СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность в образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновации пришли в школу с нововведением  закона «Об образовании» №273­ФЗ,  который показывает общее образование как место воспитания в человеке части современного информационного общества. Поэтому, в первую очередь рассматриваются информационно­коммуникационные технологии, без которых не обходится сегодня ни  один урок в каждой школе.  Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд критериев, определяющих  потребности образования в инновациях:  появление новых типов образовательных учреждений и повышение уровня  конкуренции;   изменение содержания изучаемых предметов;  необходимость освоения педагогами современных технологий; переход к новому пониманию роли педагога, как помощника, друга  ученику в его развитии. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает  разработку и нововведения в различных областях деятельности людей или  вхождение нового в некоторую сферу, оживление и порождение целого ряда  изменений в этой сфере. Инновации (англ. Innovation – нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Любое социально­экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового  распространения, можно считать инновациями. Нововведения, или инновации, свойственны для любой деятельности  человека , и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и обучения.  Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научного поиска,  педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов учебных заведений. Этот процесс не может быть случайным, он нуждается в управлении. Словарь С.И. Ожегова даѐт следующее определение нового: новый – впервые созданный  или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый,  относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно  знакомый, малоизвестный. Прошу заметить, что в толковании термина ничего не  говорится о прогрессивности, об эффективности нового . Инновации  в  образовании  –  это  обеспечение  инновационного  характера  общего   образования  в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;  формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся школы.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность в образовательной организации»













Доклад на тему

«Инновационная деятельность в образовательной организации»















Докладчик:

Учитель английского языка Рзаева И.Г.

Г. Магнитогорск, МОУ «СОШ № 14»



















Магнитогорск, 2021 г.

Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня.

Инновации пришли в школу с нововведением закона «Об образовании» №273­ФЗ, который показывает общее образование как место воспитания в человеке части современного информационного общества. Поэтому, в первую очередь рассматриваются информационно­коммуникационные технологии, без которых не обходится сегодня ни один урок в каждой школе. Кроме требований Министерства просвещения, есть ещё ряд критериев, определяющих потребности образования в инновациях: появление новых типов образовательных учреждений и повышение уровня конкуренции; изменение содержания изучаемых предметов; необходимость освоения педагогами современных технологий; переход к новому пониманию роли педагога, как помощника, друга ученику в его развитии. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает разработку и нововведения в различных областях деятельности людей или вхождение нового в некоторую сферу, оживление и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновации (англ. Innovation – нововведение) – внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Любое социально­экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового распространения, можно считать инновациями. Нововведения, или инновации, свойственны для любой деятельности человека , и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и обучения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научного поиска, педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов учебных заведений. Этот процесс не может быть случайным, он нуждается в управлении. Словарь С.И. Ожегова даѐт следующее определение нового: новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. Прошу заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового . Инновации в образовании – это обеспечение инновационного характера общего образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; формирование инновационной культуры руководителей, учителей и обучающихся школы.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Об инновациях в образовательной системе начали говорить с 80­х годов XX века. Именно в это время в этой сфере проблема инноваций и, соответственно, еѐ понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований и обсуждений. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики. Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью увеличения их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом, можно сказать, что инновационный процесс - это комплексная деятельность по созданию , освоению, использованию и распространению нового. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств. Во­первых, происходящие социально­экономические преобразования обусловили необходимость полного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно­воспитательного процесса в учебных заведениях различного вида. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики . Во­вторых, усиление гуманитарного содержания образования, непрерывное изменение количества, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного нахождения новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде. В­третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно­воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности.

Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новых видов, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому главным направлением в работе руководителей школ, учебных заведений, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения. В­четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентности. Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на решение общей проблемы, порождаемой несоответствием обычных норм новым социальным ожиданиям. Инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой и выступают в качестве инновации. Целью инновационной деятельности является качественное изменение мировоззрения учащегося по сравнению с обычной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого необычного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новые достижения науки и практики. Иными словами целью инновационной деятельности является получение нового продукта. Применительно к образованию, инновационный продукт – это результат деятельности образовательного учреждения, школ, имеющие социальную значимость и входящую в реальную образовательную практику. Сегодня инновации в школе – это не только примеры использования интерактивной доски и электронного дневника. Наиболее серьёзные изменения претерпевают технологии преподавания предметов школьной программы. В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ, ЛИЧНОСТНО­ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СПОСОБЫ ЕГО МОНИТОРИНГА. Создание системы внутри школы оценки качества образования требует разработки новых критериев и методик, а потому – тоже относится к инновационной. Базовая единица новаторской деятельности в образовании – урок, как основная форма организации учебного процесса. ИННОВАЦИИ В ЖИЗНИ КАЖДОЙ ШКОЛЫ, ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА: РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ВИДЫ РАБОТЫ С КЛАССОМ, ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСТЕПЕННОГО УСЛОЖНЕНИЯ ЗАДАНИЙ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ. Современный урок строится на основе системного подхода. Инновационные технологии по ФГОС внедряются через урок, на котором: мышление каждого ученика активно; учитель помогает ученику формировать эмоциональное отношение к деятельности; стимулируется познание; происходит сознательное формирование универсальных учебных действий, как способов взаимодействия ученика с информацией, с людьми, управления собственным мышлением; есть место для рефлексивного самообучения и самоконтроля учеников; присутствуют самостоятельность, творчество; оценивается уровень полноты усвоения знаний. Особенностями управления инновационной деятельностью в образовании являются: – гибкость структуры и управленческих действий, адекватных изменениям в самом учреждении; –совокупность управленческих воздействий, основанных на системе взаимодействия, координации и кооперации; – ориентация управления на сотрудничество и согласование с педагогами, учащимися, их представителями, социумом; – использование проблемного анализа состояния и развития школьной системы; – увеличение потенциала системы образования и создание условий для наиболее полной реализации этих потенциалов. Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в России, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная система может быть претворена в жизнь . Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся окружающем мире.

Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на некоторые возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму развития человека . Современный этап развития общества ставит перед системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально­ экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно­образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования . Использование информационно­коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно­ коммуникационных технологий являются информационно­телекоммуникационные системы, построенные на автоматизированных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно­программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстоянии. Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно­коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании, конкурируя с другими учебными заведениями.

Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. С развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя выходит за рамки классной системы и активизируется в сети Интернет. Она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие преподавателя на учащегося средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого преподавателя. Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно­ коммуникационной компетенции преподавателей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно­ ориентированной парадигмы образования. Обязательность внедрения инноваций не делает каждую школу источником обновления системы образования. ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА – ТА, РАБОТА КОТОРОЙ СТРОИТСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОРСКИХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ. Такой школе свойственно отличное собственное понимание аспектов образования: от целей до технологий. Часто процессы внутри такой школы строятся на базе научно обоснованных философских, социально­психологических или педагогических концепций. Результат осмысления этих подходов – продуманная динамическая система взаимосвязей, инноваций в образовательной и воспитательной работе. ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА РАБОТАЕТ, СОГЛАСУЯСЬ С ИНТЕРЕСАМИ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЗОМ И ИМЕЕТ ЧЁТКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КРИТЕРИЯХ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. По мнению педагогов достоинства инновационных технологий заключаются в следующем: дают возможность учащимся приобретать прочные и осознанные знания развивают самостоятельность в образовательной деятельности создают положительный эмоциональный настрой, нет боязни неправильных ответов, чувство уверенности преобладает повышается коммуникативная культура растет мотивация к дальнейшему образованию повышается самооценка ученика положительный валеологический аспект, снимается психологическое напряжение ученика и учителя. Инновационная деятельность дает учителю возможность: развивать творческие способности и интеллект обучающихся ориентироваться на способности, склонности, потребности, жизненные планы ребёнка • наблюдать позитивные эффекты реализации инновационных программ (модель образовательного процесса, обеспечивающая позитивные результаты введения ФГОС и формирование развивающей образовательной среды в школе) • повышать качество педагогической деятельности (организация урока, учебная мотивация учащихся) • осуществлять психолого­педагогическое сопровождение образовательной деятельности • ориентировать деятельность на получение нового образовательного результата • устойчивости работы школы В заключение следует отметить, что в современном мире признаком эффективности общества и государства является переход его на инновационный тип развития с использованием новых технологий и образовательных инноваций, направленных на совершенствование содержания образования с формированием новаторских качеств учащихся. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Список литературы

1. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента / Л.Н. Алексеева // Учитель. – 2004.– № 3. – С. 78.

2. Бычков, А.В. Инновационная культура / А. В. Бычков // Профильная школа. – 2005. – № 6. – С. 33,83.

3. Дебердеева, Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т.Х. Дебердеева // Инновации в образовании. – 2005. – № 3. – С. 79.

4. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2005. – 189 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М. : Изд­во «Азь», 1992.

6. Селевко, Г.Я. Освоение технологии самовоспитания личности школьников: как стать экспериментальной площадкой / Г.Я. Селевко // Народное образование. – 2005. – № 1. – С. 181.

7. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

8. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. ­ М.: Изд­во УНЦ ДО, 2005. ­ 222 c.

9. Вохмянина, С.М. По системе Марии Монтессори/ С.Н. Вохмянина // Педагогический вестник. ­ 2002. ­ № 8 (299). ­ с.7.

10. Назимов, С.С. Педагогические инновации в национально­региональном компоненте содержания образования/ С.С. Назимов // Учитель. ­ 2005. ­ № 6. ­ с.

11. По материалам Специализированного образовательного портала Инновации в образовании [Электронный ресурс] // http://sinncom.ru

12. По материалам интернет­журнала "Эйдос" [Электронный ресурс] // http://www.eidos.ru/journal

Похожие файлы