СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационно интегрированный форсайт - проект (ИИФП) «Новая школа – «социальный «оазис» как модель социального партнерства» --- основа программы развития МКОУ «Залининская СОШ» до 2022года.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский коллектив  муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Залининская средняя общеобразовательная школа» представляет инновационно интегрированный  форсайт – проект «Новая школа – «социальный оазис» как  модель социального партнёрства».  Инновационный проект   реализуется при помощи  кластерного подхода как организации взаимосвязанных отношениями сотрудничества  участников образовательного пространства, социума, учреждений образования, культуры, спорта, объединённых вокруг школы, в целях повышения конкурентоспособности  образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Инновационно интегрированный форсайт - проект (ИИФП) «Новая школа – «социальный «оазис» как модель социального партнерства» --- основа программы развития МКОУ «Залининская СОШ» до 2022года.»

Инновационно интегрированный форсайт - проект (ИИФП) «Новая школа – «социальный «оазис» как модель социального партнерства» --- основа программы развития МКОУ «Залининская СОШ» до 2022года.


Общее описание инновационного продукта.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития, потребностям общества. Современная школа – это не только хорошо оснащенные кабинеты, спортивный зал, школьная столовая, социальные гарантии на получение доступного качественного образования, прежде всего – это «человеческий капитал», учителя, дети, родители, социальные партнёры.

Образовательная организация должна быть открытой социально – педагогической системой, действующей в рамках основных направлений государственной политики в области образования.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Залининская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области расположена в селе

Дьяконово Октябрьского района, которое находится в 10 км от города Курска. Проектная мощность школы – 340 человек. С 2010 года школа работает в 2 смены.

Педагогическая система школьного образования складывается из следующих направлений: начальное общее, основное общее, среднее общее образование, а также дополнительное образование детей и взрослых.

Для реализации данных направлений в образовательной организации осуществляется нормативно-правовое обеспечение развития образования, развивается материально-техническая база, организуется методическое и информационное сопровождение деятельности школы, повышается качество образования, развивается система социального партнерства, поддержка молодых педагогов, повышается эффективность кадрового обеспечения образовательного процесса, создаются условия для комплексного подхода к здоровью каждого участника образовательного пространства.

Авторский коллектив муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Залининская средняя общеобразовательная школа» представляет инновационно интегрированный форсайт – проект «Новая школа – «социальный оазис» как модель социального партнёрства». Инновационный проект реализуется при помощи кластерного подхода как организации взаимосвязанных отношениями сотрудничества участников образовательного пространства, социума, учреждений образования, культуры, спорта, объединённых вокруг школы, в целях повышения конкурентоспособности образовательной организации.

Проблемы:

  • организация учебно-воспитательного процесса в условиях 2-х смен и как следствие психологический дискомфорт в образовательном пространстве;

  • соответствие современным запросам социума, конкурентоспособность образовательной организации;

  • наличие профессиональных дефицитов у педагогов, работающих в рамках социального партнерства;

  • недостаточная мотивация представителей родительской общественности к социальному партнерству.

Цель проекта:

повышение эффективности образовательного процесса, доступности качества образовательных услуг, конкурентоспособности ОО путем реализации механизмов социального диалога и партнерства, сценарного прогнозирования будущего ОО - как «социального оазиса» - основного ресурса удовлетворения запросов, интересов, потребностей всех участников образовательных отношений.

Задачи проекта:

  • создать единое образовательно-воспитательное пространство для обеспечения полноценного развития обучающихся;

  • обеспечить комфортные психологические условия, способствующие всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;

  • развить навыки конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса;

  • повысить психолого-педагогическую компетентность и психологическую культуру субъектов образовательного процесса;

  • повысить родительскую компетенцию и ответственность в вопросах воспитания и образования ;

  • формировать положительный имидж и конкурентоспособность ОО;

  • расширить связи образовательной организации с социальными партнерами в рамках реализации кластерной модели инновационной деятельности.



Процесс достижения цели




Исходная позиция


Конечная позиция





Процесс






Микро цель

Э тапы деятельности


Фазы развития ОО



Обратная связь



Новизна инновационного продукта ИИФП.

Представлена стратегия, модель, тактика, технологии активного кластерного взаимодействия субъектов образовательного пространства в условиях социального партнерства с целью качественного перехода на новый уровень образовательных и жизненных приоритетов.

Этапы и содержание деятельности.

ИИФП является основой современной образовательной среды и площадкой для реализации социального партнерства, где работает принцип открытости для всех и возможность обратной связи. Реализуются функции управления в единстве прошлого, настоящего, и будущего. С их помощью осуществляется непрерывный процесс поиска и генерирование идей и решений. Конечно, возможны риски при использовании ИИФП, но мы нашли пути их преодоления.

На первом этапе идет осуществление интенсивного процесса диагностических, аналитических, мониторинговых экспертиз, определяется стратегия реализации проекта. На первом этапе используется информационно - аналитическая функция управления (поиск, сбор, хранение, переработка, использование информации). Проведение анализа и выявление проблемы. Формирование идеи и миссии образовательной деятельности.

На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждый субъект вступает в эмоционально - деятельностные отношения. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентаций, норм и символов, разрабатываются модель и тактика внедрения продукта. На втором этапе используются мотивационно - целевая и планово - прогностическая функции управления. Идет формирование проблемного сознания, мотивов, разработка «дерева целей» управления развитием общего образования, освоение педагогических технологий, составляется прогноз конечных результатов. Происходит формирование проектных команд для реализации кластерной модели инновационного проекта как механизма качественного преобразования ОО и развитие социального партнерства.

На третьем этапе развития участники образовательного пространства узнают свои и чужие возможности, способности, уровень профессиональной компетентности и личностные качества, вокруг лидера формируется конкурентно способный коллектив.

На третьем этапе используются организационно-исполнительная и контрольно - диагностическая функции управления. Организация деятельности всех участников оперативного управления. Создание нормативно-правовой базы и разработка документации по оперативному контролю процесса реализации. Определение прав, обязанностей, ответственности участников. Разработка материального и морального стимулирования труда. Подготовка экспертной оценки по показателям качества работы. Выявление причинно-следственных связей в оценке действий. На этом этапе развиваются технологии взаимодействия кластеров.

На этапе развития основные силы участников образовательного пространства направлены на инновационную деятельность. Реализуется регуляционно - коррекционная функция управления. Обеспечение процесса в заданном режиме работы. Устранение негативных отклонений в реализации. Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе. Проведение мониторинга деятельности. Происходит переход образовательной организации из состояния функционирования в режим развития в рамках приоритетного направления «здоровый учитель – успешный ребенок - удовлетворенный родитель».


Стратегия ИИФП

Переход в состояние развития

Модель ИИФП

«Социальный оазис»* - форсайт- проект

Тактика ИИФП

Кластеры* (программы)

Технологии ИИФП

Интеграция программ, взаимодействие и сотрудничество участников


С учетом содержания этапов были разработаны рекомендации, мероприятия и виды деятельности по продолжению апробации проекта «Новая школа – «социальный оазис» как модель социального партнерства» и была утверждена дорожная карта по развитию и внедрению форсайт - проекта в МКОУ «Залининская СОШ».


п/п

Действия

Мероприятия

Ответственные

Примечание






1

Провести исследования в педагогическом коллективе

Диагностико – исследовательская работа «Психологогический климат в школе»

Педагог- психолог



Приказ

2

Создать Совет по организации работы, связанной с разработкой форсайт – проекта

Создание совета ИИФП*, связаннго с разработкой форсайт – проекта (далее по тексту - Совет)

Директор

Приказ

Составление и утверждение плана мероприятий совета по разработке форсайт - проекта

Комиссия

Приказ

Формирование и анализ нормативно-правовой базы по введению форсайт- проекта в ОО

Директор

Перечень ЛНА

(локальные нормативные акты) всех уровней


3.

Определить основные направления развития образовательной организации

Разработка и принятие ЛНА (локальные нормативные акты):

Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся

МКОУ «Залининская СОШ»;

Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников

МКОУ «Залининская СОШ»;

Программа по благоустройству школьной территории;

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

Положение об уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в МКОУ «Залининская СОШ» на общественных началах;

Положение о школьном историко - краеведческом музее;

Положение о СМИ;

Социально – значимый проект «Память жива»;

Положение о попечительском совете;

Положение о взаимодействии с социальными партнёрами

Совет школы

Педсовет

Совет школы


Совет школы


Совет школы


Совет школы


Совет школы


Совет школы


Совет школы


Совет школы

ЛНА

(локальные нормативные акты)

4.

Разработать программы реализации форсайт – проекта «Новая школа – социальный оазис»

Программа

«Имидж образовательного пространства в условиях проекта

«Новая школа – «социальный оазис»

Программа

«Развитие духовно-нравственного потенциала участников образовательного пространства через экскурсионную деятельность: «Путешествия с пользой для души» в условиях проекта «Новая школа - «социальный оазис»

Программа

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного пространства современной школы в условиях проекта «Новая школа - «социальный оазис»

Программа

«Формирование коммуникативной компетентности педагогов

в условиях форсайт- проекта

Программа

«Культура ответственного родительства в условиях проекта «Новая школа - «социальный оазис»

Программа

«Сохранение физического здоровья участников образовательного процесса»

Совет проекта

Решение педсовета об утверждении форсайт - проекта

5

Утвердить программу развития образовательной организации

Форсайт- проект «Новая школа - «социальный оазис»

Совет школы

Протокол

6

Провести разъяснительную работу с участниками образовательного пространства по вопросам введения проекта

Диагностика, семинар, родительские собрания, мониторинг, индивидуальные беседы, круглый стол

Заместитель директора по ВР, директор, совет проекта

Совет старшеклас-сников, родительское собрание, педагогичес-

кий совет

7

Поиск социальных партнёров

Установление контактов с социальными партнёрами, разработка программы совместных действий

Совет проекта, директор

Заключение договоров

8

Реализация форсайт – проекта «Новая школа -социальный оазис»

В рамках плана мероприятий

Педагогический совет, Управляю-щий совет

Протоколы заседаний педагогического совета, управляющего совета.


Теоретическая и практическая значимость

Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Но нельзя сбрасывать «со счетов» идеи педагогов Макаренко А.С., Годника С.М., Гальперина П.Я..

В современных меняющихся условиях невозможно без внедрения современных образовательных технологий. Нами разработана некая экспериментальная модель социального партнерства в условиях проекта «Новая школа – социальный оазис» для участников образовательного пространства.

Инновационный проект – это результат деятельности образовательной организации, имеющий социальную значимость и воплощающийся в реальной образовательной практике. Проект является результатом многолетней работы творческого коллектива авторов-разработчиков МКОУ «Залининская СОШ».

Идея названия проекта «социальный оазис»* принадлежит профессору КГУ А.С.Чернышеву.

Представленный проект «Новая школа – «социальный оазис» как модель социального партнерства» является составной частью программы развития МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области. При составлении программы действий мы опирались на мировой, российский и региональный опыт работы педагогических коллективов и общие направления модернизации образования в России.


Нормативно - правовая база


  • Конвенция ООН о правах человека.

  • Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31).

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г.

№ 273-ФЗ.

  • Национальный проект «Образование».

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО).

  • Трудовой Кодекс Российской Федерации.

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,  утвержденная Президентом РФ № Пр-271 от 04 февраля

2010 г.».

  • Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период  до 2012 года, утверждена IV Всероссийским съездом психологов образования «Психология и современное российское образование»,

12 декабря 2008г., г. Москва.

  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года.

  • Программа развития школы.

  • Кодекс участников образовательного пространства.

  • Решение управляющего совета от 27.03.2014 г.

  • Локальные акты ОО.

Формы работы в проекте с участниками ОП строятся на системно - деятельностном подходе как основе кластерной модели и признают за каждым его членом и социальными партнерами следующие права:

право на успех;

право на личностное пространство;

право иметь независимое мнение;

право на толерантность;

право отвечать отказом, не чувствуя себя виноватым;

право просить и быть услышанным;

право на ошибку и ответственность за нее;

право на чувства;

право на выбор

Вид деятельности

Коллективно-творческая деятельность

Профессиональный инструментарий

Социальное партнерство как модель школьного образования

Принципы, используемые в работе


  • Принцип единства деятельности и общения.

  • Принцип конфиденциальности.

  • Принцип компетентности.

  • Принцип ответственности.

  • Принцип системности.

  • Принцип этической и юридической правомочности.

  • Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

  • Принцип благополучия участника образовательного пространства.

  • Принцип профессиональной кооперации.

  • Принцип информирования участников проекта о целях и результатах работы.

  • Принцип целостности (коллектив рассматривается как целостная система).

  • Принцип целевой направленности (достижение целей является важнейшим критерием эффективного развития коллектива).

  • Принцип научной обоснованности.

  • Принцип сочетания централизации и децентрализации (в коллективе возможно разделение полномочий, но при этом лидер несет единоличную ответственность за происходящее в нем).

  • Принцип демократизации и гуманности.

  • Принцип доверия.

Основные формы работы

  • массовая (собрания, вечера, поездки, ГТО, праздники, форумы, конференции, митинги, тематические акции …);

  • групповая (проекты, диспуты, конкурсы, заседания МО, педсоветы, семинары…);

  • коллективная (проведение встреч, бесед, диагностический минимум. игры);

  • индивидуальная (консультации, индивидуальная диагностика)

Общее руководство проектом

Управляющий совет школы

Механизм реализации инновационного проекта


Проект реализуется через взаимодействие

Управляющего Совета школы,

административного корпуса,

совета старшеклассников,

родительского совета,

социальных партнёров,

психологической службы школы,

работы методических объединений учителей и систему методической работы образовательной организации, непрерывное образование и самообразование учителей,

работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию комфортного взаимодействия всех участников образовательного пространства,

медицинского работника.

Реализация инновационного проекта

Координацию по реализации проекта и контроль за исполнением и целевым использованием финансовых средств осуществляет совет управления проектом.

Модель ИИФП адаптирована к конкретным ментальным условиям.

Проект включает 6 программ – 7 кластеров, которые определяют работу в правовом поле партнеров образовательного пространства по созданию «социального оазиса» в МКОУ «Залининская СОШ».


Форсайт-проект

Форма

Кластеры

Условия

Партнеры






П


Р


О


Г


Р


А


М


М


А





2

Программа

«Имидж образовательного пространства»

«Новая школа – «социальный оазис»»





АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

307200 Курская область, Октябрьский район, пос. Прямицыно, ул. Октябрьская,

email: [email protected]

КГУ

КИРО(ПКиПП) СОО

Библиотеки Октябрьского района

Музеи Октябрьского района и г.Курска

Театр им.А.С. Пушкина г.Курск

ОВД УМВД «Октябрьский»

Районный, областной проф. комитеты работников образования и науки Курской области

МКУ СДПО «Октябрьский РМК»

Автономная некоммерческая организация

«Центр турэкскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»

( АНО " Центр путешествий " Круиз")

ТЮЗ г.Курска

Общественные организации

г. Курчатов - бассейн

МО Дьяконовский С/С

ОБПОУ«Курский монтажный техникум»

3

Программа

«Развитие духовно-нравственного потенциала личности учителя через экскурсионную деятельность: «Путешествия с пользой для души»

4

Программа

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного пространства современной школы»

5

Программа

«Формирование коммуникативной компетентности педагогов»

6

Программа

«Культура ответственного родительства»

7

Программа

«Сохранение физического здоровья участников образовательного процесса»

Кластер 1

Пакет документов,

регламентирующих деятельность школы, системы управления, способствующих реализации форсайт - проекта.



В проекте нет жесткой структурированности. Он может изменяться и трансформироваться.

Имидж Эмблема ОО

Гимн ОО

Победа ( два года подряд 2015, 2016гг. )

на муниципальном этапе - «Учитель года» и т.д.




СЭВ


















Коммуникативная компетентность

Стажировочная площадка

Обучающие семинары

Курсы ПК и конкурсы профессионального мастерства


Социальные партнеры

КГУ

КИРО(ПКиПП) СОО

Библиотеки

Музеи

Театр им.А.С. Пушкина г.Курск

МКУ СДПО «Октябрьский РМК»

Курский обком прфсоюзов

Автономная некоммерческая организация

«Центр тур экскурсионных и паломнических путешествий «Круиз»

( АНО " Центр путешествий " Круиз")

Театр им. А.С.Пушкина г.Курска

Общественные организации

г. Курчатов - бассейн

МО Дьяконовский С/С

ОБПОУ«Курский монтажный техникум» и др.



Ответственное родительство

Родительский комитет

Совет школы

Совет отцов

Совместные экскурсии: «дети+учитель+родители»

Спортивные соревнования и игры «Мама, папа и я!»

взаимодействие с ОПЕКОЙ, прокуратурой, судом, полицией, КДН…





Духовное здоровье

Возрождение школьного музея «Наследие»

Социальный проект «Память жива»

Межрегиональный семинары

Международный форум

Беседы, лекции с участием служителей церкви.

Поездки, экскурсии…

Здоровье физическое

Программы и акции «НЕТ наркотикам!»,

«Спорт – моя судьба!»,

«Компьютерная зависимость…Что делать?» и т.д.

Результаты соревнований… ГТО…

Психологическое здоровье

Взаимодействие с Курским ОЦ ПМСС,ОБУЗ «Октябрьский ЦРБ»- районной больницей, центром «Гармония"…

Психологическая служба ОО

Психологические консилиумы

День психологической консультации

Дни эмоционального здоровья

Неделя «релакса»…

Мотивационно - целевой процесс управления проектом

Формирование проблемного сознания через повышение квалификации педагогических работников

Формирование мотивов: познавательных, волевых, социальных.

Разработка «дерева целей» управления развитием общего образования.

Освоение педагогических технологий.




Семинары, курсы, занятия на базе КИРО,УМК, КГУ, УО…

Разработка технологических карт процесса управления ОО, ДОПО и

взаимодействия с партнерами.

Кластерный подход

как механизм качественного преобразования ОО и развитие социального партнерства, как эффективное средство повышение конкурентно способности ОО и создание совокупного Инновационного продукта

Нормативная документация


Ресурс

Школьное телевидение

Мотивационно - целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки результатов, позволяет регулировать и корректировать процессы, поведение, деятельность всех участников форсайт - проекта.

Практическая значимость инновационного продукта ИИФП заключается в создании условий для педагогов, детей, родителей с особыми перспективами построения будущего «Новой школы». Главный итог проекта - в расширени интересов участников образовательного пространства, целей и ценностей, в способности к изменениям в новых условиях, рефлексии, эмпатии, креативности, уверенности в своих силах, мудром восприятии стремительно меняющегося мира. Школьное телевидение стало консолидирующей основой взаимодействия со школьным образовательным пространством и социумом микрорайона села Дьяконово.

Методы и формы работы, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы социальных партнеров и в то же время отличаться определенным своеобразием…

Своеобразие проекта заключается в том, что любая ОО может

  • реализовывать проект целиком,

  • реализовывать отдельные кластеры – программы,

  • взять за основу форсайт - проект и разработать свой вариант развития.

Риски при внедрении проекта минимальны…

Эффекты максимальны…

Результаты отличные…

Главное - выигрывают ДЕТИ!

Нашу школу стали приглашать для участия в различных значимых мероприятиях муниципального и регионального уровней.

В 2014 году делегация МКОУ « Залининская СОШ» приняла участие в работе межрегионального семинара «Духовно-нравственное становление личности в системе вариативного образования в условиях реализации ФГОС» в Москве, школе № 436.

Согласно плану работы Курского обкома профсоюзов на 2016 год в рамках Всероссийского дня охраны труда 28 апреля 2016 года на базе МОБУ «Амосовская СОШ» Медвенского района состоялся выездной семинар внештатных технических инспекторов труда Курской области. Тема семинара: «Стресс на рабочем месте - коллективный вызов». В работе семинара приняли участие делегация МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области. По теме семинара она поделилась опытом своей работы в рамках фоарсйт - проекта «Новая школа – «социальный «оазис» как модель социального

партнерства».

А в первых числах октября 2015 года состоялся Международный форум. Его инициатором выступила Московская городская организация профсоюзов работников народного образования и науки РФ. Тема весьма актуальна: «Синдром выгорания - вызов 21-му веку». На форум были приглашены ученые - исследователи, профсоюзные деятели Германии, Австрии, Турции, Белоруссии, Казахстана, представители российских профсоюзных организаций и педагоги различных регионов нашей страны, в том числе, делегация во главе с директором МКОУ «Залининская средняя общеобразовательная школа», так как материалы проекта ИИФП «Работа с СЭВ» заинтересовали организаторов и участников форума.

После поездки в Москву появилась острая необходимость провести исследование в коллективе педагогов МКОУ «Залининская СОШ» и посмотреть уровни (стадии) профессионального (эмоционального) выгорания, так как кластер «Формирование психологического климата образовательного пространства современной школы…» включает модуль «Работа с СЭВ – сохранение профессионального здоровья».

Респонденты: 26 педагогов (из 39).

Результат:

Вывод: довольно высокий уровень ЭВ в коллективе - 32% и 11% «пограничная зона»… всего уровень высокого ЭВ (ПВ) составил 43 %. Это довольно высокий процент выгорания


Какой тип темперамента преобладает СЭВ из 43%.



М

5 педагогов

Х

7педагогов

Ф

1 педагог

С

0



Возраст педагогов с СЭВ.

От 22-30 лет

0%

От 30-40 лет

14 %

От 40-50 лет

36 %

От 50-60 лет

60 %

В нашей стране вопрос о профессиональном выгорании в масштабе международной конференции был поднят московской ассоциацией профсоюзов впервые…

Клинический психолог Макарова О.Л. сказала: «Если у вас не бывает трудных жизненных ситуаций, кризисов, значит, вы еще не родились, или уже умерли, или стоите на месте и не развиваетесь». По эмоциональному выгоранию у нас в стране на 1 месте медики, спасатели и педагоги. А в Австрии и Германии синдром эмоционального выгорания считается психическим расстройством, работнику дается лист нетрудоспособности, вплоть до инвалидности…

В 2016 году запланировали ряд семинаров-практикумов (с элементами тренинга) по профилактике СЭВ в рамках ИИФП и получены практические результаты:

32% - СЭВ;

2% - «пограничная зона»;

66% - норма



Судить о состоянии социально-психологического климата в организации можно по такому важному показателю, как удовлетворенность – неудовлетворенность.

Благоприятный климат каждым человеком переживается как соотношение удовлетворенности отношениями с коллегами по работе, своей работой, ее процессом, результатами.

Последние исследования показали, что в коллективе

78% удовлетворены условиями работы в школе;

12% не удовлетворены;

остальные считают – «работа есть работа»...

Участники образовательного пространства приняли участие в нескольких проектах.

  • Участие в приоритетном национальном проекте «Здоровье» в 2012году.

  • Исследование «Психологический климат в школьном коллективе» в 2013году.

  • Участие в школьном проекте «Здоровый учитель – здоровый ученик» - 2013год.

Основанием создания проекта стало исследование:

«Формирование психологического климата образовательного пространства современной школы в условиях проекта «Новая школа – «социальный оазис» как модель социального партнерства».

В рамках исследования направления «Психологический климат в школе» была выполнена диагностико - исследовательская работа.Целью этой работы стало изучение психологического климата школьного коллектива и взаимоотношений в нем.

На основании диагностического анализа была сформулирована рабочая гипотеза: изменение содержания сплоченности возможно лишь при принятии новых целей и норм при использовании кластерной модели взаимодействия.

С целью определения психологического микроклимата коллектива и взаимодействия его членов был проведен мониторинг.


1этап – 2010-2011год.

Нет лидеров.

Две значимых группировки.

Более 50% - аутсайдеров

2 этап – 2013-2014 год.

9 – аутсайдеров;

3 – лидера;

2 группировки…

3 этап – 2015-16год.

2 претендента на лидерство;

9 – аутсайдеров;

3 открытые группировки…

Анализ результатов показал, что произошли значительные изменения (с 2010 года по 2016 год) в процессе формирования работоспособного, творческого, сплоченного коллектива. Многие аутсайдеры изменили свой статус. Появились профессиональные лидеры. Группировки стали более открытыми для сотрудничества и творчества.

Участники образовательного пространства получили следующие рекомендации:

  • по возможности, чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации;

  • общее дело, которое потребует от учителей объединения, усилий на пути к общей цели, будет рождать отношения взаимной ответственности.

Для эффективной реализации управления форсайт - проектом и процессом развития была составлена технологическая карта, которая имеет универсальный характер применения. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, и действия каждого члена образовательного пространства должны быть ориентированы не на себя, а на достижение общего успеха школы.

МКОУ «Залининская СОШ» совместно с партнерами реализовало социальный проект «Память жива». Возродили школьный музей: «Наследие». В рамках проекта участники образовательного пространства участвуют в экскурсиях, посещают музеи, храмы и т.д.

Взаимодействие всех участников образовательного пространства, партнеров, интеграция кластеров проекта ИИФП привело к определенным результатам на социальном, психологическом, физическом и даже экономическом уровнях.


В условиях нашего проекта «Новая школа – «социальный оазис» как модель социального партнерства» предпочтительным и преобладающим является корпоративный стиль управления с усиленными горизонтальными связями отношений.

После создания положительного психологического климата произошел переход количества (накопленного материала и готовность к сотрудничеству участников образовательного пространства) в качество (форсайт - проект). В единстве и борьбе противоположностей (субъект – субъектные кластерные отношения всех участников образовательного пространства) складывались тактика, модель, технологии деятельности и мотивационные механизмы социального диалога с партнерами. Через отрицание отрицания определили стратегию - переход в состояние развития ОО.

В процессе реализации данного продукта мы получаем следующие результаты:

  • динамичное, устойчивое развитие школы, обеспечивающее соответствие образовательного учреждения вызовам современности, социальным и экономическим тенденциям, запросам личности, гражданского общества, государства, а так же создание социальной среды, при которой школа становится основным ресурсом местного сообщества, влияющего на социальное формирование личности;

  • создание школьных ритуалов, символики, традиций;

  • удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании;

  • педагогический коллектив профессионалов, обеспечивающий высокое качество и  результативность учебно-воспитательной деятельности;

  • рост мотивации и заинтересованности в повышении профессиональной компетенции всех членов педагогического коллектива;

  • конкурентоспособный коллектив единомышленников;

  • ​комфортный социально-психологической климат в школе;

  • культурно-образовательное пространство микрорайона села Дьяконово;

  • ​родители – помощники и единомышленники воспитательного процесса;

  • перспективное сотрудничество с социальными партнерами;

  • размещение материалов проекта на сайтах:

  • КИРО в разделе «Облако»;

  • Курского обкома профсоюзов;

  • на школьном сайте по материалам инновационно интегрированного форсайт - проекта (ИИФП) «Новая школа – «социальный оазис» как модель социального партнерства»:

  • аналитические материалы по итогам исследования психологического климата и СЭВ (СПВ) в педагогическом коллективе МКОУ «Залининская средняя общеобразовательная школа»;

  • Московский международный форум: «Синдром выгорания - вызов 21-му веку»;

  • «Хроники участия педагогов МКОУ «Залининская СОШ» в областном конкурсе «Учитель года 2015 и 2016»;

  • материалы проекта «Память жива»;

  • возрождение школьного музея «Наследие» и т.д.

Публикация статей:

  • журнал «Педагогический поиск» КИРО, тему: «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного пространства в условиях форсайт – проекта «Новая школа – «социальный оазис» как модель социального партнерства»,

  • местная газета «Районные вести»:

тема статьи: «Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному»,

тема статьи: «Социальный проект «Память жива» в МКОУ «Залининская СОШ»,

тема статьи: «Доступная среда»,

тема статьи: «Школьный музей – настоящее, прошлое, будущее!» и т.д..

Главным результатом реализации будет - формирование конкурентоспособной образовательной среды. Родители отдают предпочтение в выборе ОО в пользу МКОУ «Залининская СОШ» для обучения своего ребенка.


Оптимальное ресурсное обеспечение при применении инновационного проекта

  1. Материально-техническая база образовательной организации.

  2. Сетевое взаимодействие с социальными партнерами.

  3. Современная информационно-образовательная среда.

  4. Готовность педагогического коллектива: наличие необходимой компетенции, непрерывность профессионального совершенствования педагогических и руководящих работников.

6. Наличие нормативно-правовой базы.


Направление средств гранта

Приобретение учебно- методического оборудования.


Технологии внедрения


Что?

Инновационно интегрированный форсайт - проект (ИИФП) «Новая школа – «социальный оазис» как модель социального партнерства»

Для чего и зачем?

Создания модели образовательной среды (школы) – «социальный оазис», где формируется здоровый, конкурентоспособный

коллектив единомышленников и используется потенциал партнерских отношений, в которых приоритетом является

«здоровый учитель – успешный ребенок, удовлетворенный родитель».

Привлечение внимания органов исполнительной власти к проблеме строительства здания начальной школы муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Залининская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области.

Для кого?

Для участников образовательного пространства:

обучающиеся, родители, педагоги, социальные партнеры

ИИФП может быть реализован любой заинтересованной образовательной организацией.

Проект подходит для реализации как целой модели ИИФП,

так и отдельных кластеров (программ).

Экономические, юридические и психологические риски минимальны.

Как?

В рамках реализации проекта мы используем технологии:

  • педагогические;
  • социальные;
  • педагогического посредничества;
  • информационно-коммуникационные;
  • здоровьесберегающие;

  • партнерских отношений;

  • коммуникативно-диалоговые;

  • проблемно-поисковые;

  • имитационно-игровые;

  • рефлексивные (психотехнологии).


Описание эффектов, достигаемых при использовании проекта:


  • развитие школьного коллектива в новых условиях;

  • интеграция ресурсов (учебных, воспитательных, дополнительного образования, внешней среды как процесса и результата формирования развивающего образовательного пространства школы);

  • включение родителей (семьи) в работу по созданию атмосферы сотрудничества в образовательной организации;

  • активизация роста методологического и технологического профессионализма педагогов в условиях нового образовательного пространства;

  • стимулирование инновационной деятельности и профессионального мастерства педагогов;

  • сетевое взаимодействие с МО учителей различных образовательных организаций, СМИ, музеями, театрами, турфирмами, профорганизациями, ОБУЗ «Октябрьская ЦРБ», ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», МКУ СДПО «Октябрьский РМК», КИРО(ПКиПП) СОО и др;

  • создание положительного имиджа для повышения престижа сельской школы;

  • возможность использования кластерного подхода для создания совокупного инновационного продукта;

  • реализация кластерного подхода как механизма качественного преобразования деятельности образовательной организации за счёт выявления конкурентных преимуществ, кластерный подход не требует значительных финансовых вложений;

  • возможность широкого вовлечения участников в проектную деятельность;

  • привлечение внимания муниципальных органов Октябрьского района к подготовке проектно-сметной документации строительства здания начальной школы муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Залининская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области.


Возможные риски при использовании

инновационного проекта и пути их преодоления


  • Ответственность разработчиков проекта, связанная с инновационно интегрированным характером внедрения продукта и трансляция опыта другим образовательным организациям.

  • Профессиональная неготовность педагога к изменениям.

  • Малый приток молодых педагогических кадров в сельскую школу.

  • Недоверчивое или индифферентное отношение родителей к новым формам образовательной деятельности, непонимание родителями своей роли/ответственности за результаты развития школы.

  • Организация учебно-воспитательного процесса в условиях 2-х смен.

  • Низкая активность со стороны социальных партнеров.

ИИФП является современной образовательной средой и площадкой для реализации социального партнерства, где работает принцип открытости для всех и возможность обратной связи.

Инновационно интегрированный форсайт - проект (ИИФП) «Новая школа – «социальный «оазис» как модель социального партнерства» --- основа программы развития МКОУ «Залининская СОШ» до 2022года.


МЫ ОТКРЫТЫ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА!


Глоссарий


ИИФП - инновационный интегрированный форсайт – проект.


Форсайт – слово не русское, с английского этот термин можно перевести как «предвидение». Форсайт – это систематический, совместный процесс построения видения будущего, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и ускорение совместных действий. Форсайт – это возможность объединить интересы людей, которые вовлекаются в реализацию будущего. По большому счету это стратегическое планирование, но коллективное, а не планирование «сверху».


Кластер – термин «кластер» заимствован из английского языка (буквально – расти вместе). Есть и иной перевод данного термина с английского –« гроздь, куст», «группа, объединение». Под кластером инновационной активности понимается совокупность базисных нововведений, сконцентрированных на определенном отрезке времени ив определенном образовательном пространстве. Кластерная форма организации инновационной деятельности приводит к созданию особой формы инновации – «совокупного инновационного продукта».


Понятие «социальный оазис» принадлежит профессору, заслуженному работнику науки РФ, доктору психологических наук А.С. Чернышеву.






Рудакова Тамара Ивановна

подпись автора продукта


расшифровка подписи



Смирнова Элина Дмитриевна

подпись автора продукта


расшифровка подписи



Киреева Галина Николаевна

подпись автора продукта


расшифровка подписи



Журавлева Людмила Юрьевна

подпись автора продукта


расшифровка подписи



Творогова Галина Владимировна

подпись автора продукта


расшифровка подписи



Баркатунова Ольга Алексеевна

подпись автора продукта


расшифровка подписи



Сайкова Любовь Вячеславовна

подпись автора продукта


расшифровка подписи



Черкашина Ольга Алексеевна

подпись автора продукта


расшифровка подписи


М.П. дата____________

14