XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для то чтобы внедрить их в образовательный процесс. В эпоху быстрой смены технологий формируется новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление.
Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. На данном этапе развития педагогической инноватики, в центре внимания стоит процесс педагогических нововведений.
Без внедрения новизны инноваций не может развиваться ни одна наука, в том числе и музыкальное образование.
Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Не допускаются применения инноваций без учета индивидуальных способностей личности ребенка.
На своих уроках, я использую следующие технологии: коммуникативно – развивающего обучения , игровые, технологии ИКТ.
Применяя новые информационные технологии:
Презентации;
Обучающие развивающие программы с игровым сценарием;
Караоке и др.
нельзя забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и ее ничем нельзя заменить.
Выделяю следующие методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, викторина, карточки – лото, реферат, проект, дидактическая игра и др. Кроме того, каждый метод при его практическом применении имеет разновидности и может использоваться для решения дидактических задач.
Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.
Синквейны на уроках музыки. Синквейн (от французского, английского ) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В России с 1997 года используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Характер применения инноваций зависит от квалификации учителя, уровня развития обучающегося, образа жизни и социального состояния общества.
Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации учителя. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, дополняя новыми штрихами.
Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное - в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований.
Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер. Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности. В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функций педагога. Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследовательской работы. Цель - рассмотреть использование инновационных технологии в системе дополнительного образования детей. Достижение сформулированной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- рассмотреть источники инноваций в сфере дополнительного образования;
- направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей;
- содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе;
- описать опыт работы по внедрению в практику деятельности «
Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности метода проектов. Проектная деятельность внедряется в объединения социально-педагогической направленности, начиная с дошкольного возраста . В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и технологии.
Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего отделения дополнительного образования и апробировалась нами только в течение последних трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Воспитанники, участвующие в проектной деятельности:
-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
-самостоятельны и гибки в принятии решений;
-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
-осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);
-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
-воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.
Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности проектный метод:
-проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;
-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов учащихся;
-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;
-реализуют свои творческие умения (в музыкальной деятельности).
Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования отделения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в отделениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития учащихся, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.