муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа № 16
с углубленным изучением отдельных предметов"
ПРОГРАММА
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
"Средняя школа № 16
с углубленным изучением отдельных предметов"
Снижение напряженности учащихся как элемент здоровьезбережения на уроках английского языка.
Арзамас,2018
Значимость инновационной программы и ее актуальность.
Good health is above wealth.
(English proverb)
(Хорошее здоровье лучше богатства.
Английская пословица)
Главная причина, основа, успеха в обучении – это комфортность эмоциональная, физическая, интеллектуальная. Условие комфорта – отсутствие каких-либо помех и преград. Недомогание, усталость, непонимание – это огромная помеха в овладении новыми знаниями, в учёбе; это стресс, который приводит к ухудшению здоровья. Одна из главных задач учителя – не навредить своими действиями ребёнку. А это не просто, ведь в погоне за результатами мы забываем о физиологических особенностях детей, их болезнях, особенностях восприятия и запоминания материала, не думаем об их самочувствии, не допускаем мысли о возможных проблемах в семье или коллективе. Часовая, весовая и информационная загруженность детей явно на лицо. Как сделать, чтобы на уроках не чувствовалась усталость, а правила запоминались сами собой, положительные эмоции преобладали над отрицательными, а от процесса обучения каждый раз получали удовлетворение и учитель, и ученик. В этом должны помочь здоровьесберегательные технологии. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий способствует повышению качества обучения, мотивации, сохраняет здоровье школьников.
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьесберегающих технологий.
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. По данным НИИ педиатрии лишь около 12 % учащихся школ практически здоровы. Педагогические исследования показывают, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз [7]. Педиатры обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Все это указывает на необходимость ориентации системы образования на сбережение и укрепление здоровья школьников, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор таких технологий преподавания, которые были бы адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки в учебном процессе и позволяли добиться положительных результатов в сохранении здоровья школьников.
Актуальность здоровьесбережения отражена в образовательных документах: Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России, Концепция непрерывного образования, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Например, в Законе «Oб образовании» говорится, что педагогические работники обязаны формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни [5; 75].
Считаем, что применение здоровьесберегающих технологий, направленных на создание комфортной среды на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Ведь английский язык – это серьёзный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом должны усвоить массу нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Их эффективность в свою очередь невозможна без обеспечения максимально благоприятной и комфортной обстановки и создания у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету, повышать интерес и мотивацию школьников. Важно, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед этим предметом.
Благоприятная эмоциональная атмосфера урока - условие его высокой эффективности без ущерба для состояния нервно-психического здоровья учителя и ученика. Умение создать такую атмосферу - важная составляющая профессионального мастерства учителя. Известно, что отношение ученика к учителю переносится на преподаваемый им предмет. Отсюда необходимость завоевать уважение детей, быть в их глазах авторитетным, интересным человеком. Речь идет не о заигрывании или попустительстве, а о настоящем полноценном авторитете.
Цель инновационной деятельности – применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка для создания благоприятного эмоционально фона и устранения напряженности ;
Задачи Программы:
Сохранение, укрепление и развитие духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учащихся;
Изучение методическую литературу по темам важности благоприятного эмоционального фона на уроках, стрессоустойчивости во время учебного процесса;
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья и работоспособности (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации (пение, игры, новизна материала), дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз)
Анализ найденных методик и апробирование их на уроках;
Подбор и проведение измерительных мероприятий для выявления наличия стрессовых ситуаций во время урока (диктант, устный опрос, аудирование), а так же уровня тревожности и напряженности в течение урока (анкетирование проводится в начале эксперимента и в конце для сравнения показателей).
Решение задач программы предполагается осуществлять по следующим направлениям:
Использование в начале урока методики «Подари улыбку», которая направлена на снятие напряжения после предыдущего урока и настраивает ребенка на позитивный лад для его будущей деятельности;
Использование похвалы за каждый маленький успешный шаг, правильно произнесенное слово, прочитанное предложение или успешную самостоятельную работу, что дает предпосылки для создания благоприятного эмоционального и духовного климата;
Осуществление дифференцированного подход к детям с разными возможностями и предусмотрение такие видов работы, которые снимали бы усталость, чувство страха, боязни (особенно это касается второклассников, которые впервые сталкиваются с предметом «Английский язык», (использование техники Цветотерапии));
Применение элементов дыхательной гимнастики в фонетической гимнастике (при работе со звуками или скороговорками);
Проведение на каждом уроке физкультминуток для предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки во второй его половине;
Использование музыкальных пауз и игр-пантомим, а так же подвижных игр и элементов гимнастики для глаз в течение урока;
Применение метода релаксации в конце учебного дня (актуально для 6-7 уроков);
Осуществление рефлексии в конце урока (оцени себя, чему ты научился, какое твое настроение).
Гипотеза - предполагается, что здоровьесберегающие технологии и методики на уроках английского языка помогут учащимся эффективнее и продуктивнее усваивать материал без перегрузки и с позитивным настроем, что позволит добиться положительных результатов в сохранении здоровья школьников при благоприятном эмоционально -психологического климате.
Это возможно при соблюдении следующих условий:
- устранении стрессовых ситуаций на уроке;
применении элементов различных методик здоровьесбережения на разных этапах урока;
эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса (учитель, учащиеся);
поддержание творческой инициативы школьников, индивидуальный маршрут развития талантливых школьников;
использование похвалы, как инструмента для снятия стресса;
организации учебного процесса образовательного учреждения с учетом возможностей соблюдения в нем санитарно-гигиенических норм: уровня освещенности, размера школьной мебели и т.п.
Научно – педагогической и практической основой программы являются следующие принципы:
1.все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
2. все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
3. Должны соблюдаться непрерывность и преемственность урочной деятельности ( работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке).
4. Учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
5.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся ( объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся).
6.Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
7.Акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
8.Активное включение в деятельность на уроке (любой процесс снижает риск переутомления).
Этапы эксперимента:
1 этап (сентябрь-октябрь 2018 уч. г.) – организационно-мобилизационный: изучение новой методической литературы и информационных материалов по проблеме эксперимента; проведение анкетирования.
2этап (ноябрь-апрель 2018-2019 уч.г. ) – деятельностный: применение приемов и методик здоровьесбережения на уроках английского языка для снятия напряженности; обогащение предметно-развивающей среды необходимым материалом для реализации проекта; разработка плана семинара «Мнемотехника, как один из способ снижения напряженности во время урока» и его проведение.
3этап (май 2018 уч.год) – итогово-обобщающий: обобщение опыта по реализации инновационной работы по применению приемов здоровьесбережения на уроках английского языка; публикация результатов.
Основные мероприятия опытно-экспериментальной работы
1 этап (сентябрь-октябрь 2018 уч. г)– организационно-мобилизационный
Содержание | Форма проведения | Сроки |
Поиск необходимой информации,знакомство с новыми методиками по снижению напряженности на уроке (мнемотехники). | Исследование, обсуждение | Сентябрь,2018 |
Апробация Методики изучения эмоциональной напряжённости учащихся, применение отдельных элементов здоровьесберегающих технологий с целью создания благоприятного эмоционального фона на уроке. | Анкетирование, исследование, анализ | Октябрь 2017 |
2этап (ноябрь-апрель 2018-2019 уч.год) – деятельностный
Содержание | Форма проведения | Сроки |
Активное применение методики «Подари улыбку», музыкальных пауз и физкультминуток на уроках, а так же апробация методики цветотерапии и мнемотехник на уроках. | | Ноябрь-декабрь 2018 |
Семинар «Мнемотехника, как один из способ снижения напряженности во время урока» | Семинар | Ноябрь 2018 |
Знакомство и частичное применение мнемотехник при изучении новых лексических единиц. | Исследование | Ноябрь-декабрь 2018 |
3этап (апрель-май 2019 уч.год) – итогово-обобщающий
Публикация в сборнике. | Статья. |
Апрель, 2019 |
Проведение повторного анкетирования и опроса. | Сравнение с предыдущими данными, анализ. |
Май,2019 |
Ожидаемые в конце работы проекта конкретные результаты
Сформируется методическая копилка: материалы со здоровьесберегающими методиками, рекомендации для педагогов на тему «Здоровьесбережение на уроках английского языка при максимальном снижении стресса и напряженности», конспекты, методические разработки по теме, электронные обучающие презентации;
Повысится профессиональная компетентность педагогов по данному вопросу;
Снижение напряженности на уроке и как следствие, образование благоприятного эмоционально-психологического климата;
Учащиеся осознают важность своего здоровья, убедятся в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволит осуществлять намеченные цели не только на уроках иностранного языка;
Использование на уроке здоровьесберегающих методик, направленных на снятие психологического барьера позволит легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями и решить задачи обучения иностранному языку;
доверительные отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.
В перспективе:
Подбор и изучение методик, направленных на снятие стресса и напряжения во время урока;
разработка презентационных материалов, публикации, распространение опыта работы;
методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;
создание программ и технологий, обеспечивающих благоприятные условия для создания максимально благоприятной атмосферы на уроке.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения в сфере создания благоприятного психологического климата:
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
4) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
5) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
6) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
7) позы учащихся, чередование поз;
8) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
9) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
10) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
11) психологический климат на уроке;
12) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
1) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
2) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
3) темп и особенности окончания урока: (быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания; спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися; задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Большое значение имеет режим дня школьника, условия для выполнения домашних заданий, интерес родителей к школьным проблемам, спокойная обстановка дома, соблюдение гигиенических норм. У мальчиков проблемы возникают значительно чаще, т.к. у девочек адаптивные возможности выше.
Четко выработанная система оценивания позволяет управлять процессом эксперимента, обеспечивать совместную деятельность педагогов и учащихся, принимающих участие в образовательном процессе с целью достижения положительных результатов экспериментальной деятельности.
Прогноз возможных негативных последствий.
Возможные риски в реализации программы:
недостаточное обеспечение учебно-методическим комплектом, информационная недостаточность;
отсутствие результатов экспериментальной деятельности, показатели анкетирования и опросов не изменились;
влияние информационной ограниченности и недостаточной ИКТ-компетентности на качество разработки проектов и составлению авторских программ;
недостаточная заинтересованность учащихся и педагога;
отсутствие (увольнение) педагога, работающего по программе;
недостаточная компетентность педагога;
неполное усвоение учебной программы за счет использования здоровьесберегающих методик, которые требуют временных затрат.
Способы коррекции, компенсации негативных последствий. Меры для минимизации влияния факторов риска, предусмотренные поэтапным планом программы:
организация учебно-методической поддержки на уровне МБОУ по укомплектованию необходимой литературой и методическими пособиями, использование возможностей сети Интернет;
эффективное использование образовательных технологий, проектной деятельности, повышающих эффективность педагогического труда, следовательно, качество обучения;
замена выбывшего педагога другим членом педагогического коллектива, организация системы наставничества;
реализация личностно-ориентированного развивающего потенциала содержания и технологии обучения;
организация мониторинга качества реализации программы экспериментальной площадки;
повышение квалификации педагога на курсах, самообразование;
При планировании урока необходимо включать зарядки – релаксации, отводя на них не более 3-5 минут и распределять учебный материал компактно (Организация урока должна обязательно включать три этапа:1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.)
Литература
1. Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. – 2004. - №1. – С. 4-8.
2. Амамджян Ш.Г. Play and Learn English: Играя, учись: английский язык в картинках для детей дошкольного возраста / Ш.Г. Амамджян. – М.: Просвещение, 1978. – 369.
3. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002.
4. Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи. [электроный ресурс]: http:/ ped-kopilka.ru / (дата обращения 19.03.2016)
5.Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. - М.: ТЦ Сфера. 2014. – 192.
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., 2004.
7. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка. [электронный ресурс]: Gigabaza.ru (19.03.2016)
8.Серов Н.В. «Светоцветовая терапия. (Терапевтическое значение цвета: информация – цвет – интеллект)» СПб: «Речь», 2001
9. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., 2002.
10.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 110
11.Сонькин В.Д. Законы растущего организма. – Издательство «Просвещение», 2008. – с.35
12. Сухомлинский В.А. О воспитании. / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1982. – 270.
13. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. / Сост. и авт. вступит. статьи Н.И. Монахов– 5-е изд. – М.: Политиздат, 1989.
14. http://www. shkolnymir. info/.Здоровьесберегающие образовательные технологии.
15. http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/516638/