Инновационные технологии в преподавании предмета географии.
«Использования ЦОР в обучении географии».
В современном мире актуальным для школы является комплекс задач, связанных сформированием информационной культуры обучающихся, которым предстоит социализироваться в обществе с развитой сетевой коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение и использование.
Сегодня невозможно представить работу учителя географии без использования цифровых образовательных ресурсов, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме учащийся мог получить по разным источникам: учебник, справочники, лекция учителя, конспект урока. Нынешние школьники больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, а не в традиционных учебниках и энциклопедиях.
Одним из ключевых компонентов информационно-коммуникационных технологий являются цифровые образовательные ресурсы нового поколения (ЦОР), по сегодняшний день уже обеспечивают достаточно широкие возможности применения как для учителя так и ученика. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе сегодня можно с помощью цифровых образовательных ресурсов нового поколения.
Они помогают решать задачи повышения доступности, повысить качества образования; и индивидуализации обучения. Использование ЦОР значительно облегчает работу учителя и увеличивает интерес ученика к географии.
Методические приемы работы с цифровыми образовательными ресурсами
ЦОР предполагают освоение учителем содержательных, технологических и методических аспектов работы с электронными образовательными ресурсами для эффективного применения в учебном процессе.
В географии заложены огромные возможности для применения новых информационных технологий. Выделяют несколько основных направлений использования цифровых технологий в преподавании географии:
демонстрация материалов, наглядных пособий и интерактивных карт;
показ географических процессов;
геоинформационное обучение;
проверка знаний;
самостоятельная работа обучающихся.
В современном мире информатизация сферы образования вступает на качественно новый уровень: решается задача всеобщего использования компьютерных технологий, в образовании.
Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимают – совокупность средств программного, информационного, технического, цифрового и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях или в сети интернет.
В можно сказать, что ЦОР - это новое обобщающее понятие «цифровые учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств.
Самые популярные и интересные для образования продукты – это мультимедиа ЭОР и они заслуживают отдельного внимания.
Существуют специально разработанные и находящиеся в открытом доступе электронные образовательные ресурсы, которые могут и должны применяться учителем географии. В настоящее время имеется большое количество цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.
Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других.
Активное взаимодействие пользователя с электронным учебным продуктом является главным преимуществом, стратегической задачей информации образования. Уровень интерактивности (активности пользователя при работе с электронным образовательным ресурсом) служит одним из важнейших показателей качества ЭОР.
Формы взаимодействия пользователя с ЭОР могут быть различными, в порядке повышения образовательной эффективности за счет увеличения уровня интерактивности, и соответственно более полноценного выражения активно-деятельностных форм обучения.
На первоначальных этапах работы с ЭОР пользователь может
читать текст (управлять его движением в окне, или листать страницы);
просмотр графики (схем, диаграмм, символьных последовательностей, таблиц);
прослушивание звука (речи, музыки, комбинированного (речь на фоне музыки);
просмотр изображений (реалистических и синтезированных);
восприятие аудиовизуальной композиции (звук + текст; звук + статическое изображение (фотографии, рисунки); звук + последовательность статических изображений; звук + динамическое изображение (видео)).
К активным формам работы пользователя на дальнейших этапах можно отнести
навигацию по элементам (операции в гипертексте, переходы по визуальным объектам);
копирование элементов в буфер для создания собственных оригинальных композиций;
множественный выбор из текста и изображений;
масштабирование изображения для детального изучения;
изменение пространственной ориентации объектов (поворот объемных тел);
изменение азимута и угла зрения («поворот и наезд камеры» в виртуальных панорамах);
управление интерактивной композицией.
На дальнейшем этапе можно использовать деятельностные формы:
удаление или введение объектов в активное поле;
перемещение объектов;
совмещение объектов для изменения их свойств или получения новых объектов;
составление определенных композиций объектов;
объединение объектов связями с целью организации определенной системы
изменение параметров или характеристик объектов и процессов;
декомпозиция или перемещение по уровням вложенности объекта, представляющего собой сложную систему.
Использование ЭОР предполагается несколькими способами:
1. Учитель может вести урок на основе содержания готовых цифровых образовательных ресурсов, используя Интернет-ресурсы.
2. Учитель может самостоятельно разработать ЭОР и использовать на своем уроке.
3. Сам ученик может организовать самостоятельную познавательную деятельность, что особо важно в рамках введения ФГОС.
Рассмотрим применение ЭОР на различных этапах урока.
ЭОР для актуализации знаний.
Эффективно использовать электронные тесты и ЦОРы, в том числе собственные разработки. Использование флеш-тестов и тренажеров помогает обучающемуся получить не только новые знания, но и формирует процесс получения новых умений и навыков работы, в частности навыки по самообразованию, помогает анализировать, делать выводы и обосновывать своё мнение, стимулируют стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному переобучению.
ЭОР на этапе объяснения нового материала.
В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например, электронные учебники, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы.
ЭОР на этапе закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.
При закреплении многих тем курса информатики эффективной технологией является использование на уроках обучающих компакт-дисков.
ЭОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков.
Использование тренажеров-флеш позволяют осуществить контроль знаний обучающихся, используя при этом личностное включение учащегося в процесс.
ЭОР для подготовки домашнего задания (творческие задания, рефераты и доклады, презентации, самообучение).
Одним из эффективных способов внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс является самостоятельная разработка ЭОР при помощи моделей и презентаций. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, повышает наглядность его представления и способствует более прочному усвоению учащимися основ изучаемого предмета, а также позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности. Создание учителем своей модели или презентации является оптимальным вариантом, поскольку она отвечала бы собственному оригинальному видению учебного материала и
География — единственный школьный предмет, формирующий у обучающихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.
География, возможно, в большей степени, чем любой другой предмет, имеет основание реализовывать принцип наглядности. В географии используются картографические методы, которые опираются на деятельность учащихся с картой как средством обучения. География оперирует пространственными представлениями, понятиями, которые очень сложно объяснить, не обращаясь к моделям, в т.ч., виртуальным. География предполагает «игру масштабами», использование математического аппарата и очень большое количество фактического материала (номенклатуры – перечня географических объектов, которые необходимо знать и уметь показывать на карте), терминов, сущности процессов и явлений, статистического материала. Школьники, в процессе изучения географии, обращаются к огромному количеству баз данных, а в процессе подготовки к ЕГЭ и ГИА – к контрольно-измерительным материалам, которые выполнены в тестовой форме.
В контексте изучения школьной географии применение ЭОР в учебном процессе имеет ряд положительных особенностей. Во-первых, применение ЭОР создаёт дополнительные возможности для расширения информационной поддержки урока и создания необходимой степени наглядности, которой часто не хватает в традиционном преподавании географии. Для достижения максимальной наглядности можно использовать мультимедийные объекты: видео, слайд-шоу, интерактивные карты, динамические модели географических процессов. Кроме того, при использовании ЭОР возникают дополнительные возможности для реализации дифференцированного подхода к учащимся.
На уроках географии в 6-10-х классах я использую ЭОР нового поколения в следующих направлениях учебного процесса:
для проведения традиционных уроков (повышение наглядности излагаемого учебного материала, создание проблемных ситуаций; демонстрации примеров образцов практических действий, подготовка к выполнению практических и контрольных работ и т.д.);
для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с целью индивидуализации обучения,
организации групповой работы на уроке;
для организации контроля и самоконтроля учащихся на уроке.
для реализации инновационных педагогических технологий, как основу для перехода к новым нетрадиционным моделям обучения:
С применением практических и контрольных ЭУМ решаются несколько проблем:
экономится время урока на бесконечные контрольные задания, появляется возможность перенести их домой, а на уроке отвести время на творческие: - дискуссии, деловые и ролевые игры, решение проблемных ситуаций и вопросов
более глубоко отрабатываются универсальные учебные действия;
предметно планируется работа с родителями учащихся.
Особенно существенное значение имеет применение ЭОР для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (выбора необходимой дополнительной информации; изучения нового учебного материала; выполнения виртуальных практических и учебно-исследовательских работ); для создания «собственных» продуктов учебной деятельности (конспектов, рефератов, проектов и т.п.); для отработки умений и навыков, подготовки выступлений и презентаций, подготовки к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам, проведения тестирования как формы контроля и самоконтроля.
Огромное количество плюсов использования ЭОР на уроке:
это интересно, современно и перспективно;
повышает качество обучения, углубляет межпредметные связи при выполнении различных заданий по предмету;
позволяет проводить различные исследования и эксперименты, которые невозможны на обычном уроке;
можно выполнять индивидуальные и групповые проектные работы ;
это новое представление информации (интерактивные карты);
ЭОР можно применять на всех этапах урока, даже при выполнении учащимися домашнего задания;
новую информацию ученик получает, в основном, в процессе самостоятельной деятельности и заключается это в освоении содержания урока;
у детей появляется опыт самостоятельной работы с информационными ресурсами: интернетом, словарями, энциклопедиями электронными библиотеками и т. д. ;
с использование ЭОР также можно проводить уроки - лабораторные работы (химия, биология), уроки по решению задач (химия), уроки-практикумы (география, биология, химия), уроки-дискуссии на основе проблемных ситуаций, уроки-семинары и т.д. ;
появляется реальная возможность организации полноценного семинара, где помимо подготовки учащегося по информационным источникам еще и устный доклад с иллюстрациями и презентациями
для ученика — это возможность — заглянуть в любую точку земного шара, поработать с картой и тут же проверить свои знания;
для учителя — это увеличение эффективности работы, сокращение времени на подготовку и объяснение материала.
Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:
Материалы к уроку можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов. Кроме того, к интерактивной доске можно подключить и другое аудио- и видеооборудование
Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование
После занятия файлы можно сохранить в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.