Инновационная деятельность как ресурс качества образования
Развитие современного образования характеризуется вниманием к качеству работы учреждений дополнительного образования.
Инновационная деятельность рассматривается как значимый ресурс повышения качества образования.
Создавая в рамках инновационной площадки единое образовательное пространство, мы преследовали идею личностно-профессионального развития педагогов дополнительного образования и создания условий для формирования педагогического мастерства через внедрение модели методической сети.
С сентября 2015/2016 учебного года в государственном учреждении образования ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» реализовывается инновационный проект «Внедрение модели методической сети как фактор личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования».
В сетевой методический консорциум входят методические формирования ГУО «Центр творчества детей и молодёжи Новобелицкого района г. Гомеля», «Центр творчества детей и молодёжи Железнодорожного района г. Гомеля».
Между методическими формированиями учреждений дополнительного образования детей и молодёжи, отделами образования, спорта и туризма, другими учреждениями образования происходит обмен ресурсами и информацией.
Инновационная деятельность в центре дополнительного образования организована в соответствии со следующими нормативными актами:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании;
- Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи;
- Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением - Министерства образования Республики Беларусь 01.09.2011 №251;
- Закон республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь;
- Рекомендации о порядке осуществления информационно-аналитического и научно-методического сопровождения инновационной деятельности в учреждениях образования Республики Беларусь;
- Приказ №616 от 24.07.2015 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2015/2016 учебном году»;
- Материалы по инновационной деятельности, размещенные на сайте Академии последипломного образования.
В рамках предлагаемого инновационного проекта особую актуальность приобретает обоснование и создание педагогической модели личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования в процессе работы единой методической сети и комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала педагога.
Педагогический коллектив условно разделен на три группы педагогов, которые отличаются уровнем владения педагогическим мастерством.
Педагоги дополнительного образования со стажем работы до 3 лет;
Педагоги дополнительного образования со стажем работы от 3 до 5 лет 3 лет;
Педагоги дополнительного образования со стажем работы от 5 лет и более.
В течение учебного года, в рамках инновационного проекта, проводились мероприятия:
инструктивно-методические совещания: «Обеспечение качественного внедрения инновационного проекта «Внедрение модели методической сети как фактора личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования», «Методическая служба учреждения дополнительного образования детей и молодежи как фактор формирования и развития профессиональной компетентности педагогических кадров»
семинар-практикум «Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление воспитания детей и учащейся молодежи»
методические объединения;
пополнение электронного банка данных современных методических средств;
пополнение банка данных педагогов;
консультирование по запросу;
тиражирование инновационного опыта в учреждениях дополнительного образования практическое руководство «Конкурс научно-технического тваорчества учащихся г.Гомеля».
Совершенствованию информационной культуры и инновационной компетентности педагогов дополнительного образования способствовало проведение методических объединений:
«Организационно-методическое сопровождение конкурса «Энергомарафон-2015» как фактор повышения творческого потенциала учащихся»;
«Совместная деятельность педагогов дополнительного образования с родителями»;
«Развитие креативного мышления средствами различных видов творчества»;
«Современные образовательные технологии в творчестве педагога дополнительного образования»;
«Активизация познавательной деятельности учащихся на занятиях объединений по интересам технического профиля».
Исследовательская деятельность педагога является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником его преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей и таланта.
В соответствии с Календарём республиканских, областных мероприятий учреждений дополнительного образования детей и молодёжи на 2015/2016 учебный год Центром был проведён городской этап открытого конкурса разработок литературного материала для детского театра (диплом I). Опыт педагога Рассошко Н.П. был представлен для участия в областном этапе (диплом III).
Педагог дополнительного образования Базыленко А.А. принял участие в областном этапе республиканского конкурса профессионального мастерства «Педагог дополнительного образования – 2016» и стал победителем в номинации «Традиции и инновации»
Методисты центра подготовили материалы и приняли участие в научно-практической конференции «Педагогика дополнительного образования: в центре внимания – ребенок ХХI века», в онлайн-заседании областного методического совета «Дополнительное образование и семья: сотрудничество и сотворчество», в областном Интернет-фестивале по теме: «Исследовательская деятельность педагога дополнительного образования в системе единой методической сети»
Наблюдается положительная динамика степени обученности учащихся, что можно наблюдать из рейтинга участия в конкурсах, соревнованиях, фестивалях, онлайн-конференциях, методических форумах:
По результатам рейтинга за 2015/2016 учебный год получено 34 диплома областного, 17 дипломов республиканского, 7 международного (участие в конкурсах методических разработок) уровней.
Методическое сопровождение экспериментальной работы также даёт свои положительные результаты: педагоги активно занимаются исследовательской работой, участвуют в конференциях, семинарах, публикуют результаты собственных исследований:
- Всероссийский конкурс «Лучшая авторская разработка» в номинации «Методическая разработка» (Диплом 1 степени, методист Парачук А.В.)
- республиканский конкурс методических разработок для дошкольного образования «Ступенька в будущее» (методисты Сергеенко С.П., Парачук А.В.)
В областном конкурсе методических разработок по научно-техническому, спортивно-техническому и декоративно-прикладному творчеству среди педагогических работников в 2015/2016 учебном году департамента образования и науки Брянской области
в номинации методические разработки занятий для обучающихся – диплом 2 степени Сергеенко С.П., (методическая разработка «План-конспект проведения занятия в объединении по интересам «Судомоделист» по теме «Классификация и основные свойства судомоделей»);
в номинации методические статьи с описанием педагогического опыта в системе дополнительного образования детей и молодежи – диплом 1 степени, Овчинникова В. Ю., заведующий отделом по работе с одаренными детьми (методическая разработка «Особенности организации работы Гомельского городского центра по работе с одаренными детьми»)
Материалы об инновационной деятельности центра ретранслировались в СМИ (Всероссийское электронное издание «Киндер-гении», Дистанционный образовательный портал «Центр развития педагогики», Сайт «Инфоурок», «Метод-копилка», журнал «Выхавнне і дадатковая адукацыя»). Как результат, свидетельства о публикациях:
«Инновационный проект»,
«Инновационный проект в системе дополнительного образования»,
«Информационные технологии в системе дополнительного образования детей и молодёжи»,
«Написание индивидуальных образовательных программ учреждений дополнительного образования детей и молодёжи», «Исследовательская деятельность педагога дополнительного образования в системе единой методической сети»
«Анализ занятия в системе дополнительного образования».
В ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи» собран и систематизирован практический материал для организации работы педагогов дополнительного образования:
- учебные пособия к занятиям (учебно-методический комплекс к образовательной программе объединения по интересам «Стендовое моделирование и архитектурное макетирование с элементами радиоэлектроники»» (заведующий учебно-методическим отделом Коваленко А.И., методисты Сергеенко С.П., Парачук А.В., , Жигало Е.Н., Сидоренко М.Е.);
- методические разработки для педагогов: анкета «Мои увлечения – мир объединений по интересам», методические разработки «Использование информационно-коммуникативных технологий. Создание мультимедийных презентаций» (методист Парачук А.В.), «Опыт реализации проектной деятельности учащихся» (педагог дополнительного образования, Сакович И.С.);
- сценарии массовых мероприятий: «Наполним музыкой сердца», «Здоровый образ жизни», «Сохранить природу – сохранить жизнь», «День открытых дверей учреждения дополнительного образования» (методист Парачук А.В.), сборник сценариев «И помнит мир спасенный, и помнит мир живой» (методист Сергеенко С.П.);
- аудио и видео материалы, презентации: «Видеоурок по архитектурному макетированию», «Видеоуроки по энергосбережению» (педагог дополнительного образования Горелик Л.С.); презентация «Архитектурное макетирование. Белорусская усадьба» (методист Сергеенко С.П.)
Инновационная деятельность Гомельского городского центра дополнительного образования детей и молодежи выступает как образовательный центр, обеспечивая качество образования через систематическую методическую поддержку педагога, позволяет получить удобный и действенный механизм, продолжить работу по активному использованию модели методической сети как центра, аккумулирующего передовой опыт методической работы учреждений дополнительного образования; структурировать информационные материалы по модульному принципу с учётом целей и задач дополнительного образования, направлений деятельности учреждений дополнительного образования; разработать методические рекомендации для распространения в массовую образовательную практику опыта внедрения модели методической сети на различных уровнях.
7