Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 396» г. Перми
ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ДЕТСКОМ САДУ ПО ФОП.
Составила воспитатель ДОУ:
Сидельцева В.В.
Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу.
Дошкольная образовательная организация, являющаяся первым уровнем общего образования, играет важную и очень значимую роль в нравственно-патриотическом воспитании детей. Как социальный институт детства, дошкольная образовательная организация ориентирована на возрождение и культивирование национальных ценностей, призвана помогать семье и вместе с семьей приобщать ребенка к богатствам языка, культуры и духовным ценностям народа. Начала патриотических чувств, заложенные в дошкольном детстве, получают свое развитие в начальном звене образования. Любовь к Родине большой начинается с любви к родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Высокое чувство любви к
Родине конкретизируется у ребенка дошкольного возраста прежде всего в чувстве любви к матери, отцу, к родным и близким. «Патриотизм начинается с колыбели, – отмечал В. А. Сухомлинский. – Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца». Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем проявления его творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество педагога с членами семьи выражается: – в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; – обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; – обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и вовлечении членов семьи в педагогический процесс; – создании в детском саду и семье предметной развивающей среды. Все вышеизложенные педагогические условия взаимосвязаны и взаимообусловлены.
В детском саду решаются и задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются их скоротечность и ситуативность.
Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть. Поэтому необходимо закреплять это чувство в многократных переживаниях, создавая соответствующие ситуации. Деятельность дошкольников уже не ограничивается рамками дома, группы, а выходит за их пределы, приобретает элементы активной общественной направленности, которая носит социальный характер. Особенно это касается игровой деятельности. Именно в игру ребенок вносит качества своей личности, именно игровые образы всегда индивидуальны, поэтому нужно чаще организовывать игры, которые подразумевают формирование нравственных элементов. Например, при проведении дидактической игры «Дедушкина медаль» в ее содержание включаются чтение и обсуждение рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой Отечественной войны (Л. А. Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль» и пр.), беседа с родственниками дома, с целью узнать, воевали ли прадеды и были ли у них медали. При помощи родителей можно создать рукописную книгу для музея детского сада, где записать рассказы о членах семей воспитанников и разместить фотографии и рисунки, иллюстрирующие их. Ее цель – объединить работу детей, их родителей и педагога, показать, что родители помнят и готовы рассказать своим детям о прошлом их прабабушек и прадедушек. Очень интересно содержание игры «Герб города (села, района)». Ее цель – закрепить представления детей о гербе своего города (села, района), научить выделять герб из других знаков. Название и содержание игры можно изменять, например: «Флаг страны» или «Флаг области» и др. В дошкольный период происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются воспитатели и ближайшие родственники. В семье и в детском саду зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому заложенные в этот период традиции, идеалы влияют на всю его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера.
В работе с семьей воспитателю важно опираться на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению детей к семейным традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе по патриотическому воспитанию необходимо использовать различные формы и методы работы с родителями: анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания, организацию совместной работы детей и родителей над составлением герба семьи, генеалогического древа семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает, например, тогда, когда ребята рассматривают созданные вместе с ними работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания («Воскресный день», «Семейные прогулки», «Воспитание в семье любви к родному краю»). С целью воспитания патриотизма реализуется воспитательная система «Растим патриота», которая предусматривает решение ко мплекса задач : – воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; – формирование бережного отношения к природе и всему живому; – воспитание уважения к труду; – развитие интереса к народным традициям и промыслам; усвоение элементарных знаний о правах человека; – расширение представлений о городах России; – знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном); – развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; – формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, во время игр, труда.
Каждый педагог строит свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников на основе следующих принципов: • «позитивный центризм» (усвоение ребенком знаний, наиболее актуальных для его возраста); • непрерывность, преемственность и интегративность педагогического процесса; • дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов; • рациональное сочетание разных видов детской деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; • деятельностный подход; • развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Источник: 1."Проекты в ДОО: теория и практика развития детей 3-7 лет" Сертакова Н.М., Кулдашова Н.М.
2. Интернет.