СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационные технологии в воспитательной работе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Просмотр содержимого документа
«Инновационные технологии в воспитательной работе»

Инновационные технологии в воспитательной работе

Инновационные технологии в воспитательной работе

«… Творчество есть необходимое условие существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена  хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…»  Л.С.Выготский

«… Творчество есть необходимое условие существования и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…»

Л.С.Выготский

Понятие «инновация»    Инновация рассматривается как результат творческого процесса.  Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Понятие «инновация»

  • Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  • Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

            Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:  Диагностирование  Целеполагание  Проектирование  Конструирование  Организационно – деятельностный компонент  Контрольно – управленческий компонент

            Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются: Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Социализированная оценка ученика Социализированная оценка ученика Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Организация творческого дела Организация творческого дела Организация творческого дела Организация творческого дела Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха

Содержанием воспитательных

технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Социализированная оценка ученика
  • Социализированная оценка ученика
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Организация творческого дела
  • Организация творческого дела
  • Организация творческого дела
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха
  • Создание ситуации успеха
  • Создание ситуации успеха
  • Создание ситуации успеха
  • Создание ситуации успеха
  • Создание ситуации успеха
Обновление содержания воспитания:   экономическое образование,  правовая культура,  гражданское и патриотическое воспитание,  предпрофильная подготовка,  национальная культура,  личная профессиональная карьера, проектирование образовательной  траектории.

Обновление содержания воспитания:

  • экономическое образование,
  • правовая культура,
  • гражданское и патриотическое воспитание,
  • предпрофильная подготовка,
  • национальная культура,
  • личная профессиональная карьера, проектирование образовательной  траектории.
Инновационные технологии, используемые  в воспитательной системе школы:    создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;  различные варианты школы  полного дня;  создание гувернерской службы внутри школы;  создание детско-родительских объединений внутри школы;  телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы:

  • создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;
  • различные варианты школы  полного дня;
  • создание гувернерской службы внутри школы;
  • создание детско-родительских объединений внутри школы;
  • телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
Инновационные технологии, используемые  в воспитательной системе школы:  коллективное творческое дело (КТД);  информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);  нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);  социальное проектирование;  организационно-деятельностные игры (ОДИ);  технология исследовательской деятельности;

Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы:

  • коллективное творческое дело (КТД);
  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
  • социальное проектирование;
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
  • технология исследовательской деятельности;
Инновационные технологии, используемые  в воспитательной системе школы: технология социально-педагогического диагностирования ; технология программирования; технология реализации плана; технология разноуровневой дифференциации; модульная педагогическая технология; технология проектов; технология дидактической игры; проблемное обучение; здоровьесберегающая технология; личностно- ориентированная технология; экологообразовательные; кейс – технологии; арт-технологии;

Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы:

  • технология социально-педагогического диагностирования ;
  • технология программирования;
  • технология реализации плана;
  • технология разноуровневой дифференциации;
  • модульная педагогическая технология;
  • технология проектов;
  • технология дидактической игры;
  • проблемное обучение;
  • здоровьесберегающая технология;
  • личностно- ориентированная технология;
  • экологообразовательные;
  • кейс – технологии;
  • арт-технологии;
Инновационные технологии, используемые  в воспитательной системе школы:    шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);  групповая проблемная работа (разработка проектов);  диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);  диалог «педагог- воспитанник»;  тренинг общения;  «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе школы:

  • шоу-технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
  • групповая проблемная работа (разработка проектов);
  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
  • диалог «педагог- воспитанник»;
  • тренинг общения;
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).
Здоровьесберегающие технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся; создание благоприятного психологического климата; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии

  • это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;
  • создание благоприятного психологического климата;
  • охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.
ТЕХНОЛОГИЯ «КТД»  Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.  Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.   Технология КТД( по Иванову) - 6 этапов: совместное решение о проведении дела; совместное решение о проведении дела; совместное решение о проведении дела; совместное решение о проведении дела; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение дела; коллективный анализ; решение о последействии. коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение дела; коллективный анализ; решение о последействии. коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение дела; коллективный анализ; решение о последействии. коллективное планирование; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение дела; проведение дела; коллективный анализ; решение о последействии. решение о последействии.

ТЕХНОЛОГИЯ «КТД»

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.

Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная.

Технология КТД( по Иванову) - 6 этапов:

  • совместное решение о проведении дела;
  • совместное решение о проведении дела;
  • совместное решение о проведении дела;
  • совместное решение о проведении дела;
  • коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение дела; коллективный анализ; решение о последействии.
  • коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение дела; коллективный анализ; решение о последействии.
  • коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение дела; коллективный анализ; решение о последействии.
  • коллективное планирование;
  • коллективное планирование;
  • коллективная подготовка; проведение дела;
  • проведение дела;
  • коллективный анализ; решение о последействии.
  • решение о последействии.
Этап Традиционное КТД 1. коллективное целеполагание Личностно-ориентированное КТД Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива 2. коллективное планирование Дело как потенциал личностного развития и роста   Акцент на групповой работе, групповом вкладе 3. коллективная подготовка 4. проведение дела Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений Акцент на дружной групповой работе Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана 5. коллективный анализ Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?» Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность

Этап

Традиционное КТД

1. коллективное целеполагание

Личностно-ориентированное КТД

Социальные основания выбора дела – польза, радость людям, сплочение коллектива

2. коллективное планирование

Дело как потенциал личностного развития и роста

 

Акцент на групповой работе, групповом вкладе

3. коллективная подготовка

4. проведение дела

Акценты на индивидуальные вклады, на авторство идей, предложений

Акцент на дружной групповой работе

Акценты на добровольность принятия ролей, поручений и их индивидуализированность

Участие групп, команд, общее действо, участие как реализация общего плана

5. коллективный анализ

Возможности для личного, негруппового участия, структура дела с учетом самоопределения ребят в отношении ролей, поручений

Основные вопросы – критерии «Как мы организовали дело?», «Как мы проявили свою коллективность?», «Какой вклад каждого в общее дело?»

Вопросы – критерии, акцентирующие значимость дела для понимания, развития себя как индивидуальность

Виды коллективных дел: Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант») Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг») Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество) Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)

Виды коллективных дел:

  • Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
  • Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)
  • Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»)
Интерактивными технологиями являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.

Интерактивными технологиями

являются такие, в которых ученик выступает в постоянно флуктуирующий субъектно-объективных отношениях относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным активным элементом.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ   метод карусели; эвристическая беседа; эвристическая беседа; эвристическая беседа; эвристическая беседа; дискуссии, дебаты; конференции; конференции; конференции; конференции; деловые игры; технология полноценного сотрудничества; технология полноценного сотрудничества; технология полноценного сотрудничества; технология полноценного сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ

  • метод карусели;
  • эвристическая беседа;
  • эвристическая беседа;
  • эвристическая беседа;
  • эвристическая беседа;
  • дискуссии, дебаты; конференции;
  • конференции;
  • конференции;
  • конференции;
  • деловые игры; технология полноценного сотрудничества;
  • технология полноценного сотрудничества;
  • технология полноценного сотрудничества;
  • технология полноценного сотрудничества;
  • технология моделирования, или метод проектов.
ГРУППОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ РАБОТА  это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Цель технологии :  разработка,  разработка,  разработка,  принятие организационных решений,  прояснение,  прояснение,  прояснение,  обсуждение.

ГРУППОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ РАБОТА

это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации.

Цель технологии :

  • разработка,
  • разработка,
  • разработка,
  • принятие организационных решений, прояснение,
  • прояснение,
  • прояснение,
  • обсуждение.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - организация исследовательской деятельности. Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Формы работы: индивидуальная, групповая Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п. Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - организация исследовательской деятельности.

Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п.

Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.  Целью социального проектирования  является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Социальное проектирование - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования  формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе,  совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.),  социальная мобильность, навыки командной работы.

Основные задачи социального проектирования

  • формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе,
  • совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.),
  • социальная мобильность, навыки командной работы.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)  Кейс-технология  – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.  Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

(метод конкретных ситуаций)

Кейс-технология – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.

КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ позволяет формировать следующие компетенции:  аналитические;  практические;  творческие;  коммуникативные;  социальные;  самоанализ.

КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ позволяет формировать следующие компетенции:

  • аналитические;
  • практические;
  • творческие;
  • коммуникативные;
  • социальные;
  • самоанализ.
ЭТАПЫ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ 1 этап. Воспитатель, глядя на текст, описывающий ситуацию, должен понять смысл проблемы, продумать ответы на вопросы и выявить реальные пути решения проблемы. 2 этап . Обмен мнениями о проблемах в небольшой группе, осуществление совместного поиска решения через взаимный диалог («брейнсторминг» –мозговой штурм, диалог и полилог, дискуссия, дебаты и т.д.). 3 этап. Общегрупповое обсуждение под руководством учителя. Привлечение к обсуждению как можно больше учащихся. Особенность обсуждения –педагог не даёт качественной оценки ответам, каждая идея принимается как есть.

ЭТАПЫ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ

1 этап. Воспитатель, глядя на текст, описывающий ситуацию, должен понять смысл проблемы, продумать ответы на вопросы и выявить реальные пути решения проблемы.

2 этап . Обмен мнениями о проблемах в небольшой группе, осуществление совместного поиска решения через взаимный диалог («брейнсторминг» –мозговой штурм, диалог и полилог, дискуссия, дебаты и т.д.).

3 этап. Общегрупповое обсуждение под руководством учителя. Привлечение к обсуждению как можно больше учащихся. Особенность обсуждения –педагог не даёт качественной оценки ответам, каждая идея принимается как есть.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ  (метод конкретных ситуаций)   Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии: 1.   Интеллектуальное развитие обучаемых. 2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций. 3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений. 4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений. 5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. 6.   Развитие коммуникативных навыков.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)

Цели , достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.

6.   Развитие коммуникативных навыков.

Арт-педагогика  - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса. Техники и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны.

Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техники и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны.

ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ Шоу имеет особенности:   деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей( «зал»),  соревновательность на сцене,  заготовленный организаторами сценарий.

ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ

Шоу имеет особенности:

  • деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей( «зал»),
  • соревновательность на сцене,
  • заготовленный организаторами сценарий.

ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ   В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка реализация анализ итогов. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ

В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока:

  • подготовка
  • реализация
  • анализ итогов.

Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ Реализация шоу основана на 3 основных психологических механизмах:   создание эмоциональной атмосферы;  соревновательность;  импровизация.  создание эмоциональной атмосферы;  соревновательность;  импровизация.

ШОУ-ТЕХНОЛОГИИ

Реализация шоу основана на 3 основных психологических механизмах:

  • создание эмоциональной атмосферы; соревновательность; импровизация.
  • создание эмоциональной атмосферы;
  • соревновательность;
  • импровизация.
ТОК-ШОУ достоинства:  обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;  аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;  ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;  в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины;  особая роль ведущего ток-шоу.

ТОК-ШОУ

достоинства:

  • обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
  • аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
  • ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
  • в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины;
  • особая роль ведущего ток-шоу.
ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимися. Цель: создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.

ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ

Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимися.

Цель: создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.

Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:  повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;  повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;  осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;  развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
 развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, государственного, международного масштаба);  развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);  развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).
  • развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, государственного, международного масштаба);
  • развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
  • развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками).