СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии»

Инновационные технологии обучения на уроках русского языка

Инновационные технологии обучения на уроках русского языка

ТЕхнология  ( греч. techne - «умение», «мастерство», «искусство» и logos – «учение», «наука» ) дословно - наука о мастерстве ( Толковый словарь русского языка ) Чем отличается технология от методики? « … идеальная технология обладает жёстко определённой системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью . Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а, следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели , т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью » (В.И. Загвязинский )

ТЕхнология ( греч. techne - «умение», «мастерство», «искусство» и logos – «учение», «наука» ) дословно - наука о мастерстве ( Толковый словарь русского языка )

Чем отличается технология от методики?

« … идеальная технология обладает жёстко определённой системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментальностью . Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а, следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели , т.е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью » (В.И. Загвязинский )

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством . Искусство основано на интуиции, технология - на науке» . (В.П. Беспалько)   «Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству» концентрированным выражением которого и является технология ( И.П. Подласый )

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством . Искусство основано на интуиции, технология - на науке» . (В.П. Беспалько)  

«Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место «коллективному мастерству» концентрированным выражением которого и является технология ( И.П. Подласый )

Метод обучения  ( от др.-греч. μέθοδος —путь ) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате  которого происходит передача и  усвоение знаний, умений и навыков,  предусмотренных содержанием  обучения

Метод обучения ( от др.-греч. μέθοδος —путь ) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения

  Инновационные методы обучения   Введение новшеств в цели, методы , содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося . Интерактивные методы Активные методы

Инновационные методы обучения

Введение новшеств в цели, методы , содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося .

Интерактивные методы

Активные методы

Виды методов обучения Ученик Ученик Педагог Педагог Ученик Ученик Активные Ученик Ученик Ученик Педагог Пассивные Интерактивные Ученик Ученик

Виды методов обучения

Ученик

Ученик

Педагог

Педагог

Ученик

Ученик

Активные

Ученик

Ученик

Ученик

Педагог

Пассивные

Интерактивные

Ученик

Ученик

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – особое психическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда последний не может достичь цели (объяснить явление, решить задачу и т.д.) известными ему способами и вынужден искать новые пути и способы. У Ч И Т Е Л Ь У Ч Е НИК ПРОТИВОРЕЧИЕ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ – особое психическое состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда последний не может достичь цели (объяснить явление, решить задачу и т.д.) известными ему способами и вынужден искать новые пути и способы.

У

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

У

Ч

Е

НИК

ПРОТИВОРЕЧИЕ

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы: 1) опорный конспект;  2) групповая дискуссия;  3) синквейн;  4) ключевые термины;  5) прием Кластер  6) дидактические игры (игра слов);  7) лингвистические задачи;  8) исследование текста;  9) работа с тестами;  10) задания поискового характера;  11) нетрадиционные формы домашней и классной работы;  12) метод проектов;  13) Маршрутный лист.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно применяются следующие приемы:

1) опорный конспект; 2) групповая дискуссия; 3) синквейн; 4) ключевые термины; 5) прием Кластер 6) дидактические игры (игра слов); 7) лингвистические задачи; 8) исследование текста; 9) работа с тестами; 10) задания поискового характера; 11) нетрадиционные формы домашней и классной работы; 12) метод проектов; 13) Маршрутный лист.

метод проектов Для учебных проектов важно: определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности; обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации; выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы; сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

метод проектов

Для учебных проектов важно:

определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;

обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

нетрадиционные уроки Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет. Почти все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, а также повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием и смело применяю в своей работе.

нетрадиционные уроки

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов: урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра, урок-КВН, урок-защита проекта, урок-диспут, урок-конференция, урок-театрализованное представление, урок-маскарад, урок-путешествие, урок-зачет.

Почти все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, а также повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность. Именно поэтому все вышеперечисленные виды уроков я с удовольствием и смело применяю в своей работе.

нетрадиционные уроки

Кластер  (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой-либо учебной задачи.

На первом этапе урока происходит вовлечение всех учащихся в процесс. Целью этого процесса является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, постановка вопросов, на которые ребятам нужно найти ответы.

На этапе осмысления организуется работа с информацией: обучающиеся читают текст, обдумывают и анализируют полученные факты.

На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Здесь очень важен результат. Современные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различным мнениям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость от побед.

нетрадиционные уроки Дидактические игры (игра слов) , вызывают интерес к занятиям по русскому языку. Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении учащихся в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Все это создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока.  На своих уроках я использую некоторые из них: задание по типу « Исключи лишнее», «Узнай меня» и многие другие. Очень важно видеть, как создается ситуация успеха, ситуация самостоятельности.

нетрадиционные уроки

Дидактические игры (игра слов) , вызывают интерес к занятиям по русскому языку.

Цель игры – пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. При включении учащихся в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Все это создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. 

На своих уроках я использую некоторые из них: задание по типу « Исключи лишнее», «Узнай меня» и многие другие. Очень важно видеть, как создается ситуация успеха, ситуация самостоятельности.

синквейн Довольно часто использую на своих уроках  синквейн,  как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

синквейн

Довольно часто использую на своих уроках  синквейн,  как прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Хотя синквейн может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое сообщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;

на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;

на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Маршрутный лист Маршрутный лист - это бланк (разработанный учителем), который позволяет учащемуся подтвердить, оценить свои знания, а учителю проследить готовность ученика и выявить слабые места в обучении данного материала. Огромное значение для раскрытия творческого потенциала учащегося имеют и  нетрадиционные формы классного и домашнего задания , которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, и самое главное самому найти решение.

Маршрутный лист

Маршрутный лист - это бланк (разработанный учителем), который позволяет учащемуся подтвердить, оценить свои знания, а учителю проследить готовность ученика и выявить слабые места в обучении данного материала.

Огромное значение для раскрытия творческого потенциала учащегося имеют и  нетрадиционные формы классного и домашнего задания , которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, и самое главное самому найти решение.

Некоторые из них (типы классного и домашнего задания): - творческая работа (самостоятельно, отвечая на вопрос, ставят к нему цель, приводят доводы, решения, анализируют, делают вывод, доказывая свою точку зрения) - лингвистическое исследование текста; -подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание презентаций по литературным произведениям; - рисование обложек к литературным произведениям; - художественное чтение (выразительное), инсценировка художественного произведения; - создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; - продолжение неоконченных произведений (учащийся представляет себя в образе автора, пытается творчески подойти к данной задаче); - подготовка словарных диктантов; - составление вопросов к произведению (к правилу) по теме; - составление конспекта, опорных таблиц, использование кластера; - презентации (обзор героев произведения, биография писателя); - письмо по памяти (можно использовать и на уроках русского языка и литературы).

Некоторые из них (типы классного и домашнего задания):

- творческая работа (самостоятельно, отвечая на вопрос, ставят к нему цель, приводят доводы, решения, анализируют, делают вывод, доказывая свою точку зрения)

- лингвистическое исследование текста;

-подготовка иллюстраций к литературным произведениям, создание презентаций по литературным произведениям;

- рисование обложек к литературным произведениям;

- художественное чтение (выразительное), инсценировка художественного произведения;

- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;

- продолжение неоконченных произведений (учащийся представляет себя в образе автора, пытается творчески подойти к данной задаче);

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросов к произведению (к правилу) по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц, использование кластера;

- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

- письмо по памяти (можно использовать и на уроках русского языка и литературы).

Такие классные и домашние задания помогают избегать однообразия. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Такие задания активизируют мышление, заставляют учащихся обобщать, систематизировать материал по теме. На своем опыте убедилась: ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, доказывать свою точку зрения, самостоятельно искать выход из проблемной ситуации, формулировать цели и задачи, заполнять маршрутные листы, анализировать свои ответы, одним словом, на уроках ребята занимают активную коммуникативную позицию.  Как учитель полностью согласна с тем, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его результативным, эффективным, интересным, занимательным, а процесс получения умений и знаний для учащихся – продуктивным и творческим.

Такие классные и домашние задания помогают избегать однообразия. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Такие задания активизируют мышление, заставляют учащихся обобщать, систематизировать материал по теме. На своем опыте убедилась: ученикам интересно действовать, активно участвовать в ходе урока, ошибаться и искать причины ошибок, формулировать вопросы, доказывать свою точку зрения, самостоятельно искать выход из проблемной ситуации, формулировать цели и задачи, заполнять маршрутные листы, анализировать свои ответы, одним словом, на уроках ребята занимают активную коммуникативную позицию. Как учитель полностью согласна с тем, что применение новых технологий на разных этапах урока, помогает сделать его результативным, эффективным, интересным, занимательным, а процесс получения умений и знаний для учащихся – продуктивным и творческим.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!