СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность педагога как фактор развития образовательной системы учреждения

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационная деятельность педагогических работников системы дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену её на проблемно-поисковую, аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность педагога как фактор развития образовательной системы учреждения»

Инновационная деятельность педагога как фактор развития образовательной системы учреждения

Инновационная деятельность педагогических работников системы дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену её на проблемно-поисковую, аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.

Время требует освоения нового содержания, новых форм и методов работы, а значит остро ставится вопрос о компетентности педагога, где направленность на инновационную, творческую деятельность является одним из её критериев.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения.

Рассмотрим перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования. К ним относятся:

  • социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями (условие и средство привлечения дополнительных ресур­сов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы);

  • развитие межрегиональных и между­народных проектов (повышение открытости образования, знакомство воспитанников со сверстниками из других регионов и стран, раз­витие соревновательности, патриотизма, гор­дости за результаты собственной деятельно­сти, мотивация воспитанников к творчеству);

  • командная работа (выработка норм со­вместной деятельности, умение работать в коллективе, социализация учащихся);

  • преемственность образовательных про­грамм разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации у­чащихся до серьезной предпрофессиональной подготовки;

  • обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в науке, искусстве, социальной деятельности, спорте и других сферах; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;

  • развитие комплексной информацион­ной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицирован­ными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направле­ниям развития дополнительного образования;

  • развитие интегрированных образо­вательных технологий - проектно-исследовательской деятельности, игровой техно­логии, личностно-ориентированного подхода, в том числе в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;

  • анализ и выявление возможной соци­ально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ обу­чающихся в социуме, территориальных со­обществах с включением их в тематику об­разовательных программ дополнительного образования;

  • системное использование психологиче­ской ауры различных профессий (романтизм, героика) для повышения мотивации обучаю­щихся.

Педагоги дополнительного образования часто действуют стереотипно в силу сложив­шихся традиций, выполняя инструментальную роль, не включившись в инновационную дея­тельность, так как ранее перед ними стави­лись более узкие задачи, и направленность их определялась конкретным (нормативным) профессионализмом. Содержание инновационной деятель­ности педагогов сводилось, в основном, к использованию рекомендованных сверху новшеств без учета профессиональных и лич­ностных интересов. У большей части педаго­гов не сформирована потребность в изучении и применении инновационного педагогическо­го опыта, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В связи с этим актуализируется про­блема развития мотивации педагогической деятельности, обогащения ее такими це­лями, как повышение профессионально - педагогической компетентности, мобильно­сти педагога дополнительного образования в условиях инновационной деятельности учреждения.

Направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей можно условно разделить следующим образом:

  • совершенствование содержания об­разования;

  • изучение и внедрение в практику совре­менных педагогических технологий;

  • создание системы работы с одаренными детьми;

  • создание системы развития детей с ограниченными возможностями;

  • совершенствование системы управ­ления;

  • информатизация образовательного процесса

  • развитие системы мониторинга учебно-воспитательного процесса;

  • разработка программ развития учреждения и его структурных подразделений;

  • развитие детского самоуправления.

В организации образовательного процесса появились существенные изменения - вклю­чение в управление процессом обучения и воспитания таких инноваций, как:

  • концепция педагогики индивидуальности;

  • проектная деятельность;

  • блочно-модульный подход к построению содержания дополнительного образования;

  • психологическое сопровождение образо­вательной деятельности;

  • мониторинг воспитательного процесса;

  • психолого-педагогическая поддержка пе­дагогов в процессе инновационной деятель­ности (консультации, индивидуальная помощь в разработках, поисках и пр.);

  • организаторская деятельность педагога по обеспечению условий протекания педаго­гического процесса.

Перейдем к рассмотрению некоторых ин­новационных методов, которые могут быть применены в системе дополнительного об­разования.

  • Метод портфолио - технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Порт­фолио - систематический и специально ор­ганизованный сбор доказательств, который служит способом системной рефлексии на собственную деятельность и представления ее результатов.

  • Метод проблемного изложения - метод, при котором педагог, используя самые раз­личные источники и средства, прежде, чем излагать материал, ставит проблему, фор­мулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показы­вает способ ее решения. Воспитанники как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.

  • Проблемно-поисковый метод обучения осуществляется в процессе частично поис­ковой или исследовательской деятельности воспитанников; реализуется через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации.

  • Проблемное обучение:

а) технология, направленная, в первую оче­редь, на «возбуждение интереса». Обучение заключается в создании проблемных ситуа­ций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности воспитанни­ков и педагога при оптимальной самостоя­тельности детей и под общим направляющим руководством педагога;

б) активное развивающее обучение, осно­ванное на организации поисковой деятель­ности воспитанников, на выявлении и раз­решении ими реальных жизненных или об­разовательных противоречий.

Возможны три уровня проблемности в процессе обучения: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский уровни.

  • Лекция-визуализация - при чтении лекции-визуализации соблюдается принцип наглядности; лекция представляет собой ин­формацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осо­знанным, может служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Он должен не только иллюстрировать устную информа­цию, но и сам быть носителем содержатель­ной информации. Наглядность может быть выражена в разных формах: натуральные материалы, изобразительные (слайды, рисун­ки, фото), символические (схемы, таблицы). Важно соблюдать визуальную логику и ритм подачи материала, дозировку, стиль общения.

  • Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполне­ния постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

  • Практико-ориентированный проект ха­рактеризуется предварительной постанов­кой четкого, значимого для воспитанника, имеющего практическое значение резуль­тата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, видеофиль­ма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, в определении функ­ций участников, промежуточных и конечных результатов.

  • Творческий проект не имеет заранее определенной и детально проработанной структуры. В творческом проекте педагог определяет лишь общие параметры и ука­зывает оптимальные пути решения задач. Необходимым условием творческого проекта является четкая постановка планируемого результата, значимого для детей. Специфика такого проекта предполагает интенсивную работу с материалами, зачастую противоре­чивыми, не содержащими готовых ответов. Творческий проект стимулирует максималь­ную активизацию познавательной активности воспитанников, способствует эффективной выработке навыков и умений работы с мате­риалами, умению анализировать их, делать выводы и обобщения.

Инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту учащихся.

Остановимся подробнее на методе про­ектов как одной из наиболее востребованных инноваций в дополнительном образовании.

В условиях интенсивного изменения окру­жающей жизни, активного проникновения научно-технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека, педагог до­полнительного образования оказывается в ситуации выбора наиболее эффективных форм и методов обучения воспитанников УДОД с использованием новых педагогиче­ских технологий.

В своей работе педагоги используют разные формы и методы обучения:

  • пассивные, когда педагог играет централь­ную роль и при этом преобладает монологовый режим обучения;

  • активные, когда педагог является глав­ным источником информации, но учащиеся активно включаются в обсуждение вопросов, решение задач.

Существует еще одна форма обучения детей - интерактивная. Педагог в ней теряет центральную роль, он становится органи­затором образовательного процесса. Дети на таких занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботится о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат. В корне меняются соотношения «педагог - учащийся».

Учащийся

Педагог

Определяет цель деятель­ности

Помогает ему в этом

Открывает но­вые знания

Рекомендует источники знаний

Выбирает

Содействует

Активен

Создает условия для проявления активности



Одним из интерактивных методов обуче­ния является метод проектов. Он становится дидактическим инструментом, который позво­ляет включить воспитанников в активный по­знавательный процесс, а педагога превраща­ет в организатора познавательной деятель­ности, в соучастника творческого процесса.

Под проектом понимается самостоятель­ная или коллективная творческая завершен­ная работа, имеющая социально значимый результат.

Процесс формирования основ проектной деятельности включает две составляющих:

    1. Теоретическая. Осуществляется в рам­ках изучения предмета. В ходе освоения но­вых знаний проходит обучение детей работе в группах с использованием современных педагогических технологий: игровых, инте­рактивных, личностно-деятельностных и т.д.; формируются умения ставить цели, проду­мывать план решения проблемы, представ­лять самостоятельно найденный, изученный материал. Так происходит знакомство с аза­ми проектной технологии, адаптированное к возрасту детей.

    2. Практическая. Предполагает работу детей над проектами в составе групп или индивидуально.

В практике современных УДОД использу­ются следующие виды проектов:

      1. Исследовательско-творческие: де­ти экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, книги, драматиза­ции, детского дизайна (создание макета из различных материалов).

      2. Ролево-игровые: (с элементами твор­ческих игр, когда дети входят в образ персо­нажей сказки и решают по-своему постав­ленные проблемы, например, «Путешествие в Антарктиду», «Подводное царство» «Выборы»).

      3. Творческие: оформление результата в виде детского праздника, вернисажа, со­стязания с элементами драматизации и т.д.

      4. Информационно-практикоориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформлении студии, кабинета, коллективные работы по различной тематике); организация детьми экскурсий.


Для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности план проекта должен отвечать потребностям детей, быть им интересен, а предстоящая работа доступна и выполнима. Для детей очень важно общественное признание. Опыт взаимодействия социального партнерства между детьми и взрослыми, приобретенный в ходе разработки и реализации такого проекта, станет залогом становления гражданской позиции учащихся: «Я могу сделать это сам и не только для себя». В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях с использованием знаний, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

После постановки проблемы, ее обсужде­ния и анализа начинается разработка самого проекта. Можно условно выделить несколько этапов этой работы.

  1. Целеполагание. Организационно - подготовительный этап.

    1. Постановка цели проекта на основе изученных проблем детей, выбор темы про­екта, уточнение и конкретизация задач. Пе­дагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

    2. Формирование рабочих групп, опреде­ление необходимых и имеющихся ресурсов для работы.

    3. Сбор информации по теме проекта, рассматривание вариантов решения задач.

    4. Планирование процесса выполнения проекта. Распределение обязанностей.

Реализация: рассмотрение ограничений и условий выполнения проекта.

  1. Разработка плана деятельности. Тех­нологический этап.

    1. К кому обратиться за помощью (взрос­лому, педагогу, привлечение специалистов к осуществлению разделов проекта).

    2. Определение источников информации в поисках решения проблемы.

    3. Составление плана-схемы проекта, раз­работка документации (рисунки, схемы, эски­зы, словесные описания).

    4. Разработка технологии выполнения про­екта.

    5. Сбор, накопление материала.

    6. Какие предметы использовать (принад­лежности, оборудование);

    7. С какими предметами научиться рабо­тать для достижения цели.

Реализация: сбор дополнительной инфор­мации по теме проекта, подбор специальной литературы, планирование процесса выпол­нения проекта.

3. Выполнение проекта. Заключитель­ный этап.

  1. Практическая часть. Оформление про­екта.

  2. Презентация, защита проекта. Откры­тое занятие, демонстрация готового продукта.

  3. Подведение итогов. Определение задач для новых проектов.

Реализация: завершение проекта, его оценка, перспективы будущего проекта.

Проекты могут быть краткосрочными (реа­лизация в течение одного занятия, дня) и долгосрочными (неделя, месяц, год и т.д.)


Особенности метода проектов для младших школьников

    1. Тема проекта, его форма и план дей­ствия разрабатываются коллективно.

    2. На этапе разработки педагогами со­держания занятий, игр, прогулок, наблюде­ний, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Содержание сюжетно-ролевых игр тоже долж­но быть связано с тематикой проектов.

    3. К организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.

    4. Самостоятельная деятельность ребенка должна осуществляться без принуждения, сопровождаться положительными эмоциями.

    5. Прежде, чем раздать задания, педа­гог должен их тщательно продумать. Важно, чтобы они были не слишком трудоемкими, а в случае необходимости, педагог мог предо­ставить справочный, практический материал или порекомендовать, где его можно найти.

    6. Последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту можно пригласить гостей, родителей детей. Форма защиты проекта должна быть яркой, инте­ресной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.

Руководитель проекта помогает распреде­лять обязанности с учетом индивидуальных особенностей учащихся и вносит некото­рые коррективы в технологический процесс, прорабатывая основные моменты проекта, либо учащимся может потребоваться по­мощь на всех этапах работы (в зависимости от возраста и степени подготовленности).

В заключение хочется отметить, что инновационная деятельность в образовательной сфере сложна и ответственна, так как связана с высокой значимостью человеческого фактора. Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности учащегося и трансформации традиционной модели отношений педагог-учащийся в модель человек-человек.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащихся по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в полученной информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - вот основные цели инновационной деятельности.