Инновационные приемы и пособия в работе учителя-лоопеда
Самыми ответственными, сложными направлениями работы при нарушении речи школьников с ОВЗ являются развитие артикуляционной моторики, формирование артикуляционных укладов, автоматизация вызванного звука, развитие фонематического слуха . В комплексе коррекционных мероприятий на развитие речевой моторики приходится достаточно продолжительный период времени. Монотонные, однообразные занятия приводят к негативному отношению детей к обучению. Коррекционная работа с детьми, страдающими речевыми нарушениями, должна быть эмоционально приятной и разнообразной. Поэтому на логопедических занятиях мы используем как традиционные, так и нетрадиционные игровые приёмы.
Предлагаем вашему вниманию ряд нетрадиционных упражнений, приёмов, которые способствуют развитию:
1. Использование кинезиологических упражнений:
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне»
способствует:
• нормализации мышечного тонуса;
• стимуляции тактильных ощущений;
• увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук;
• формированию произвольных, координированных движений
пальцев рук.
Дыхательной гимнастикой в логопедии называют комплекс упражнений, которые представляют собой комбинации вдохов и выдохов различной продолжительности, интенсивности и сопровождаются кратковременными задержками дыхания
Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
-Су-джок терапия.
Су-Джок терапия способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки руки к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга. Поэтому Су-Джок терапия является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие и развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук, повышает физическую и умственную работоспособность детей, и обеспечивает развитие познавательных сфер ребенка.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
На каждое традиционное артикуляционное упражнение используются движения кисти руки(движения, имитирующие положение органов артикуляции).
Фонетическая ритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
2 . Грамматические сказки.
«Грамматическая сказка» – это такое изложение грамматического материала, при котором академическая терминология заменяется доступными детскому восприятию образами-ассоциациями.
Заучивание скороговорок. (они развивают фонематический слух ребенка, правильное произношения звуков, дикцию, темп речи)
Скороговорка — это короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.
И многое другое...
С помощью таких нетрадиционных методов и приёмов пробуждается интерес к занятиям, умение понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической, интонационной и слоговой структуры речи, внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи, помогают сделать речь яркой и эмоциональной. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.