т.п.;

по  степени  предполагаемых  преобразований:  корректирующие,  модифицирующие,  модернизирующие,  радикальные, революционные.

Общий  положительный  эффект  достигается  за  счет  различных  групп  инноваций,  учитывающих  запросы  общества  и решающих  перспективные  задачи  в  области  воспитания  подрастающего  поколения.  Обоснование  типологии  педагогических  нововведений  позволяет  изучать  специфику  и  закономерности  развития  нововведений,  выявлять  и  анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.