Секция
Инновационная направленность преподавания гуманитарных дисциплин как условие повышения профессиональной культуры учителя-филолога
21 век – век новых подходов в образовании и воспитании подрастающего поколения. Современный учитель ставит перед собой новые задачи, учитывая изменения в сознании и понимании детей нового времени. При этом возникают вопросы, которые учитель постоянно задает, прежде всего, себе. Как учить современных детей? Как говорить с ними на одном языке? Как быть им интересным? Как не потерять ( или завоевать) авторитет? Как и чему сегодня учить? Нужно ли изменять методы и приемы, нужны ли современные технологии или можно учить «по старинке»?
Очевидно, что в век компьютерных технологий современный школьник может взять информацию из различных источников. И задача учителя - не потеряться в поле обучения ученика, остаться тем источником знаний, который поможет найти то, что нужно школьнику, остаться проводником между знаниями и учеником. Это сложно. Каким нужно быть учителем, чтобы быть нужным? Каждый педагог отвечает на эти вопросы по-разному. Некоторые, понимая ситуацию, меняются сами, меняют подходы к обучению и воспитанию, стараются принять и понять особенности современных школьников, чтобы помочь им не потеряться в сложном современном мире. А некоторые, не понимая происходящего, остаются закоренелыми консерваторами, не способными преломить себя и стать на сторону ученика.
Сегодня перед современной школой стоит непростая задача – создать условия для правильного обучения каждого ученика, развивать у них желание к восприятию новых знаний, учить их творчески мыслить, уметь анализировать происходящее, повышать мотивацию к учебной деятельности. Ведь наше будущее зависит от ребят, которые сегодня сидят за школьной партой. Важно, чтобы они смогли адаптироваться к жизни в социуме, умели самостоятельно принимать решения, применять полученные знания, быть способными изменять себя и общество в целом. Для этого учителю нужно очень многое сделать. Прежде всего, нужно в каждом ученике видеть личность, партнера, сообщника (в хорошем смысле этого слова). Современный учитель – это прежде всего наставник, координатор, тьютер, проводник, а не просто источник информации. Поэтому в современном образовании трудно работать без использования новых технологий, без инновационных методов и приемов, способных расширить рамки современного образовательного пространства.
Применение инновационных технологий в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Инновационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательный процесс.
При использовании инновационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с инновационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда инновационные и информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека.
При использовании инновационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности — познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность педагога.
Что мы наблюдаем сегодня, глядя на современного школьника? Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – вот далеко не полный перечень проблем нынешнего ученика. Кроме того, современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются лишь на непродолжительное время. Выполняя ежедневно чуть ли не сотни тестовых заданий, он имеют серьезные проблемы с памятью.
Вполне естественно, что в такой тревожной ситуации назрела необходимость пересмотра возможностей хорошо известных приемов преподавания с целью адаптации их к изменившимся условиям.
Преподавание русского языка и литературы в современных условиях неизбежно сталкивается с целым рядом противоречий. Во-первых, это отсутствие у учащихся личностного мотива деятельности, связанное с активным развитием интернет-технологий и восприятием предметов гуманитарного цикла (особенно литературы) как оторванных от практической деятельности. Следствием этого становится следующая проблема – непрочность практических навыков устной и письменной речи. Познавательные и духовно-нравственные горизонты учащихся сейчас в большей мере определяются СМИ, журнальной литературой, поп-музыкой, компьютерными играми, что привело к снижению общего уровня речевой культуры. Традиционные педагогические приёмы, методы и средства обучения в этих условиях недостаточно эффективны. Данные затруднения позволяет преодолеть системно-деятельностный подход, превращающий ученика из объекта в субъект самостоятельной познавательной деятельности. Работа над данной темой становится особенно актуальной в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты, в основе содержания которых лежит системно-деятельносттный подход.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие
В основе системно-деятельностного подхода лежит принцип развивающего обучения, который сформулирован Л.С.Выготским еще в 30-е годы прошлого столетия. Великий учёный считал, что дети способны не просто повторять за учителем заученный урок, они способны на большее. Дети должны мыслить на перспективу, обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».
Традиционный урок построен по принципу: “Делай как я – и все будет правильно”. Неэффективность данной формулы доказана временем. Обществу нужна современная молодежь, умеющая выделять проблемы, задавать и самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, делать выводы, принимать решения. Нужны инициативные люди! И системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.
Системно – деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается системой следующих дидактических принципов:
принцип деятельности;
принцип непрерывности;
принцип целостности;
принцип минимакса;
принцип психологической комфортности;
принцип вариативности;
принцип творчества.
Прежде всего, важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать сами способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Не менее важным представляется мне и креативный принцип: необходимо учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.
Работа над данной темой позволяет сделать вывод, что деятельностный подход:
способствует повышению мотивации обучения;
создает условия для усвоения понятий как способа действий;
способствует развитию креативности;
позволяет осуществлять индивидуальный подход в обучении;
способствует развитию общеучебных навыков и формированию ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной компетентности, готовности к разрешению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, готовности к социальному взаимодействию).
Таким образом, системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.