Тема: «Инновационные формы работы педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию»
Воспитатель: Гаврычева Е.П.
МАДОУ № 38 «Радуга»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малой – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» - писал Д.С. Лихачёв.
Патриотизм – в переводе с греческого означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку – чувство принадлежности к родине, отечеству, стране, где он родился и к её гражданам, любовь к отечеству, преданность, стремление служить её интересам. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, поскольку любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинают формироваться в дошкольном возрасте. Актуальный вопрос воспитания у дошкольников патриотических чувств приобрел в настоящее время особое значение. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять, взрастить в детской душе семена добра, любовь к родному дому, истории и культуры страны.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, для реализации которого необходимо выполнения ряда условий:
повышение уровня самообразования педагогов: патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для тот, чтобы родной страной можно было гордиться, поэтому возрастает роль и ответственность педагога, ведущего эту работу.
создание предметной развивающей среды: поскольку дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, у педагогов могут возникнуть трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями, преодолеть которые поможет создание насыщенной окружающей среды (мини-музеи, сменные экспозиции, тематические альбомы, предметы старины, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные игры и т.д.).
организация активного взаимодействия с семьями воспитанников: семья – это начальное звено процесса воспитания. Активная позиция родителей, их желание помочь детям осознать себя неотъемлемой частицей Родины, будут способствовать реализации системы патриотического воспитания в детском саду. В патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны) необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина помнит и чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
При организации работы по патриотическому воспитанию обязательно следует учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности. Систему и последовательность работы по патриотическому воспитанию детей целесообразно вести по следующим направлениям: «Моя семья», «Детский сад», «Родной город», «Традиции, культурное наследие», «Родная природа», «Моя страна».
Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ решает многие проблемы воспитания нового поколения. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить общее и особенное в разных культурах, совершить «путешествие» по земному шару, «заглянуть в гости» к разным народам. А верными попутчиками и проводниками станут национальные игры и праздники, народная кухня, костюмы, герои сказок и легенд, песни и танцы. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Сбор экспонатов и оформление экспозиции.
3этап. Оформление музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Оформление мини- музеев, размещения экспонатов наиболее оптимальным является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы. Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы. Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация мини-музеев.
На данный момент в нашей группе реализуется проект «Народные ярмарки». Организован музей: «Русский быт». В музее представлено достаточно много материала для ознакомления детей с русским бытом, собраны конспекты для всех возрастных групп.
В создании музея принимали участие как воспитатели, дети так и родители. Получилось увлекательное, совместное творчество, которое принесло удовлетворение, как детям, так и взрослым. Работа совместно с родителями повлияла на сплочение семьи, повышению эмоционального настроения. Все эти мероприятия формируют у детей отношение к Родине, к своей стране, своему краю, своему городу.
Источник:
Список литературы: Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» Жирякова И.В. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. Управление ДОУ. – 2008 Интернет ресурсы: http://www.uchportal.ru