Развитие психологической науки, психолого-педагогических технологий, как и всего общества в целом, предполагает создание разного рода новшеств. Но само по себе слово «новшество», или инновация, означает не только изобретение чего-то нового, но также его внедрение и использование. Термин «инновация», если переводить дословно с латинского innovatio, означает «в направлении изменений». Инновация является логичным завершением, результатом интеллектуальной деятельности специалиста, творческого процесса в профессии, открытий и рационализации. Она характеризуется введением продукции (в данном случае психолого-педагогических услуг диагностического и консультационного содержания) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности психолого-педагогической системы. Психологическая наука на теоретическом и методологическом уровнях обладает значительными возможностями создания инновационных психологических подходов и методов, способствующих улучшению качества жизни человека и общества.
История формирования психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) как диагностической, а в дальнейшем диагностико-консультативной службы, характеризуется поиском оптимальных организационно-правовых форм и совершенствованием содержания деятельности. Впервые официально статус комиссий был закреплен в послевоенные годы. В 1949 году было утверждено Типовое положение о (республиканской, областной) медико-педагогической комиссии (МПК) и инструкции по отбору детей во вспомогательные школы. Медико-педагогические комиссии создавались для выполнения определенных функций, собираясь по мере необходимости.
В соответствие с Типовым положением о МПК 1976 года, комиссии уже имели постоянный состав конкретных специалистов, который утверждался органами управления образованием и здравоохранением соответствующего уровня (республиканского, областного). Следует отметить, что в указанный период важной причиной, ограничивающей возможности целостного подхода к ребенку являлось то, что работники двух ведомств — образования и здравоохранения — в рамках формально единой комиссии решали узкие профессиональные задачи, основной целью комиссии был отбор детей с отклонениями в развитии в спецшколы в соответствии с инструкциями. Выполнение этой задачи не требовало тонкости понимания структуры и динамики развития личности ребенка, дифференцированного подхода к разработке рекомендаций.
За последние десятилетия психолого-медико-педагогические комиссии претерпели многочисленные структурные изменения, влияние на комиссии оказали в том числе и изменения в законодательной и нормативно-правовой базе. Конституция Российской Федерации и Закон «Об образовании» Российской Федерации закрепили равные со всеми права на образование, выбор места и организационной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В условиях модернизации системы образования Российской Федерации возникла необходимость в организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. Согласно Типовому положению от 2013 года меняется основная цель психолого-медико-педагогических комиссий. Целью ПМПК становится не отбор детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбор (определение) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определение характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.
На современном этапе результатом обследования на ПМПК является коллегиальное заключение специалистов комиссии о необходимости создания специальных образовательных условий для реализации индивидуального образовательного маршрута ребенка (обучающегося) с ОВЗ, инвалидностью, а также рекомендации, с которыми родители согласны и которым они готовы следовать. В настоящее время деятельность педагога-психолога как специалиста, сопровождающего процесс взаимодействия всех субъектов ПМПК – всех специалистов, родителей, детей – заключается в соблюдении баланса внешних и внутренних условий, которые влияют на состояние их психологического комфорта. При этом важно простроить ситуацию обследования таким образом, чтобы обеспечить максимальное сбережение ресурсов ‒ временных, физических, эмоциональных.
В рамках профессиональных подходов каждого специалиста ПМПК существует необходимость анализа одной из представленных сфер: регуляторной, когнитивной, аффективно-эмоциональной. Каждая из них в деятельности специалистов ПМПК представляется собственной единицей анализа. Для медика – это поведенческие особенности, включающие как регуляторную, так и аффективно-эмоциональную сферы; логопед, исследуя речевую деятельность, фактически анализирует один из компонентов когнитивной сферы, а также регулятивный компонент коммуникации; педагог-психолог – оценивает все три сферы. В условиях проведения ПМПК каждый специалист включен в комплексное обследование ребенка, следовательно, применяемые технологии должны быть комплементарны, а результаты обследования каждым специалистом должны согласовываться с результатами других специалистов команды ПМПК.
Современная технология психологического обследования ребенка на ПМПК включает в себя стандартные процедуры выявления особенностей познавательной деятельности, поведения, эмоционального реагирования ребенка на ситуацию и окружающих, взаимоотношения с взрослыми и саморегуляцию. Однако, огромный временной дефицит не позволяет использовать весь арсенал важных и эффективных, но достаточно длительных по времени диагностических методик. Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога в процессе диагностики на ПМПК является наблюдение и оценка поведения ребенка, характера его деятельности, особенностей коммуникации, в том числе специфики взаимодействия с взрослыми, и других поведенческих показателей. Подобная диагностика, совместно с учетом всего комплекса анамнестических данных, позволяет специалистам комиссии при обсуждении вычленить «ядро» проблем ребенка. При этом, педагог-психолог должен в обязательном порядке учесть и то, что уже увидел и оценил сам, и то, какие результаты получили другие специалисты, тем самым сводя к минимуму ресурсные затраты ребенка и минимизируя дублирование однотипных заданий.
Указанные особенности диагностики накладывают на педагога-психолога принципиально особый функционал, поскольку именно эти, как бы косвенные наблюдения, не относящиеся непосредственно к исследованию психических процессов и функций, часто позволяют не только самому психологу, но и всем остальным специалистам комиссии при обсуждении вычленить «ядро» проблем ребенка. Безусловно, такой анализ должен проходить и с учетом всего комплекса анамнестических данных. Подобным образом построенное наблюдение позитивно влияет на эффективность консультирования и рекомендации ПМПК в целом, в том числе, на определения необходимых специальных образовательных условий.
Как и другие специалисты ПМПК педагог-психолог может определить степень выраженности проблем ребенка по соответствующему критерию с учетом его возраста, отмечая соответствующие особенности, соотнося их с таблицей:
Уровень выполнения | Возраст ребенка |
от рождения до 5-ти лет | от 5-ти до 7-ми лет | Школьный возраст |
1-й уровень | проблем выполнения заданий нет или фиксируются легкие проблемы при выполнении заданий в каждой методике; качество выполнения соответствует возрасту, помощь взрослого либо не требуется, либо представляет собой стимулирующую помощь. | проблем выполнения заданий нет или психолог фиксирует легкие проблемы, единичные ошибки при выполнении заданий в каждой методике; качество выполнения в целом соответствует возрасту, помощь взрослого либо не требуется, либо представляет собой мотивирующую помощь. | проблем выполнения нет или психолог фиксирует легкие проблемы, единичные ошибки при выполнении заданий в каждой методике; качество выполнения в целом соответствует возрасту, помощь специалиста либо не требуется, либо представляет собой мотивирующую помощь. |
2-й уровень | умеренные (средней степени тяжести) проблемы при выполнении заданий; ребенок допускает умеренное количество ошибок, при этом задания выполняются методом проб и ошибок в перцептивно-действенном плане, при этом специалистом оказывается стимулирующая и организующая (создание внешней программы деятельности) помощь, а также в качестве помощи вводится дополнительная наглядность (выбор более ярких и значимых для ребенка объектов-игрушек). | регистрируются умеренные (средней степени тяжести) проблемы при выполнении заданий, ребенок допускает умеренное количество ошибок, при этом задания выполняются и исправляются им самостоятельно (без обучающей помощи взрослого); психологом оказывается стимулирующая, организующая (создание внешней программы деятельности) помощь, а также в качестве помощи может вводиться дополнительная мотивация. | психолог регистрирует умеренные (средней степени тяжести) проблемы при выполнении заданий, ребенок допускает умеренное количество ошибок, при этом задания выполняются и исправляются ребенком самостоятельно (без обучающей помощи взрослого); психологом оказывается стимулирующая, организующая (создание внешней программы деятельности) помощь, а также в качестве помощи может вводиться дополнительная мотивация. |
3-й уровень | ребенок выполнить задание не может, при этом деятельность хаотична;. к объяснению и показу взрослого прислушивается мало, не обращает внимания. Неполное/частичное выполнение задания возможно только при большом объеме обучающей и организующей помощи специалиста, может частично перенести способ действия на аналогичный материал. | ребенок самостоятельно выполнить задание не может, стратегия деятельности непоследовательная, требуется большой объем обучающей помощи взрослого; неполное/частичное выполнение задания возможно только при большом объеме обучающей и организующей помощи психолога, своих ошибок ребенок не замечает, критичность к собственной деятельности и ситуации снижена; может частично перенести способ действия на аналогичный материал. | ребенок самостоятельно выполнить задание не может, стратегия деятельности непоследовательная, требуется большой объем обучающей помощи взрослого; неполное/частичное выполнение задания возможно только при большом объеме обучающей и организующей помощи психолога, своих ошибок ребенок не замечает, критичность к собственной деятельности и ситуации снижена; может частично перенести способ действия на аналогичный материал. |
4-й уровень | ребенок не в состоянии выполнить задания или понять, что от него требуется даже при условии большого объема организующей и обучающей помощи специалиста. Деятельность хаотична, без учета собственных проб и ошибок (деятельность может полностью отсутствовать). | ребенок не в состоянии выполнить задания или понять, что от него требуется даже при условии большого объема организующей и обучающей помощи, деятельность хаотична без учета собственных проб и ошибок, либо может полностью отсутствовать. | ребенок не в состоянии выполнить задания или понять, что от него требуется даже при условии большого объема организующей и обучающей помощи, деятельность хаотична без учета собственных проб и ошибок, либо может полностью отсутствовать. |
Исходя из вышеизложенного и тактика взаимодействия педагога-психолога с ребенком в процессе психологического обследования на ПМПК также претерпевает изменения и характеризуется более гибким подходом, свойственным технологиям и приемам консультативной помощи: во время первичной беседы с родителями, сбора жалоб и анамнеза присутствие ребенка (особенно подросткового возраста) в помещении нежелательно – рассказ родителей может дополнительно его травмировать, вызвать чувство вины, собственной неполноценности и осложнить в дальнейшем контакт со специалистом.
В некоторых случаях, когда ребенок особенно непоседлив, расторможен, отказывается от взаимодействия, не вступает в контакт со специалистами, не следует заставлять его делать что-либо насильно. Имеет смысл отвлечься, оставить его в кабинете на некоторое время для свободной игры. Это время удобно использовать для выяснения истории развития ребенка (анамнеза), ознакомления с имеющимися документами, предъявляемыми родителями, или лицами их заменяющими. С некоторыми детьми, особенно трудно входящими в контакт, вначале может помочь совместная игра (в мяч, кубики, какие-либо другие игры). При непосредственной работе специалиста с ребенком лучше, если ребенок находится не «через стол» (избегание позиции «глаза в глаза»), а рядом или сбоку. В этом случае контакт устанавливается быстрее, а общение становится более естественным и продуктивным. Естественно, все показатели поведения ребенка отражаются в протоколе специалиста. В процессе всего диагностического взаимодействия необходимо поддерживать положительный контакт с ребенком (если это вообще возможно). В случае любого выполнения задания дается положительное подкрепление короткими фразами: «Все хорошо», «У тебя получается», «Молодец». Если ребенок демонстрирует выраженную расторможенность, гипердинамичность, или неадекватное ситуации поведение, нельзя грубо его одергивать, запрещать трогать что-либо на столе или в комнате, лучше заранее или по ходу работы убрать со стола посторонние вещи, методики, которые в ближайшее время не будут использоваться, чтобы они не отвлекали ребенка. При этом можно сказать (в качестве дополнительной мотивации), что этими игрушками он еще поиграет, когда сделает нужные задания, или объяснить, что данные пособия для детей гораздо более младшего или старшего возраста.
Не следует пресекать и попытки обращения ребенка к взрослому. В этот момент можно лишь сказать, что никто, кроме него это сделать не сможет. Также при этом необходимо отметить как, каким образом ребенок привлекает взрослого, насколько адекватна подобная коммуникация, отметить другие поведенческие особенности, возникающие в этот момент. Такая информация во многих случаях может стать основой для рекомендаций по организации специальных условий образования.
В зависимости от создавшейся ситуации, возраста ребенка, в некоторых случаях имеет смысл специалисту принять такую позу, чтобы его лицо находились на одном уровне (по высоте) с лицом ребенка. Особенно это оказывается плодотворным для установления и поддержания продуктивного контакта с детьми дошкольного возраста, или детьми, трудно вступающими в контакт. Для этого в помещении ПМПК должен быть ковер, или ковровое покрытие для занятий с ребенком, маленькие стульчики, небольшой стол.
В процессе психолого-педагогического обследования могут возникать конфликтные ситуации, касающиеся взаимодействия специалистов ПМПК с родителями. Часто это связанно с тем, что ПМПК подводит родителей к осознанию имеющихся у ребенка проблем, что приводит к такому механизму родительской защиты как отрицание. Для предотвращения конфликтных ситуаций и их урегулирования педагог-психолог использует весь арсенал профессиональных приемов. Роль медиатора, которую реализует педагог-психолог ПМПК, являясь инновационным подходом в деятельности специалиста в данной должности, помогает нивелировать конфликт, создав ситуацию продуктивного взаимопонимания и сотрудничества всех субъектов деятельности ПМПК.
Заключительную беседу по результатам обследования ребенка на ПМПК также проводит педагог-психолог, который способствует продуктивному завершению процесса, посредством консультирования, информирует о результатах обследования ребенка в доступной для родителя форме. Кроме того, что педагог-психолог должен информировать родителя о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о сущности самого расстройства, которым страдает их ребенок, о вопросах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, важно также убедить родителя в том, что его понимают, сочувствуют и стараются помочь. Высокий уровень эмпатии и эффективная обратная связь поможет родителю ощутить психологическую поддержку и взаимопонимание, снизить активность защитных психологических механизмов.
Таким образом, на всех этапах работы ПМПК педагог-психолог выполняет важные роли: консультанта, медиатора, диагноста, координатора, иными словами – не просто посредника между участниками процесса, а интегратора взаимодействия всех субъектов заседания ПМПК: и специалистов, и родителей, и ребенка.
Литература:
Барбарян Э.Г. Инновационная модель организации и специфика деятельности педагога-психолога в условиях модернизации ПМПК.
Быкова М.Б., Инновации в деятельности ПМПК и ПМПк // КГБУ «Алтайский
краевой центр ППМС-помощи»
Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования //Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Новосибирск, 2015), Новосиб. гос. пед. ун-т.; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ , 2015. – 196 с.
Зуев Д.А. Инновационная деятельность в социально-психологической теории и практике// Вестник ВолГУ. Серия 10. Вып.5, 2011.
Конева Е.В., Русанова Л.С. Современные тенденции и проблемы в
психолого-медико-педагогическом обследовании детей // Научный сетевой журнал «Медицинская психология в России», Т.10, №4(51), 2018
Методические рекомендации «Инновационные модели деятельности педагогов-психологов, учителей- логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов, специалистов психолого- медико-педагогических комиссий» [Электронный ресурс] - URL: https://eduportal44.ru/ (дата обращения: 07.04.2023).