Инновационные образовательные технологии в развитии обучающихся.
Ключевым понятием данной темы является определение технологии как совокупность знаний о способах и средствах проведения каких-либо процессов, в том числе в образовательной практике используются различные понятия: образовательные, педагогические, психологические технологии обучения, воспитания и развития, личностно ориентированные и развивающие технологии. Наиболее общим является понятие «образовательные технологии» - совокупность способов, приемов, упражнений, процедур, обеспечивающих продуктивное взаимодействие субъектов образовательно процесса и направленных на достижение планируемого результата. Поскольку речь идет о субъектах деятельности, то в равной мере к ним относятся и обучаемые, и обучающие. Видами деятельности могут выступать обучение и воспитание, а также деятельность по изменению личности, развитию ее структурных составляющих: направленности, образованности, опыта, познавательных способностей, социально и профессионально важных качеств, психофизических свойств. Инновации в образовании - это новшества, нововведения, обеспечивающие получение нового образовательного эффекта.
Критериями образовательных инноваций выступают следующие показатели:
- новизна - наличие нового признака или новая комбинация известных в образовании признаков;
- полезность - наличие положительного образовательного эффекта;
- воспроизводимость - возможность получения положительного результата любым компетентным педагогом.
Основываясь на этих исходных положениях инновационные образовательные технологии можно определить следующим образом: это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм .
В данном определении подчеркиваются важные моменты инновационных технологий профессионального образования:
- целевая установка на развитие личности;
- интеграционное единство форм, методов и средств обучения;
- фасилитационное взаимодействие обучаемых и педагогов;
- индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Инновационные технологии ориентированы на достижение следующих целей:
- актуализация профессиональноличностного потенциала субъектов образования;
- развитие профессионально мобильной личности;
- построение индивидуальных образовательных маршрутов обучающих;
- формирование проектной культуры;
- обеспечение фасилитационного взаимодействия субъектов профессионального образования.
Чтобы определиться со структурой и составом инновационных технологий профессионального развития следует уточнить, что мы понимаем под профессиональным развитием. Это изменение психики в процессе освоения и выполнения учебнопрофессиональной, профессиональной и трудовой деятельности.
В зависимости от преобладающих форм реализации этих видов деятельности можно выделить три модели образования специалистов:
- адаптационная модель - ориентированная на подготовку специалистов выполнять конкретные профессиональные функции. Реализуется на репродуктивном уровне в основном традиционными, устоявшимися когнитивно и деятельностно ориентированными образовательными технологиями;
- модель профессиональной мобильности ориентированной на подготовку «универсальных» специалистов, способных выполнять широкий радиус социально-профессиональных функций. Реализуется на эвристическом уровне, в основном контекстно-компетентностными образовательными технологиями;
- модель личностно-профессионального саморазвития, направленной на развитие ценностносмысловой активности, которая обусловливает альтернативность и вариативность индивидуальных образовательных маршрутов в развивающемся профессионально-образовательном пространстве. Реализуется на творческом уровне в основном личностно развивающими образовательными технологиями.
Очевидно, что все три модели профессиональной подготовки инициируют профессиональное развитие личности, а реализуется широким спектром образовательных технологий.
Все их многообразие можно упорядочить следующим образом:
Технологии систематизации и визуализированной презентации знании — предполагают определение многообразных связей и отношений между изучаемыми предметами и явлениями, их упорядочивание на основе сходства/различия, наглядное представление структурно-функциональных связей отношений в форме схем, таблиц, рисунков, анимации, знаковосимволических моделей. К этой группе технологий относятся ситуационный анализ, работа со схемами, технологическими картами, систематизация литературы, графическое моделирование и др.
Информационные и коммуникационные технологии — обучение, основанное на использовании электронных средств: компьютера, визуальных средств, гипертекстов, гипермедиа. Эти средства опосредуют воздействие педагогов и обучающихся, обеспечивают интерактивный диалог, возможность индивидуализировать процесс обучения, доступ к информационным каналам и сетям. К информационным и коммуникативным технологиям относятся: дистанционное обучение, обучающие программы, мультимедийные технологии и др.
Технологии развивающего обучения ориентированы - на актуализацию профессионально-личностного потенциала, социально-профессионального развития личности, формирование метапрофессиональных дидактических единиц: обобщенных знаний, умений, компетентностей, компетенций, обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников профессионально-образовательного процесса. К ним относятся развивающая диагностика, тренинги развития и креативности, метод проектов, анализ нестандартных ситуаций и др.
Технологии контекстного обучения в максимальной степени моделируют реальную социально-профессиональную деятельность. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная ситуация в учебнопрофессиональной, квазипрофессиональной и реальной профессиональной деятельности. К технологиям контекстного обучения относятся предметные семинары-дискуссии, групповые лабораторно-практические занятия, анализ конкретных производственных ситуаций и др. Саморегулируемое учение направлено на развитие у обучаемых способностей самостоятельно приобретать компетенции по самоуправлению, организации, рефлексии и самоконтролю. Развитие компетенций обучаемых посредством саморегулируемого учения осуществляется на основе анализа профессиональной деятельности. К этой образовательной технологии относятся диалоговые методики, метод case-study, позиционные дискуссии, рефлексивные игры и т.д. Технологии социально-профессионального воспитания — совокупность приемов, процедур и способов решения задач нравственнопрофессионального становления специалиста в профессиональной школе и на производстве.
Технологии воспитания предполагают особую воспитывающую среду, организацию воспитательных взаимодействий субъектов совместной деятельности и общения, установление эмоционально-положительных взаимоотношений. К социально-профессиональным технологиям воспитания относятся методы убеждения, упражнения, поощрений и наказания, принуждения и др. Формы и методы реализации перечисленных технологии разнообразны: проблемные лекции, лекции-дискуссии, диагностические семинарытренинги, визуализированные практикумы, практикумы-беседы, интерактивный диалог, программированное обучение, подготовка рефератов, аннотирование литературы, мультимедийные технологии, дидактическая диагностика, организационно-мыслительные игры, метод направляющих тестов, супервизорская консультация, творческие дипломные или курсовые проекты, анализ ситуаций, тренинги развития и креативности, корпоративный тренинг, разработка рацпредложении, упражнения на тренажерах, ролевые игры, программированный контроль, рефлексивно-инновационный семинар, критериально-оценочное тестирование и др.
При выборе инновационных технологий профессионального развития личности следует руководствоваться следующими требованиями:
1. Технологии должны способствовать самодеятельности, саморазвитию и самоактуализации обучающих.
2. Технологии должны обеспечивать вовлечение студентов в различные виды проектной, творческой и научно-исследовательской деятельности.
3. Технологии должны обеспечивать групповое взаимодействие участников профессионально-образовательного процесса.
4. Технологии должны обеспечивать формирование универсальных компетенций - являющихся основой профессиональной мобильности специалистов.
5. Технологии должны содействовать открытости подготовки профессиональному будущему обучающих.
Используемая литература.
Э.Р. Зеер «Психология профессионального образования» Воронеж, 2003. – С 303 – 310.