Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №37 города Кузнецка
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Составили
учителя-дефектологи
Ежова Т.Н., Макарова О.В., Сюлаева Л.Н .
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:
Здоровьесберегающие технологии
Игровые технологии
Коррекционные технологии
Информационные технологии
Личностно-ориентированные технологии
Проектно-исследовательская деятельность
Проектно-исследовательская деятельность –
- это целенаправленная деятельность для
решения поисковых, исследовательских задач.
Задачи:
- развитие и обогащение сенсорного опыта детей;
- формирование умения решать исследовательские задачи,
применяя инновационные методы и средства;
- развитие творческой активности познавательных процессов;
- формирование интереса к творческому решению задач;
- воспитание потребности изучать окружающий мир через
проектно-исследовательскую деятельность.
Личностно- ориентированные технологии
- это система психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей.
Задачи:
- обеспечение комфортных и безопасных условий для развития и обучения ребенка;
- реализация имеющихся природных потенциалов;
- создание условий, позволяющих ребенку проявить собственную активность.
Виды упражнений в сенсорной комнате.
Игровые технологии
- это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр.
Задачи:
- воспитание общепринятых норм взаимоотношений с окружающими через игровые действия;
- развитие способности использовать в практике современные требования к организации игр ;
- формирование нравственной культуры миропонимания;
- совершенствование приобретенных игровых навыков и умений для развития игровой активности.
Здоровьесберегающие технологии
- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Задачи:
- создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;
- сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Виды сохранения и стимулирования здоровья
- Динамические паузы
- Релаксация
- Биоэнергопластика
- Дыхательная гимнастика
- Стретчинг (растяжка мышц тела)
- Су-джок терапия
- Самомассаж
- Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
- Кинезиологические упражнения
Психогимнастика - это курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Цели: создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций.
Релаксация – специальный метод, направленный на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных упражнений.
Цели: снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения, образного мышления, психомышечная тренировка, создание позитивного фона настроения.
Биоэнергопластика – это система упражнений для развития гибкости артикуляционного аппарата и синхронности его движений с движениями кистей рук. Цели: нормализация мышечного тонуса, стимуляция интеллектуальной деятельности, развитие координации движений, мелкой и общей моторики.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
Цель: развитие связи двух полушарий для формирования координации движений.
«Зеркальное рисование» или «Латеральное рисование»
Цель: развитие творческого воображения, произвольности и самоконтроля, синхронизация деятельности обоих полушарий.
Самомассаж – одно из средств
лечебно-профилактической
работы, влияющей на здоровье
и самочувствие ребенка.
Цели : обогащение внутреннего мира ребенка, оказание положительного воздействия на развитие памяти, мышления, развитие фантазии, снятие мышечного напряжения.
Су-джок терапия – пальчиковая гимнастика с применением массажного шарика су-джок.
Цель: укрепление организма, улучшение психоэмоционального состояния детей,
коррекция речевых нарушений.
Пальцевой массаж
- массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
- прищепочный массаж;
- массаж орехами, каштанами;
- массаж шестигранными карандашами;
- массаж чётками;
- массаж травяными мешочками;
- массаж камнями;
- массаж приборами Су-Джок терапии.
Стретчинг – система упражнений, основанная на чередовании напряжения и расслабления в различных частях тела.
Цель: развитие двигательной деятельности, нормализация гипертонуса и гипотонуса мышц.
Коррекционные технологии
- это комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическое воспитание, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- стимуляция повышения активности и самостоятельности детей;
- создание адекватных условий для развития,
обучения, оздоровления детей;
- создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Виды коррекционных технологий
- Арттерапия
- Имаготерапия
- Изотерапия
- Ароматерапия
- Библиотерапия
- Улыбкотерапия
- Музыкотерапия
- Сказкотерапия
- Пескотерапия
Арттерапия – специальное коррекционное воздействие на ребенка, основывающееся на творческом самовыражении личности. Цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Изотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью изобразительного творчества, рисования. Цели: развитие чувственно-двигательной координации, формирование положительных взаимоотношений, осуществление психологической коррекции детей с трудностями в обучении, социальной адаптации.
Цветотерапия - специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью цвета. Цели: снятие напряжения, коррекция и развитие ощущений, повышение эмоционального настроя. .
Музыкотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью музыки. Цели: стимуляция слухового восприятия, коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений, стимуляция речевой функции, нормализация просодической стороны речи (тембр, ритм, выразительность интонации), формирование навыков словообразования и слоговой структуры слова.
Кинезотерапия - музыкально – пластическое искусство через определенные двигательные упражнения. Цели : развитие двигательных умений и навыков, воспитание морально-волевых качеств.
Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребёнка с помощью чтения специально подобранной литературы.
Цели: развитие познавательной активности, нормализация и оптимизация психического состояния ребенка.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Цели: развитие связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания,
воображения, ускорение процесса
автоматизации и дифференциации
поставленных звуков.
Сказкотерапия (означает «лечение сказкой») - это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Цели : развитие творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.
Имаготерапия - специальное коррекционное воздействие на ребенка посредством театрализованной деятельности. Цель: развитие творческих способностей, коммуникативной сферы, связной речи, мелкой моторики, коррекция психоэмоционального состояния, повышение эмоционального настроя. ..
Ароматерапия - специальное воздействие на организм ребенка с помощью летучих ароматических веществ. Цели: создание благоприятного эмоционального фона, расширение сознания, совершенствование взаимодействия с окружающим миром, снятие напряжения.
Пескотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребенка при помощи песка.
Цели: совершенствование умений и навыков практического общения, коррекция речевой деятельности, развитие мелкой моторики и эмоционально-волевой сферы.
Информационные технологии
- это совокупность процессов, объединённых
для обеспечения сбора, хранения, обработки,
вывода и распространения информации.
Задачи:
- сохранение здоровья детей и повышение познавательной активности;
- создание положительного эмоционального настроя;
- развитие и коррекция речевой деятельности детей; -
- активизация психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, зрительно-моторной координации .
Виды информационных технологий
- Анимации
- Слайдовые презентации
- Развивающие игры
- Показ фильмов