Инновационные подходы в работе преподавателя химии
Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, а также способности и организации построения своей индивидуальной образовательной траектории, владения навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся
Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
Современные строительные технологии отличаются динамизмом, креативностью и наукоемкостью, поэтому система профессионального образования пребывает в процессе кардинальных изменений содержания обучения и технологий его осуществления. Традиционные образовательные технологии формируют молодых специалистов, которые не готовы к анализу реальных производственных ситуаций и принятию эффективных решений, недостаточно творчески подходят к решению традиционных профессиональных заданий, не имеют опыта установления деловых отношений и, соответственно, не могут обеспечить эффективную работу. Это усложняет процесс их адаптации на производстве, заостряет проблемы профессионального и социального становления личности. Как следствие, актуальным является обоснование принципов непрерывного профессионального образования будущих строителей с учётом новейших тенденций современной отечественной и мировой педагогики.
Необходимость включить компетентностный подход в систему образования определяется изменением образовательной парадигмы как совокупности установок, ценностей, технических средств, используемых членами конкретного общества. Компетентностный подход определяет результативно-целевую направленность образования, что, по нашему мнению, является его бесспорным преимуществом перед другими традиционными и инновационными подходами.
Новейшие образовательные модели концентрируют способы влияния на творческие способности и основные характеристики творческого мышления, а средства практической реализации этих моделей способствуют достижению высокой производительности процесса осознание - понимание - конкретизация - применение - самоадаптация - перенесение идей.
Важным также является моральный аспект технологизации образования. В собственной педагогической деятельности мы руководствуемся принципами гуманистического мировоззрения, которые подразумевают формирование таких качеств личности, как осознание единства природы и человека, отказ от авторитарного стиля мышления и взаимодействия, толерантность, склонность к компромиссу (но не беспринципность), уважительное отношение к мысли другого, иным культурам, моральным и духовным ценностям.
Каждый педагог ставит перед собой цель обеспечить положительную мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность учащихся. Для достижения этой цели нужны эффективные методики и инновации в преподавании химии.
В своей педагогической практике, наряду с методом проблемного обучения, использую информационные технологии. Использование данных технологий в курсе химии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств ИКТ технологий, является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Кроме того, компьютерные технологии позволяют создать условия для работы ребят в индивидуальном темпе, комфортном режиме не только для сильных и хорошо успевающих по предмету учащихся, но и для ребят со слабым знанием предмета, так как позволяют создать ситуацию успеха. Центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Данные технологии позволяют создать условия для формирования мотивации, развития индивидуальных способностей, активизируют познавательный интерес, и как следствие – повышается эффективность обучения. Невозможно перечислить всех возможностей, предоставляющих преподавателю использование универсальных информационных технологий. Это и оформление различной документации, составление инструктивных карточек или карточек для контроля знаний, таблиц, диаграмм, различных презентаций. Все это позволяет экономить время учителя, уплотняет урок и делает его интересным, позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению. В своей практике стараюсь эффективно использовать цифровые предметно-методические материалы, предоставленные в рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века». Актуальным становится создание пособий по разным темам, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. Появляется возможность использования их на разных этапах урока, для фронтальной или индивидуальной работы учащихся, для самостоятельной работы вне урока, для ликвидации пробелов, или для самостоятельной работы сильных учеников на уроке, накопления опыта решения элементарных задач, дистанционного обучения учеников.