Инновационные методы развития мелкой моторики у дошкольников.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Уже давно доказано, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. К сожалению, сегодня приходится констатировать постоянный рост детей с отклонениями в развитии, и более значительной, чем все остальные, является группа детей с речевой патологией. В данной ситуации актуальными являются системный, комплексный подходы к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Восстановление и укрепление общей и мелкой моторики позволяет сформировать необходимую по возрасту ребенка координацию основных движений, развить речевую и умственную деятельность, подготовить дошкольника к успешному обучению в школе.
В своей работе развитию мелкой моторики я уделяю достаточно много внимания , использую различные тренажеры, бизиборды, шнуровки, мозаику, пуговицы, прищепки, счетные палочки т.д. Но работа настолько интересная и многогранная, что постоянно требует новых методов. За счет применения инновационных технологий, повышается эффективность образовательного процесса. Сегодня я представлю вашему вниманию некоторые из них.
Су-Джок терапия считается одной из лучших систем самооздоровления за счет регулярного и опосредованного воздействия на биоэнергетические точки, активизируя защитные функции организма. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Я применяю Су-Джок массажер в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики .Эта процедура очень нравится детям, поднимает им настроение.
Игры с ОРБИЗ.(гидрогелевыми шариками) помогают
-формировать и закреплять правильный захват шарика кистью руки,
-развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук,
-развивать тактильные ощущения, воображение, память, внимание,
-развивать мышление и фразовую речь,
-упражнять в счете,
-развивать фантазию ребенка.
Игры с ОРБИЗ организуются в малых группах или индивидуально с соблюдением правил техники безопасности.
Камешки МАРБЛС. Дети очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Малышей привлекает все таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на всестороннее развитие. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным ,воспитывает любознательность. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости и напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Игры с МАРБЛС также организуются в малых группах или индивидуально.
Но, как ни парадоксально, самая лучшая игрушка для детей - куча песка. К нетрадиционным формам развития мелкой моторики можно отнести кинетический песок. Это уникальная инновационная разработка в сфере развивающих игр для детей. Несмотря на внешнее сходство с обычным влажным песком, кинетический песок отличается своими удивительными свойствами-
-отлично лепится,
-легко принимает любую форму и долго сохраняет ее,
-не распадается на отдельные песчинки,
-не прилипает к рукам и другим предметам.
Этот продукт нетоксичен и абсолютно безопасен, он является неблагоприятной средой для развития микробов и бактерий. Все эти качества делают кинетический песок идеальным материалом для детских игр. Игра с песком- одно из самых любимых занятий детей, но это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том ,что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая себя при этом творцом этого мира. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Кинетический песок эффективен при работе с детьми с ограниченными возможностями развития( имеющими задержку психического развития, речевые и поведенческие нарушения), агрессивными, гиперактивными, застенчивыми и зажатыми детьми, возбужденными, невнимательными детьми, которым требуется развитие усидчивости, концентрации внимания, развитие речи и коммуникативных навыков. Песочная терапия дает возможность и ребенку, и взрослому снять стресс и расслабиться. После регулярных занятий происходит то самое волшебство - развивается моторика, улучшается речь, корректируется гиперактивность и застенчивость.
Подводя итог, можно сказать, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста нетрадиционными методами оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, развивает навыки ручной умелости, стимулирует речевое развитие. Детям такие методы интересны, они им нравятся, а мы получаем наилучшие результаты.
Уважаемые коллеги, всем желаю успехов в работе и новых творческих идей!