Работа педагогом в образовательном учреждении всегда сопряжена с постоянным поиском средств и возможностей для того, чтобы сделать свою работу более эффективной. Приходится много придумывать, создавать игры, пособия, а, следовательно, проявлять креативность.
Сегодня я хотела бы поделиться с вами двумя инновационными технологиями, благодаря которым я могу проявлять креативный подход в своей деятельности.
Лэпбук – тематическая папка – «книга на коленях», является эффективным средством обучения и формой совместной деятельности взрослых и детей. Это яркие, многофункциональные папки с множеством кармашков, окошек, книжек-малышек, гармошек, секретиков и картинок. Для педагога – это замечательный способ собрать необходимый минимум информации по выбранной теме в одном месте, ограничиваясь лишь своей фантазией и творческим подходом в оформлении.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде. Лэпбук:
Информативен;
Полифункционален (способствует развитию творчества, воображения);
Обладает дидактическими свойствами;
Является средством художественно-эстетического развития обучающихся;
Его структура и содержание доступно детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Темы Лэпбуков могут быть разными. Для себя, как для педагога-психолога, я выделила следующие темы: «Мои эмоции», «Профессии», «Времена года», «Пространство и время», «Цвета», «Геометрические фигуры», «ЗОЖ» и др.
На примере моего Лэпбука «Профессии» хочу вас познакомить с процессом создания этой папки.
После того, как вы выбрали тему, вам надо написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками – это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в Лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. хочу отметить, что при создании дети являются полноценными участниками творческого процесса. Они могут принимать участие в создании папки-основы, разрезать карточки и раскладывать их по кармашкам. Задания, заложенные в лэпбук нежелательно выполнять за одно занятие. Некоторые из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации. Мой Лэпбук содержит 15 многофункциональных игр, с большим количеством вариаций.
Показ Лэпбука «Профессии» 2. Адвент-календарь – это календарь ожидания какого-либо события. Этим событием может быть: ожидание прихода весны, лета, ожидание выпускного; различные календарные праздники - 8 марта, 23 февраля, день Космонавтики, ну и конечно Новый год. Календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать.
Темой для моего первого адвент-календаря стал праздник Новый год – получился календарь ожидания Нового года. Я считаю, что такая игра – один из самых удачных способов раскрасить ожидание праздника ощущением радости и волшебства. Именно тех чувств и эмоции, которых так не хватает детям, с которыми я занимаюсь. Чувство времени заключено во всей игре, стержневая тема связана со временем года (в данном случае – зима).
Проведение адвент-календаря делится на 3 этапа:
Подготовительный этап: создание календаря, продумывание заданий
Проведение адвент-календаря
Подведение итогов
На подготовительном этапе продумывается и создается сам календарь. Есть много разных видов календарей, все зависит от творческого полета и умелости рук педагога. Это может быть, как обычный отрывной календарь с заданиями, так и целый городок с открывающимися окошками. Это могут быть кармашки, конверты, рукавички и многое другое. Я за основу выбрала такой необычный арт-объект «Елка-лесенка». Для ежедневных заданий использовала снежинки. На каждой лицевой стороне снежинки есть дата, на обратной стороне – задание. Задания продумываются исходя из возрастных и психологических особенностей детей, на которых рассчитана игра. Примеры.
Адвент-календарь не обязательно делать на весь месяц. Он может длиться неделю или две. Также нужно учитывать выходные дни детей.
Во время второго этапа игры – проведения – ребята в свободное время смотрели снежинку с датой дня и выполняли задания, которое приготовила им эта снежинка. Ребята с увлечением выполняли все задания, а в конце дня приходили и снимали снежинку с датой прошедшего дня. Детям было интересно, что же будет завтра, но я им переворачивать снежинку со следующей датой не разрешала.
Третий этап – подведение итогов игры. Мы с ребятами вспомнили все самые интересные задания, которые находили на елочке. Оформили выставку, на которой были представлены выполненные творческие задания со снежинок. Вспомнили стихи, сказки, загадки и песни. Вспомнили все то, что помогало нам приблизить этот волшебный праздник – Новый год!
Форма этой игры универсальна в использовании, поэтому провести адвент могут и учителя-предметники, и воспитатели с классными руководителями, и узкие специалисты.