СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационная деятельность учителя английского языка как один из факторов его профессионального роста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены материалы из опыта работы по проблеме профессионального развития учителя английского языка путём внедрения инноваций в процесс обучения учащихся средней школы с применением технологии развития критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Инновационная деятельность учителя английского языка как один из факторов его профессионального роста»

Секция 5. «Потенциал дополнительного педагогического образования учителей общественно-гуманитарных дисциплин: инновации, качество, ресурсы»


Слесарева Виктория Николаевна,

учитель английского языка высшей категории

ЯОСШИ № 14, г. Ясиноватая


ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ

ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Аннотация: в статье представлены материалы из опыта работы по проблеме профессионального развития учителя английского языка путём внедрения инноваций в процесс обучения учащихся средней школы с применением технологии развития критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, учащиеся средней школы, профессионализм.


«Подход к изучению предмета «Иностранный язык» в соответствии с международными рекомендациями по языковому образованию и международным стандартом характеризуется как системно - деятельностный, личностно ориентированный, компетентностно-коммуникативный и подразумевает применение активных форм познания (наблюдение, опыт, исследование, проект, учебный диалог), создание условий для формирования и развития способности осознавать и адекватно оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью. В связи с этим в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия» [6, с. 113].

В данном контексте в сегодняшнем образовательном пространстве учителя к инновационной деятельности побуждает новый ученик, осознающий свои собственные образовательные потребности и стремящийся к их удовлетворению. В инновациях проявляется профессионализм учителя.

Активного, деятельностного ученика учителю помогает подготовить теория развития критического мышления учащихся. Изучив теоретические положения технологии развития критического мышления в работах Д. Халперна, И. О. Загашева, Е. И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской, я попробовала применить их к использованию на своих уроках английского языка на материалах действующих учебников.

Цель статьи - познакомить с опытом работы по внедрению инноваций на материалах действующих учебников с применением ТРКМ.

Так, при изучении новых лексических единиц на уроках я использую ФСТ (функционально-смысловые таблицы), автором которых является Пассов Е. И., адаптировав их к современным условиям для современных учебников. Рассмотрим на примере. В работе представлен фрагмент таблицы.

Тема: What the Future Holds (Что содержит будущее).

Практическая задача: ознакомление с лексическими единицами по новой теме.

Введение в тему урока – экстралингвистический объект. Учитель представляет вниманию учащихся для просмотра отрывок из фантастического фильма о путешествии в будущее на 1-2 минуты. Это первая фаза в трёхфазовой структуре урока – вызов - пробуждение интереса к получению новой информации. Итак, учащиеся заинтересованы просмотром видеоролика. Затем предлагает помечтать о том, каким же будет будущее, где учащиеся могут использовать собственный опыт. Для высказывания по теме учащимся предлагается лингвистический объект – ФСТ с новыми лексическими единицами по теме, при помощи которой активизируется познавательная деятельность учащихся. Первый этап работы над таблицей – прослушивание и повтор за диктором с визуальной опорой. Таблица представлена на бумажном носителе, который предлагается учащимся как раздаточный материал, и в компьютерной презентации, где новые лексические единицы семантизируются при помощи картинок, что продолжает поддерживать интерес учащихся к новой теме. Учитель выступает в роли организатора, наблюдателя, помощника, который вовремя предоставит помощь учащимся. Лексические единицы предлагаются учащимся в связном тексте в виде условной беседы. Звучит первый вопрос диктора и ответ учителя обязательно с вопросительной интонацией. Учащимся предлагается повторить ответ. Те, которые согласны с предложенным учителем ответом, скажут перед проговариванием ответа «Yes», а те, кто не согласен, перед своим ответом скажут «No». Такой подход к работе над ФСТ делает обучение личностно значимым. Учащимся не навязывается чужая мысль, что является уважением интересов участников педагогического общения, а также имитирует процесс общения.

Проблемные вопросы записаны в первой колонке. Новые лексические единицы в таблице представлены для удобства ступеньками более крупным по сравнению с русским переводом жирным шрифтом. Здесь же, в таблице, предлагается перевод новых лексических единиц во второй графе напротив их английских эквивалентов. (см. Табл.1)

What the Future Holds

1.What will life be like in future?

In future…

жизнь будет другой

life will

be different








Земля будет загрязнена


the Earth will

be polluted







мы будем способны



we will

be able






жить в




to live in





подводных городах





underwater cities




под стеклянными куполами






in glass domes



летать в







to fly in


летающих автомобилях по городам








flying cars around cities

мы будем использовать








we will use

Таблица 1

Например,

  1. Диктор: What will life be like in future?

Учитель: In future life will be different?

Ученики: Yes, in future life will be different. (Или No, in future life will not be different).

Учитель: In future the Earth will be polluted?

Ученики: Yes, in future the Earth will be polluted. (Или: No, in future the Earth will not be polluted).И так далее.

После проработки всех горизонталей наступает вторая фаза урока – осмысление содержания, на которой учащиеся получают новую информацию. Учитель говорит: «And now tell us how you can see your life in future (А теперь расскажите нам, как вы видите свою жизнь в будущем)».Учащиеся готовят короткий рассказ в течение 2-3 минут по вертикальным графам, подбирая необходимые лексические единицы. Так, один ученик может рассказать «In future life will be different. We will be able to live in glass domes and underwater cities, to travel in flying cars around cities and in mini submarines or in moon shuttles». Etc.

После 3-4 прослушанных рассказов выполняются речевые упражнения типа «Сравни, какой может и не может быть жизнь в будущем», «Докажи, что жизнь в будущем будет лучше», «Убеди, что …». И так далее. Здесь используется приём «прочитай и скажи». Даётся задание, минута на подготовку. Во время ответа таблица закрывается. При такой работе с ФСТ ученик отслеживает своё понимание нового, что является одним из условий развития критического мышления.

Завершается процесс ознакомления с новыми лексическими единицами третьей фазой – рефлексией – или размышлением, где используется приём, который называется «запись на слух с одноразового предъявления». Это упражнение в корне отличается от диктанта. Этапы работы следующие:

  • каждая фраза проговаривается один раз и не повторяется ни при каких условиях;

  • учащиеся сначала шёпотом проговаривают прослушанную фразу, а потом записывают её;

  • фразы проговариваются в обычном, а не в замедленном темпе.

Когда проговоренное записано, на экране компьютера появляется записанный текст для сверки. Те учащиеся, которые не успели что-то записать, могут сделать это сейчас. Предлагаемый приём – это единственный вид работы, который способствует развитию всех четырёх аспектов речевой деятельности.

По данной теме предлагается микротекст следующего содержания:

Учитель: This is what Sam from the fairy tale tells about life in future. To remember better let’s write down his speculations. (Предлагается другой короткий видеоролик - отрывок из мультфильма и т. п.).

In future life will be different: we will live in glass domes in underwater cities. Everyone will have a robotic housemaid. We will fly in flying cars. There won’t be any traffic “jams”. We will use another fuel that won’t cause any air pollution. .

Задача данного этапа – творчески переосмыслить новую информацию, использовать её в новом содержании.

Экспериментальная деятельность учителя и внедрение инноваций в образовательный процесс способствуют профессиональному росту учителя. Мастерство учителя-профессионала иностранного языка основано на разного рода умениях:

1.Проектировочные умения, или Учитель как сценарист.

2.Адаптационные умения, или Учитель как режиссер.

3.Организационные умения, или Учитель как организатор.

4.Коммуникативные умения, или Учитель как речевой партнер.

5.Мотивационнные умения, или Учитель как энергизатор.

6.Умения контроля и самоконтроля, или Учитель как контролер.

7.Исследовательские умения, или Учитель как исследователь. [2].

Так, составляя ФСТ и обучая учащихся работе с ней, я как учитель иностранного языка выступаю в качестве сценариста своего урока. На уроке во время работы над таблицей, адаптируя, при необходимости, и привязывая материал к моментам урока, я выступаю в роли режиссёра своего урока. Направляя деятельность учащихся по фазам осмысления материала, я выступаю организатором урока. Преподнося новые лексические единицы в условной беседе с учащимися, я выступаю как речевой партнёр, где демонстрирую знания культуры страны изучаемого языка в культуре речи и поведения: в мимике, жестах, интонации, в культуре речевого поведения, в богатстве, точности и выразительности речи, в соблюдении речевого этикета. Поддерживать мотивацию в работе над ФСТ мне помогают постановки задач типа «Докажи (убеди), что твоя жизнь будет лучше в будущем», что вливает в учащихся энергию и желание работать. Контролёром я как учитель выступаю особенно на завершающей стадии ознакомления с новыми лексическими единицами, когда предлагаю учащимся самостоятельно проконтролировать свои наработки за урок. И наконец, исследователь проявился во мне как учителе при составлении данной ФСТ и методики работы над ней. Перед составлением ФСТ нужно было изучить материал по теме в учебнике, продумать пути для предложения учащимся способов усвоения нового материала.

Следовательно, инновационная деятельность учителя способствует не только становлению хорошего ученика, но и профессиональному росту самого учителя, что очередной раз доказывает взаимосвязь процесса учение – обучение.


Список литературы:

  1. Английский язык, 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/[Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс], - 7-е изд. – М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2016. – 152 с.: ил. – (Английский в фокусе).

  2. Банщикова Н.Г. Инновационная деятельность учителя иностранного языка в условиях модернизации образования// Проблемы модернизации системы обучения иностранным языкам. Сборник статей международной научно-практической конференции. Сургут,2002. URL: http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html (дата обращения: 07.10.2016).

3. Загашев И. О., Заир-Бек Е. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. — 192 с.

4. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

5. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. -2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.

6. Старшинова Л.В., Коломийцева К.А. Иностранные языки//Педагогическая сокровищница Донетчины. – 2016. - №2. – С.112-119.

7. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.: ил.