ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания к выполнению расчётно-графической работы
для студентов заочной формы обучения по направлениям подготовки
38.03.02 «Менеджмент»
БРЯНСК 2021
УДК 338
Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: методические указания к выполнению расчётно-графической работы для студентов очной формы обучения по направлениям подготовки 38.03.02 «Менеджмент». – 2021. – 10 с.
Разработала
Е.А. Ларичева,
канд. экон. наук, доц.
Методические указания публикуются в авторской редакции
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью расчётно-графической работы является реализация требований, установленных Государственным образовательным стандартом к минимуму содержания знаний и максимальному уровню подготовки выпускников экономических специальностей.
Задачи контрольной работы:
1) закрепление, углубление, расширение и систематизация теоретических знаний по темам дисциплины «Инновационный менеджмент»;
2) приобретение навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации.
1. ТРЕБОВАНИЯ К расчётно-графической РАБОТЕ
и выблор варианта
Расчётно-графическая работа состоит из двух теоретических и практического задания.
При выполнении теоретических заданий необходимо дать полный письменный ответ на теоретические вопросы, в которых следует изложить основные положения, категории, раскрывающие экономическую сущность и основные характеристики выбранной темы дисциплины «Инновационный менеджмент». Объём двух теоретических вопросов – 8-10 печатных страниц. Графическая часть может быть представлена таблицами, схемами, чертежами, диаграммами и др.
Вариант выбирается в соответствии с последней цифрой в номере зачётной книжки.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
расчётно-графической РАБОТЫ
Содержание расчётно-графической работы должно свидетельствовать о достаточно высокой теоретической подготовке студента, которую он должен иметь на данном курсе, и о наличии у автора необходимых знаний по теме работы. Работа должна иметь правильно составленную библиографию, логичную структуру, обеспечивающую раскрытие темы. Должна быть написана грамотно, хорошим литературным и профессиональным языком, иметь правильно оформленный инструментальный аппарат.
Расчётно-графическая работа содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист (Приложение 1);
- основную часть;
- список литературы;
- приложения.
Содержание (Оглавление) включает порядковые номера и наименование структурных элементов контрольной работы с указанием номера страницы, на которой они помещены. Введение и список литературы не нумеруются
Основная часть контрольной работы представляет собой два теоретических вопроса.
В основной части контрольной работы описывается сущность предмета исследования, его современное состояние и тенденции развития. На основе обзора учебной и специальной научной литературы оценивается степень изученности исследуемой проблемы. Сопоставляются различные мнения, высказывается собственная точка зрения по дискуссионным (по-разному освещаемым в научной литературе) и нерешенным вопросам. Содержание этой части должно показать степень ознакомления студента с поставленной проблемой и современным научно-теоретическим уровнем исследований в данной области, а также умение работать с фактическим материалом, сжато и аргументированно формулировать задачи и результаты исследований и давать обоснованные рекомендации по решению выявленных проблем.
Основные теоретические положения и выводы следует иллюстрировать цифровыми и статистическими данными из статистических справочников, монографий, журнальных статей и других источников.
Цифровой материал приводится, как правило, в виде таблиц. Для наглядности рекомендуется включать иллюстративные материалы (графики, диаграммы, схемы и др.). Все иллюстративные материалы и таблицы следует нумеровать (рекомендуется сквозная нумерация). Пример оформления таблиц и рисунков приведён в прил. 2 и 3.
В списке литературы должны быть представлены основные источники по теме: нормативно-правовые акты, учебная литература, монографические исследования, статьи и др., в т.ч. переведенные на русский язык и на языке оригинала, статистические издания, справочники и интернет-источники.
3. ЗАДАНИЯ К расчётно-графической РАБОТЕ
Вариант 1.
Теоретический вопрос | Научно-технические кластеры как современная форма организации инновационной деятельности |
Эссе | Внешние и внутренние предпосылки инновационной деятельности промышленного предприятия |
Задание | На примере любой организации продемонстрируйте методику оценки инновационного потенциала |
Вариант 2.
Теоретический вопрос | Источники и формы финансирования инновационной деятельности |
Эссе | Особенности управления процессами создания и коммерциализации нововведений |
Задание | По любому предприятию Брянской (или Калужской) области провести анализ внешней и внутренней среды (краткий). В итоге выделить основные пути разработки и внедрения инноваций. Сделать выводы |
Вариант 3.
Теоретический вопрос | Инструменты мотивации инновационной деятельности на современном предприятии |
Эссе | Значение товарного знака в продвижении инновационной продукции предприятия |
Задание | По любому предприятию Брянской (или Калужской) области дать характеристику текущей инновационной деятельности и разработать предложения по её совершенствованию |
Вариант 4.
Теоретический вопрос | Методы определения экономической эффективности инновационного проекта |
Эссе | Творческие методы поиска новых идей в инновационном менеджменте |
Задание | Составить диаграмму Исикавы (или майнд-карту, ини инфографик) на тему «Пути повышения эффективности инновационного процесса» |
Вариант 5.
Теоретический вопрос | Инновационный потенциал организации: сущность и подходы к оценке |
Эссе | Сопротивление изменениям на предприятии: нужно ли с ним бороться. И если да, то каким образом? |
Задание | Решите задачу: Анализируются два инновационных проекта по 10 млн руб. каждый. Проекты рассчитаны на 2 года. Денежные поступления от реализации проекта А составляют 10 млн руб. во втором году. По проекту В планируется поступление 14,4 млн руб. в первом году и 2,4 млн руб. во втором году. Альтернативная ставка доходности 10 % годовых. Какой проект эффективней? |
Вариант 6.
Теоретический вопрос | Особенности маркетинга инноваций |
Эссе | Особенности венчурного предпринимательства в России и мире |
Задание | Решите задачу: Инновационный проект рассчитан на три года, объём инвестиций – 131 млн. руб. Чистый денежный поток: 1-й год 49 млн. руб., 2-й год 52 млн. руб., 3-й год 80 млн. руб. эффективен ли проект. Ставка дисконтирования 12 %. Эффективен ли проект? |
Вариант 7.
Теоретический вопрос | Бизнес-планирование инновационных проектов |
Эссе | Инновационность как фактор конкурентоспособности предприятий |
Задание | По любому предприятию Брянской (или Калужской) области провести анализ внешней и внутренней среды. В итоге выделить основные пути разработки и внедрения инноваций. Сделать выводы |
Вариант 8.
Теоретический вопрос | Этапы разработки и внедрения нового товара |
Эссе | Роль руководителя в процессе инноваций |
Задание | По любому предприятию Брянской (или Калужской) области дать характеристику текущей инновационной деятельности и разработать предложения по её совершенствованию |
Вариант 9.
Теоретический вопрос | Инновационная стратегия организации: понятие, цели, пути развития предприятия |
Эссе | Влияние внешней среды на характер инновационной деятельности современных фирм |
Задание | Определите и обоснуйте рассчитанную текущую ставку дисконтирования для проекта технического перевооружения крупного металлургического производства в течение двух лет. Примечание: Ставку дисконтирования (r) (норму доходности на вложенный капитал) определить с учётом R минимально гарантированной реальной нормы доходности (средняя ставка по вкладам банка); I - процента инфляции; risk - рисковой поправки (найти или разработать собственную шкалу). r = (1+ R) (1 + I) (1 + risk)-1 |
Вариант 10.
Теоретический вопрос | Инновационный климат: способы оценки |
Эссе | Научно-технические кластеры как современная форма организации инновационной деятельности |
Задание | Дайте характеристику текущего состояния путей финансирования инновационной деятельности в России. Составьте краткий отчёт (2-4 страницы) |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Брянский государственный технический университет»
Кафедра «Производственный менеджмент»
РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
| Выполнил студент гр. |
| |
| |
| Проверил |
| |
| |
Брянск 202_
_
Приложение 2
Пример оформления таблицы
Пример оформления табличного материала в контрольной работе
Таблица 1
Таблица уровня инфляции по месяцам в годовом исчислении
Год | 2019 | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 |
Янв | 5 | 2,21 | 5,02 | 9,77 | 14,97 | 6,05 | 7,07 |
Фев | 5,24 | 2,2 | 4,59 | 8,06 | 16,71 | 6,2 | 7,28 |
Мар | 5,27 | 2,36 | 4,25 | 7,26 | 16,93 | 6,92 | 7,02 |
Апр | 5,17 | 2,41 | 4,13 | 7,24 | 16,42 | 7,33 | 7,23 |
Май | 5,13 | 2,42 | 4,09 | 7,3 | 15,78 | 7,59 | 7,38 |
Июн | 4,66 | 2,3 | 4,35 | 7,48 | 15,29 | 7,8 | 6,88 |
Июл | 4,59 | 2,5 | 3,86 | 7,21 | 15,64 | 7,45 | 6,45 |
Авг | 4,33 | 3,07 | 3,29 | 6,84 | 15,77 | 7,56 | 6,49 |
Сен | 3,99 | 3,39 | 2,96 | 6,42 | 15,68 | 8,03 | 6,13 |
Окт | 3,77 | 3,55 | 2,73 | 6,09 | 15,59 | 8,3 | 6,25 |
Ноя | 3,54 | 3,83 | 2,5 | 5,76 | 14,98 | 9,07 | 6,48 |
Дек | 3,05 | 4,27 | 2,52 | 5,38 | 12,91 | 11,36 | 6,45 |
Всего | 3,05 | 4,27 | 2,52 | 5,38 | 12,91 | 11,36 | 6,45 |
Примечание: Коэффициент инфляции в годовом исчислении, представленный в таблице ниже, рассчитывается как сумма коэффициентов инфляции за 12 месяцев, включая выбранный. Такой способ позволяет оценить динамику изменения уровня инфляции в целом, сглаживая сезонные отклонения.
Приложение 3
Пример оформления графического материала в контрольной работе
Рис.1. Уровень инфляции по месяцам в годовом исчислении
за последние 10 лет, Россия, %