Доклад на тему: «Инновационная деятельность учителя начальных классов в условиях апробации и внедрения ФГОС»
Понятие "инновация" в переводе с латинского языка означает "обновление, новшество или изменение".
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Мудрость обитателей пустыни говорит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Другая мудрость учит: «Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь» По такому принципу в основу обучения положена собственная активная деятельность. И поэтому, одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока.
В своей работе я используют следующие современные образовательные технологии или их элементы. Остановлюсь на тех, которые я внедряю на протяжении последних лет.
Проблемное обучение
Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создают с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле. Таким образом, проблемное обучение позволяет направлять учащихся на приобретение знаний, умений и навыков, на усвоение способов самостоятельной деятельности, на развитие познавательных и творческих способностей.
Исследовательские проектные методы в обучении.
Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.
Уже с 1 класса мы начинаем делать небольшие проекты по предметам. Детям помощь оказывают родители.
Разработана программа по внеурочной деятельности «Юные исследователи» для учащихся 1 класса.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
а) непрерывности дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
б) развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
в) системности организации учебно-воспитательного процесса;
г) раскрытия способностей и поддержки одаренности детей.
Цели: развитие познавательной сферы первоклассников; сплочение классного коллектива; повышение уровня самостоятельности при выполнении учебных действий; развитие основ самообразования и исследовательской деятельности; создание положительной мотивации к учебной деятельности.
Задачи:
Создание условий, способствующих формированию навыка сотрудничества.
Научить детей вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.
Развитие способности понимать других людей.
Развитие способности сознательной дисциплины и саморегуляции поведения.
Развитие произвольной сферы учащихся.
Развитие творческого воображения.
Развитие эмоциональной сферы учащихся; способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое.
Воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности.
На курс “Юные исследователи” отводится 1 час в неделю. Курс входит в раздел учебного плана “Внеурочная деятельность”, направление – “Проектная деятельность”.
В результате изучения курса “Юные исследователи” учащиеся могут научиться:
– основам информационных технологий;
– основам исследовательской деятельности;
– аналитически мыслить;
– вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения;
– основам оформления работ.
Проектная деятельность учащихся
Предмет | Тема проекта |
| |
Литературное чтение | Проект «Мы идём в библиотеку». |
| |
Окружающий мир | Проект «Родной город» |
| |
ИЗО | Проект «Осень –пора грибная» |
Математика | Наш проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты |
Окружающий мир | Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» |
| |
Русский язык | Наши проекты. «И в шутку и всерьёз». |
| |
Русский язык | Наши проекты. Пишем письмо |
| |
Русский язык | Наши проекты. Рифма |
Окружающий мир | Проект «В мире профессий» |
| |
Математика | Решение примеров и задач изученных видов. Проект «Оригами» |
Окружающий мир | Проект «Моя родословная» |
Технология | Проект «Бабочки» |
Литературное чтение | Проект «Письмо ветервну»» |
Русский язык | Наш проект «Словари» |
Окружающий мир | Проект «Города России» |
ИЗО | Проект «Цветы нашей Родины» |
Музыка | Проект «Мир композитора». (П.Чайковский, С.Прокофьев). |
Окружающий мир | Проект «Страны мира». |
| Исследовательские работы и проекты, представленные на районныой и республиканской конференции за три последних года |
2015-2016 | «Какой привес дают домашние птицы» |
| «Какие рыбы водятся в озере Гусиное» |
« Солнечный зайчик» |
«Сколько весит здоровье ученика» |
Гастрономический проект «Поедим, поедим» |
2017-2019 | «Кто такие ручейники» |
| «Сиреневый сад» |
| «Влияние шума на здоровье человека» |
Обучая учащихся действовать в пределах проектной технологии, учитель стимулирует обучение детей, учит их самостоятельно получать знания из различных источников, пользоваться этими знаниями в жизни, развивает у детей навыки аналитического, критического и творческого мышления.
3.Здоровьезберегающие технологии
В 2018 я прочитала статью о науке – кинезиологии, это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья, через определенные двигательные упражнения, о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Основная цель кинезиологии:
Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи: синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
На уроках с учащимися каждый день делаем упражнения на пальчиках, для глаз, упражнения для реалаксации.
Анализируя метапредметные работы, работы по написанию ВПР, позволило выделить недостатки в подготовке выпускников начальной.
В содержательной линии «Развитие речи» недостаточно высокий процент выполнения зафиксирован по заданиям базового и повышенного уровня сложности, направленных на оценку следующих планируемых результатов:
умение составлять план текста ;
анализировать текст, использовать информацию для практического применения;
умение владеть нормами речевого поведения.
Многие учащиеся не понимают прочитанное и соответственно неправильно выполняют задание.
По математике, при решении текстовых задач – неправильное понимание прочитанного. И как следствие неправильное решение.
В 2018 году мы приобрели сборники по смысловому чтению М.В.Беденко. Была разработана программа по развитию смыслового чтения для учащихся 2 класса.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
В личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
В регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
В познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Я выступила на районном семинаре по данной теме с докладом «Смысловое чтение, как средство формирование УУД младших школьников», с результатами по чтению.
Чтение – предмет, который одновременно является действенным средством обучения младшего школьника и инструментом для изучения любых предметов. В первом классе некоторые дети не могут освоить чтение, для этого им нужно длительное время. Разработала дидактический материал для индивидуального обучения чтению слабых детей.
Я подобрала упражнения для развития навыка чтения с передовыми технологиями Зайцева Н.А.., Жуковой Н.С.. Он начинается от самого простого - составляющих таблиц и видами работы с ними, затем упражнений со словами, и наконец, работы с текстами. Были приобретены кубики Н.А. Зайцева.
Формировать навык чтения необходимо постепенно и последовательно, начиная со звукового анализа слова, а затем переходить к чтению слогов, слов, предложений и текстов. Знакомство со звуками - начальный этап обучения ребенка чтению. К моменту поступления в школу малыш должен правильно и отчетливо произносить все звуки родного языка.
Малыш должен иметь представление о гласных и согласных звуках, различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.
Следующий этап обучения чтению - формирование базового навыка - умения читать слоги. Важно, чтобы малыш называл буквы не по отдельности, а читал слог сразу, плавно пропевая его, как песенку.
Хорошо освоив навык чтения открытых и закрытых слогов, ребенок переходит к чтению слов - сначала простых, а затем более сложных. Если ребенок хорошо читает слова, следует переходить к чтению предложений. Малыш должен знать, что предложение может состоять из одного или нескольких слов, а первое слово всегда пишется с большой буквы. Хорошо сформированный навык чтения слов и предложений позволяет малышу перейти к чтению небольших текстов.
Обращение к учителю
Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Я твердо верю в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.
Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
Не позволяйте ни одному ребенку быть неудачником. Учите их так, как будто каждый - независимо от семейных условий – сын или дочь Короля!
Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.
Никогда не падайте духом!
У Вас все получится!
Какие бы у вас не были дети одарённые и неодарённые, послушные и непослушные , я желаю вам слышать только слова благодарности от учеников, их родителей и от всех окружающих