Сл.№1 «Инновационные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в вопросах социально-коммуникативного развития ребенка»
За многолетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Но древняя пословица («При общем согласии можно и глину в золото превратить») как нельзя лучше подчеркивает, что если педагогам детского сада удается найти взаимопонимание с родителями воспитанников, если взрослые члены семьи включаются в педагогический процесс, эффективность воспитания возрастает.
Сл.№2 Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Поэтому мы в своем дошкольном учреждении так построили работу с родителями, создав единое образовательное пространство, что педагоги и родители являются равноправными и заинтересованными партнерами.
Сл.№3 Задача педагога – поиск новых форм взаимодействия с ними, что всегда актуально. Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей
Сл.№4 Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов: сотрудничество, открытость, стимулирование и поддержка семьи, обратная связь, индивидуальный подход к каждой семье.
Сл.№5 Изучая с педагогами педагогическую литературу по инновационной деятельности, мы обсуждали, как старые формы работы с родителями можно превратить в инновационные и эффективные; рассматривали формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, продумывали информационные и практические формы для просвещения родителей, применяли более современные технологии, без которых уже не может существовать современный детский сад.
Сл.№6 Целенаправленная деятельность по социализации воспитанников осуществляется прежде всего на основе сотрудничества детей со всеми взрослыми и другими детьми. Еще несколько лет назад привлечь родителей к работе дошкольного учреждения было довольно сложно, но сегодня обстановка кардинально изменилась. Почему?
- Родители стали намного инициативнее и часто сами предлагают новые формы общения.
- Педагоги стали более профессиональными, активно использующими в работе творческий потенциал и фантазию.
- Изменились формы общения воспитателей с родителями.
Представляем вам некоторые эффективные формы взаимодействия родителей и педагогов, которые мы используем в своей работе для позитивной социализации ребенка:
Сл.№7 В своей работе мы используем как традиционные формы сотрудничества с родителями, так и инновационные Традиционные формы предполагают пассивную роль родителя как слушателя. Общение с педагогом носит формальный характер.
Использование инновационных форм делает родителей активными участниками в жизни группы и детского сада, родители выступают в роли равноправных партнеров педагогов, проявляют инициативу. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник. Совместная деятельность родителей, педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
Нетрадиционные формы работы с родителями в настоящее время приобретают все большую популярность у педагогов ДОУ. Часто они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Родители привлекаются к подготовке утренников, участвуют в конкурсах.
Сл. №8 Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», когда родители могут побывать в любой группе. Вот какой отзыв был оставлен одной из родительниц. «Сегодня была приглашена в наш детский сад на очень удивительное мероприятие – «День открытых дверей», где нас встретили очень тепло и дружелюбно. Хочу выразить свое впечатление от увиденного. Мероприятие было очень интересным и разнообразным. С детьми младшей группы лепили из комочков Снеговика.
Сл.№9 Дети средней группы показали нам сказку «Кот, петух и лиса». Были затронуты разные интересные и жизненно важные вопросы. Дети с удовольствием продемонстрировали свои знания, умения, таланты, все были активными и веселыми. Мы имели возможность не только увидеть блюда из меню, узнать их названия, узнать рецептуру приготовления, но и попробовать их. Программа была очень интересной для детей, а для гостей ещё и очень полезной.
Выражаю огромную благодарность и признательность воспитателям и всему персоналу детского сада, за их огромный нелегкий труд по воспитанию и развитию наших детей».
Сл. №10-12 Наибольшее значение в решении задач социализации детей отводится проведению совместных мероприятий. На таких мероприятиях решаются не только задачи социализации, но и личностного развития детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Много радости, удовольствия и позитивных моментов содержат в себе такие мероприятия, как: проведение развлечений с участие родителей в роли персонажей, участие родителей в праздниках, участие в совместных мастер-классах
Сл. № 13 Понятие «сотрудничество» предполагает совместный труд. Традиционно мы организуем субботники, привлекая родителей к уборке листвы на участках. В начале учебного года для оформления развивающей предметно-пространственной среды групп; зимой для постройки горок и снежных фигур; летом для оформления участка, цветника и пополнения песочницы.
Сл.№14 В ходе таких мероприятий осуществляется воспитание у детей ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Сл. №15 Социальное развитие предполагает приобщение к традициям семьи, общества, государства. Поэтому мы совместно с родителями организуем экскурсии в краеведческий музей. Реализуем проекты и акции «Осинники - город мой родной»
Сл. №16 Воспитанники нашего детского сада вместе с родителями и педагогами приняли активное участие в фестивале Арт-вишня «Осинники-город особой породы». Все получили положительные эмоции. Интересная развлекательная программа. Родители участвовали в праздничном шествии, а дети танцевали флешмоб.
Сл. №17-19 В рамках празднования "300-летия Кузбасса" воспитатели подготовительной группы совместно с детьми и родителями оформили выставку рисунков и фоторабот "Я живу в Кузбассе"
Сл. №20-21 Приняли участие в экологической акции "Посади дерево - озелени город". На территории детского сада совместными усилиями сотрудников, родителей и детей были посажены дубы. В лунки, заранее подготовленные, дети заботливо высаживали маленькие саженцы, поливали и засыпали землей. Удовольствие и море эмоций получили как взрослые, так и дети.
Сл. №22 В Городском парке педагоги совместно с родителями провели Экологический квест «Будем беречь природу» с детьми подготовительной группы. Дети помогали Старичку-лесовичку расколдовать лес. В ходе совместных мероприятий дети начинают общаться не только со своими родителями, но и начинают вступать в контакт с разными людьми.
Сл.№23 Представляем вашему вниманию видео «Прогулка в осенний парк»
Сл.№24-26 Ежегодно в нашем детском саду проходит Осенняя ярмарка, дети всех групп показывают концерт для гостей. Вместе с родителями делают поделки из овощей для оформления выставки
Сл. №27 Предлагаем вам посмотреть интервью с ярмарки
Большой популярностью среди занятых родителей, у которых не хватает времени на личное общение с педагогическим составом ДОУ и другими родителями пользуются Интернет-форумы. Там родители могут задать интересующие их вопросы, обсудить проблемы, касающиеся обучения и воспитания своего ребенка, высказать личное мнение или рассказать о своих предложениях. Можно делиться фотографиями, видеозаписями утренников и праздников.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов возможно только при становлении дошкольного учреждения открытой системой. Открытость дошкольного учреждения, включает «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. «Открытость наружу» - означает, что детский сад готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, вовлекать родителей к участию в городских и региональных конкурсах
Сл. № 28 Областной конкурс рисунков «Мир, в котором мы живём», награждение победителей
Сл. № 29 Конкурс чтецов «В гостях у бабушки Меланьи», победитель Андрей Жданов
Сл. № 30 Развлекательное шоу «Эх вы сани, мои сани!», в связи с празднованием дня города. Муниципальный конкурс «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я», команда «Неугомон», заняла 1 место. Участие в городском флеш-мобе «Арт-вишня», «Новогоднее чудо», первенство по шахматам среди мальчиков и девочек до 9 лет. Экологическая акция "Цветок памяти", 3 место и многие другие конкурсы
Сл. №31 В саду проводим досуговые мероприятия с родителями
Сл.№32-34 К празднику «День матери» оформляем выставки фотографий. Делаем поздравительные стенгазеты, устраиваем праздничные мероприятия, вовлекая мамочек и бабушек в инсценировки, конкурсы и танцы
Сл. №35 На Новогоднем празднике устраиваем костюмированные представления, совместно с родителями оформляем группы и участки. Приглашаем телевидение.
Сл.№36 Предлагаем вашему вниманию интервью, сделанное в детском саду
Сл. №37 Ежегодно в феврале в детском саду проходят мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества. Проходят они как на улице, так и в физкультурном зале. Дети вместе с папами принимают участие в соревнованиях. Перетягивают канат, участвуют в эстафетах. Побеждает дружба, все участники остаются довольны.
Сл. № 38 Формируя в детях активную социальную позицию, мы стараемся принимать активное участие во многих городских мероприятиях. Одни из самых любимых – «ГТО – навстречу здоровью», «Правила дорожные детям знать положено». Участие в спортивных соревнованиях «Мама, папа, я – спортивная семья». В спорткомплексе «Шахтер» состоялось муниципальное спортивное мероприятие среди воспитанников детских садов города «Малыши шагают в ГТО». Выступала команда воспитанников подготовительной группы со своими родителями. Все зарядились положительными эмоциями и желанием заниматься спортом для достижения еще больших вершин!
Сл. № 39 Участвовали в муниципальном этапе региональных соревнований «Кузбасская лига спорта» среди дошкольных организаций. Команда из 8 воспитанников нашего детского сада приняли участие и показали хорошие результаты. Цель соревнований – вовлечение воспитанников в систематические занятия физической культурой и спортом, направленные на воспитание гармонично развитой личности.
Сл. №40-44 Ежегодно проходят утренники, посвящённые Международному женскому дню 8 Марта. Дети исполняют трогательные и душевные песни для мам и бабушек, заводные танцы. Своими выступлениями, ребята дарят мамам много добрых слов, нежности и внимания. Сюрпризным моментом служат подарки сделанные руками детей. Праздники проходят в теплой, душевной атмосфере. Участники получают массу впечатлений и заряжаются позитивными эмоциями на все праздничные дни.
Сл. №45-46С весёлыми кричалками, хороводами и играми встречают ребята Масленицу. Все наряжаются в яркие русские платки и участвуют в народных играх. А после игр, конечно же угощение - блины и горячий чай.
Сл. №47 В рамках празднования всемирного дня здоровья 7 апреля в детском саду прошла традиционная утренняя зарядка с родителями и воспитанниками старших групп. Под бодрую музыку выполняли комплекс утренней гимнастики. Все упражнения хорошо знакомы и детям и их родителям, поэтому зарядка проходит легко и непринужденно, заряжает всех бодростью и отличным настроением на весь день. У родителей появляется возможность на мгновение вернуться в дошкольный мир детства, а ребята показывают свои умения и старания. Родители с удовольствием принимают участие в таком мероприятии, ведь время, проведенное со своим ребенком – бесценно!
Сл. 48-51 В преддверии великого праздника "Дня Победы" в детском саду проходил концерт, в котором принимали участие воспитанники всех возрастных групп. Гостями торжественного мероприятия были участники хора ветеранов и родители. Маленькие артисты порадовали гостей песнями, стихами, музыкальными композициями, а так же сами с большим удовольствием прослушали песни военных лет в исполнении хора ветеранов и учащихся городской музыкальной школы.
Сл. №52 Еще большее вдохновение выступающим придало посещение мини музея Боевой Славы.
Сл. №53 Провели литературный вечер: "СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ"
Сл. №54 Запустили акцию «Знать, чтобы помнить!». Акция получила свое отражение в познавательной экскурсии по родному городу на «Трамвае Победы», празднично украшенном рисунками воспитанников детского сада и их родителями. На протяжении всего маршрута ребята дружно пели песни военных лет, читали стихи и слушали познавательную лекцию об исторических событиях нашего города в годы ВОВ.
Сл.№55-58 Какой же мы можем сделать вывод?
Проводимая в ДОУ работа содействует тому, что родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: вместе с детьми участвуют в проектах, конкурсах, выставках, утренниках, праздниках, развлечениях, больше внимания уделяют их социально-коммуникативному развитию, выступают инициаторами мероприятий, которые можно провести в группе и на уровне детского сада. Всё это способствует обогащению семейного опыта, сплочению взрослых и детей в общих делах, а главное – созданию в семьях условий для успешной социализации дошкольников.