Инновационные методики при формировании общих и профессиональных компетенций, используемые для подготовки специалистов и квалифицированных рабочих.
Баннова О.В., преподаватель ГАПОУ ПО ПКАС
Образование
Инновационная роль
Цель: подготовка квалифицированного специалиста,
способного к эффективной профессиональной работе
по специальности и конкурентного на рынке труда
Основа образования:
Учебные дисциплины
Способы мышления
Способы деятельности
Студент должен :
- привлекаться к использованию и разработке новых технологий
- адаптироваться к условиям конкретной производственной среды
- стать способным самостоятельно принимать управленческие решения
Общие компетенции выпускника
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
Профессиональные компетенции
ПК 1. Знание принципов проектирования зданий, сооружений, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест
ПК 2. Владение технологией проектирования конструкций в соответствии с техническим заданием с использованием универсальных и специализированных программно-вычислительных комплексов и систем автоматизированных проектирования
ПК 3. Способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных решений, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам
ПК 4. Знание требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении и работ по эксплуатации строительных объектов.
ПК 5. Способность осуществлять и организовывать техническую эксплуатацию зданий, сооружений объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивать надёжность, безопасность и эффективность их работы
ПК 6. Владение технологией, методами доводки и освоения технологических процессов эксплуатации, обслуживания зданий, сооружений.
ПК 7. Знание организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, основ планирования работы персонала и фондов оплаты труда для многоквартирных домов.
ПК 8. Знание правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию и эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования объектов жилищно-коммунального хозяйства.
ПК 9. Владение методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения
ПК 10.Владение методами мониторинга и оценки технического состояния и остаточного ресурса объектов жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-коммунального оборудования.
Преимущества инновационных методов
- Помогают научить студентов активным способам получения новых знаний.
- Дают возможность овладеть более высоким уровнем личной социальной активности.
- Создают такие условия в обучении, при которых студенты не могут не научиться.
- Стимулируют творческие способности студентов.
- Помогают приблизить учебу к практике повседневной жизни.
- Формируют не только знания, умения и навыки по предмету, но и активную жизненную позицию.
Интерактивное обучение
- способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса
- обучение, погруженное в общение, в ходе которого у студентов формируются навыки совместной деятельности.
- это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех»
Метод проектов
Эвристическая беседа
Метод проектов- личностно ориентированная развивающая технология, ориентированная на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск
Эвристические беседы – это цепочки взаимосвязанных вопросов, которые побуждают обучающихся использовать уже накопленный опыт, сравнивать между собой предметы и явления, делать верные умозаключения.
Активные и интерактивные методы обучения
Проблемная лекция
Самостоятельная работа
с литературой
Коллективная
мыслительная
деятельность
Творческие
задания
Использование
информационных
технологий
Метод проектов
Использование информационных технологий
минусы
- отсутствие готовых к использованию на занятиях материалов
- (не разработанность программного обеспечения или необходимость корректировки и переделывания «под себя»);
- трудоемкость разработки уроков с применением информационных технологий
- (сложность поиска и подготовки учебного материала, «нехватка» времени);
- изучение инноваций в строительных отраслях для создания заданий профессиональной направленности.
Инновационная деятельность педагога
- повышение научно-методического мировоззрения
- непрерывное развитие творческого потенциала
- обмен и распространение опыта
- участие в конференциях, конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах
- размещение своих материалов в сети Интернет
Основные задачи использования новых информационных технологий при обучении математике в СПО:
- помочь студентам осознать целостную картину изучаемого материала;
- облегчить усвоение материала;
- индивидуализировать обучение;
- совершенствовать контроль и самоконтроль;
- повысить результативность учебного процесса.
Обучение математике студентов 1-2 курсов
Средства и технологии:
- интегрированные средства Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point);
- Интернет – технологии (образовательные порталы и сайты по математике);
- дистанционный курс обучения математике для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов;
- электронные учебные пособия по математике;
- компьютерные системы тестирования знаний для контроля и самоконтроля знаний по математике.
Список литературы.
- Дмитриенко, Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.
- Зарипова, Г.М. Инновационные процессы в образовании // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XI междунар. науч. практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2011.
- Сысоев, П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 120-133.
- Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учебник. – М.: Просвещение, 2013.
- Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П.Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
- Ульянов, В.Н. Информационные технологии в обучении математике в общеобразовательной школе. / Ульянов, В.Н. Бажина, Н.А.// СПО .– 2007.–№7.– С. 38-39.
Благодарю за внимание!