Инновационная деятельность педагога как фактор развития образовательной системы учреждения
Инновационная деятельность педагогических работников системы дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену её на проблемно-поисковую, аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.
Время требует освоения нового содержания, новых форм и методов работы, а значит остро ставится вопрос о компетентности педагога, где направленность на инновационную, творческую деятельность является одним из её критериев.
Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.
Рассмотрим перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования. К ним относятся:
социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями (условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы);
развитие межрегиональных и международных проектов (повышение открытости образования, знакомство воспитанников со сверстниками из других регионов и стран, развитие соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности, мотивация воспитанников к творчеству);
командная работа (выработка норм совместной деятельности, умение работать в коллективе, социализация учащихся);
преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации учащихся до серьезной предпрофессиональной подготовки;
обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в науке, искусстве, социальной деятельности, спорте и других сферах; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;
развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;
развитие интегрированных образовательных технологий - проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода, в том числе в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;
анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ обучающихся в социуме, территориальных сообществах с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования;
системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика) для повышения мотивации обучающихся.
Педагоги дополнительного образования часто действуют стереотипно в силу сложившихся традиций, выполняя инструментальную роль, не включившись в инновационную деятельность, так как ранее перед ними ставились более узкие задачи, и направленность их определялась конкретным (нормативным) профессионализмом. Содержание инновационной деятельности педагогов сводилось, в основном, к использованию рекомендованных сверху новшеств без учета профессиональных и личностных интересов. У большей части педагогов не сформирована потребность в изучении и применении инновационного педагогического опыта, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В связи с этим актуализируется проблема развития мотивации педагогической деятельности, обогащения ее такими целями, как повышение профессионально - педагогической компетентности, мобильности педагога дополнительного образования в условиях инновационной деятельности учреждения.
Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей можно условно разделить следующим образом:
совершенствование содержания образования;
изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;
создание системы работы с одаренными детьми;
создание системы развития детей с ограниченными возможностями;
совершенствование системы управления;
информатизация образовательного процесса
развитие системы мониторинга учебно-воспитательного процесса;
разработка программ развития учреждения и его структурных подразделений;
развитие детского самоуправления.
В организации образовательного процесса появились существенные изменения - включение в управление процессом обучения и воспитания таких инноваций, как:
концепция педагогики индивидуальности;
проектная деятельность;
блочно-модульный подход к построению содержания дополнительного образования;
психологическое сопровождение образовательной деятельности;
мониторинг воспитательного процесса;
психолого-педагогическая поддержка педагогов в процессе инновационной деятельности (консультации, индивидуальная помощь в разработках, поисках и пр.);
организаторская деятельность педагога по обеспечению условий протекания педагогического процесса.
Перейдем к рассмотрению некоторых инновационных методов, которые могут быть применены в системе дополнительного образования.
Метод портфолио - технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Портфолио - систематический и специально организованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов.
Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые различные источники и средства, прежде, чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ ее решения. Воспитанники как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.
Проблемно-поисковый метод обучения осуществляется в процессе частично поисковой или исследовательской деятельности воспитанников; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.
Проблемное обучение:
а) технология, направленная, в первую очередь, на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности воспитанников и педагога при оптимальной самостоятельности детей и под общим направляющим руководством педагога;
б) активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности воспитанников, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или образовательных противоречий.
Возможны три уровня проблемности в процессе обучения: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни.
Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет собой информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Он должен не только иллюстрировать устную информацию, но и сам быть носителем содержательной информации. Наглядность может быть выражена в разных формах: натуральные материалы, изобразительные (слайды, рисунки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.
Практико-ориентированный проект характеризуется предварительной постановкой четкого, значимого для воспитанника, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов.
Творческий проект не имеет заранее определенной и детально проработанной структуры. В творческом проекте педагог определяет лишь общие параметры и указывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческого проекта является четкая постановка планируемого результата, значимого для детей. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу с материалами, зачастую противоречивыми, не содержащими готовых ответов. Творческий проект стимулирует максимальную активизацию познавательной активности воспитанников, способствует эффективной выработке навыков и умений работы с материалами, умению анализировать их, делать выводы и обобщения.
Инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту учащихся.
Остановимся подробнее на методе проектов как одной из наиболее востребованных инноваций в дополнительном образовании.
В условиях интенсивного изменения окружающей жизни, активного проникновения научно-технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека, педагог дополнительного образования оказывается в ситуации выбора наиболее эффективных форм и методов обучения воспитанников УДОД с использованием новых педагогических технологий.
В своей работе педагоги используют разные формы и методы обучения:
пассивные, когда педагог играет центральную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения;
активные, когда педагог является главным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач.
Существует еще одна форма обучения детей - интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится организатором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. В корне меняются соотношения «педагог - учащийся».
Учащийся | Педагог |
Определяет цель деятельности | Помогает ему в этом |
Открывает новые знания | Рекомендует источники знаний |
Выбирает | Содействует |
Активен | Создает условия для проявления активности |
Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов. Он становится дидактическим инструментом, который позволяет включить воспитанников в активный познавательный процесс, а педагога превращает в организатора познавательной деятельности, в соучастника творческого процесса.
Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
Процесс формирования основ проектной деятельности включает две составляющих:
Теоретическая. Осуществляется в рамках изучения предмета. В ходе освоения новых знаний проходит обучение детей работе в группах с использованием современных педагогических технологий: игровых, интерактивных, личностно-деятельностных и т.д.; формируются умения ставить цели, продумывать план решения проблемы, представлять самостоятельно найденный, изученный материал. Так происходит знакомство с азами проектной технологии, адаптированное к возрасту детей.
Практическая. Предполагает работу детей над проектами в составе групп или индивидуально.
В практике современных УДОД используются следующие виды проектов:
Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, книги, драматизации, детского дизайна (создание макета из различных материалов).
Ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы, например, «Путешествие в Антарктиду», «Подводное царство» «Выборы»).
Творческие: оформление результата в виде детского праздника, вернисажа, состязания с элементами драматизации и т.д.
Информационно-практикоориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформлении студии, кабинета, коллективные работы по различной тематике); организация детьми экскурсий.
Для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности план проекта должен отвечать потребностям детей, быть им интересен, а предстоящая работа доступна и выполнима. Для детей очень важно общественное признание. Опыт взаимодействия социального партнерства между детьми и взрослыми, приобретенный в ходе разработки и реализации такого проекта, станет залогом становления гражданской позиции учащихся: «Я могу сделать это сам и не только для себя». В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях с использованием знаний, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
После постановки проблемы, ее обсуждения и анализа начинается разработка самого проекта. Можно условно выделить несколько этапов этой работы.
Целеполагание. Организационно - подготовительный этап.
Постановка цели проекта на основе изученных проблем детей, выбор темы проекта, уточнение и конкретизация задач. Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Формирование рабочих групп, определение необходимых и имеющихся ресурсов для работы.
Сбор информации по теме проекта, рассматривание вариантов решения задач.
Планирование процесса выполнения проекта. Распределение обязанностей.
Реализация: рассмотрение ограничений и условий выполнения проекта.
Разработка плана деятельности. Технологический этап.
К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу, привлечение специалистов к осуществлению разделов проекта).
Определение источников информации в поисках решения проблемы.
Составление плана-схемы проекта, разработка документации (рисунки, схемы, эскизы, словесные описания).
Разработка технологии выполнения проекта.
Сбор, накопление материала.
Какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
С какими предметами научиться работать для достижения цели.
Реализация: сбор дополнительной информации по теме проекта, подбор специальной литературы, планирование процесса выполнения проекта.
3. Выполнение проекта. Заключительный этап.
Практическая часть. Оформление проекта.
Презентация, защита проекта. Открытое занятие, демонстрация готового продукта.
Подведение итогов. Определение задач для новых проектов.
Реализация: завершение проекта, его оценка, перспективы будущего проекта.
Проекты могут быть краткосрочными (реализация в течение одного занятия, дня) и долгосрочными (неделя, месяц, год и т.д.)
Особенности метода проектов для младших школьников
Тема проекта, его форма и план действия разрабатываются коллективно.
На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Содержание сюжетно-ролевых игр тоже должно быть связано с тематикой проектов.
К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.
Самостоятельная деятельность ребенка должна осуществляться без принуждения, сопровождаться положительными эмоциями.
Прежде, чем раздать задания, педагог должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими, а в случае необходимости, педагог мог предоставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.
Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей детей. Форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Руководитель проекта помогает распределять обязанности с учетом индивидуальных особенностей учащихся и вносит некоторые коррективы в технологический процесс, прорабатывая основные моменты проекта, либо учащимся может потребоваться помощь на всех этапах работы (в зависимости от возраста и степени подготовленности).
В заключение хочется отметить, что инновационная деятельность в образовательной сфере сложна и ответственна, так как связана с высокой значимостью человеческого фактора. Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности учащегося и трансформации традиционной модели отношений педагог-учащийся в модель человек-человек.
Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащихся по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в полученной информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - вот основные цели инновационной деятельности.