СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный опыт преподавателя "Формирование профессиональных компетенций на учебной и производственной практиках"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особое место в формировании профессиональных компетенций отводится практичесеому обучению. Именно на практических занятиях студенты получают прфессиональные навыки и практический опыт.

Просмотр содержимого документа
«Инновационный опыт преподавателя "Формирование профессиональных компетенций на учебной и производственной практиках"»

Формирование профессиональных компетенций на учебной и производственной практиках в среднем профессиональном образовании

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.

Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.

В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.

Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.

В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.

    Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:

1.  в период введения в профессию;

2.  в период овладения профессией;

3. в период производственной практики на предприятиях.

Особое место в формировании профессиональных компетенций отводится практическому обучению. На этот счет хочу привести слова Гёте:


В конце концов, от всех приобретенных знаний

в памяти у нас остается только то,

что мы применили на практике.



Именно на практических занятиях студенты получают профессиональные навыки и практический опыт.

Практическое обучение студентов является составной частью образовательного процесса в техникуме. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности. В ходе практики у студентов закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к специальности. Студенты получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения, применять неординарные решения, творчески подходить к различным ситуациям, а также, учатся устанавливать правильные взаимоотношения со всеми участниками процесса. Так как на сегодняшний день главной задачей образования становится подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновать своё решение.

Первоначальным звеном в непрерывной системе практической подготовки студентов техникума является учебная практика, которая  направлена на:

- приобретение первоначального практического опыта,

- формирование у студентов практических профессиональных умений,

- освоение общих и профессиональных компетенций по специальности.

Производственная практика является завершающим этапом в процессе формирования профессиональных и общих компетенций, она направлена на:

- углубление студентом первоначального профессионального опыта,

- дальнейшее формирование  общих и профессиональных компетенций ,

- проверку готовности студента к самостоятельной трудовой деятельности,

- подготовку к выполнению выпускной квалификационной работе.

В ГБПОУ «Ардатовский аграрный техникум» уделяется большое внимание организации и проведению занятий по учебной и производственной практикам: разработано «Положение о проведении учебных и производственных практик», имеются оборудованные кабинеты и лаборатории, коллекционно-опытный участок и сад общей площадью 0,26 га, организуются выездные экскурсии студентов в показательные хозяйства разных форм собственности, заключаются договора с сельхозпредприятиями на прохождение студентами производственных практик.

Я работаю со студентами по специальности Агрономия, преподаю ПМ. 01 «Реализация агротехнологий различной интенсивности» и ПМ 02 «Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия»; в этих модулях веду учебные практики и являюсь руководителем производственной преддипломной практики. Также являюсь заведующей коллекционно-опытным участком техникума. Мной разработаны рабочие программы по указанным модулям, учебным и производственным практикам, рабочие тетради, задания и методические рекомендации их выполнения, комплекты оценочных средств.

При отборе содержания практических работ по учебной практике руководствуюсь перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

При планировании занятий определяю конкретную цель, какие умения и навыки должны получить студенты при выполнении заданий, с последующим формированием их в профессиональные компетенции. Содержание заданий максимально ориентирую на практические действия, от студентов требую большей самостоятельности и самоорганизации.


Учебные практики по первому и второму модулям проходят на 2-м и 3-м курсах. Студенты на 2-м курсе охотно вовлекаются в практическую деятельность, но навыков самостоятельности и самоорганизации у них недостаточно: они испытывают затруднения в оформлении дневников и отчетов: затрудняются сформулировать и изложить свои мысли, им трудно даются выводы, часто конфликтуют в микро-группах.

Для решения этой проблемы по УП 02 «Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия» я разработала рабочую тетрадь, на каждый вид работ разрабатываю задания и порядок их выполнения.

Пример задания из темы «Предпосевная обработка почвы»:

На поле, где проводят предпосевную обработку почвы, изучить технологию работ и определить качество проводимого агроприёма. Запись оформить по форме таблицы 1.

Таблица 1

п/п

Порядок выполнения задания

Результаты наблюдений и измерений

1

Название агроприёма


2

Под какую культуру проводится обработка


3

Состав агрегата


4

Время проведения, соответствие агротехническим срокам


5

Отклонения от заданной глубины обработки


6

Наличие огрехов


7

Выровненность поверхности


8

Наличие незаделанных (неподрезанных) сорняков и растительных остатков


9

Качество обработки поворотных полос


10

Направление движения агрегата по отношению к ранее проведенной обработке


11

Оценка качества агроприёма по 5-бальной шкале



Имея перед собой план действий, студенты организованно выполняют задания, в процессе работы в микро-группах выявляются лидеры, запись в дневниках приобретает конкретный, последовательный характер. От занятия к занятию работа становится более организованной и результативной.

Занятия на учебной практике проходят всегда оживленно и вызывают больший интерес, чем аудиторные занятия. Часто пассивные студенты на практике проявляют себя с лучшей стороны - легко вовлекаются в коллективную работу, охотно выполняют задания, проявляют интерес к увиденному. В этот момент стараюсь с ними завести разговор о пользе того или другого агротехнического приёма, они проявляют любознательность, хотя в кабинетных условиях эта тема у них вызывает скуку.

На 3-м курсе студенты проходят учебную практику УП 01 «Технология производства продукции растениеводства». Они уже имеют опыт по организации своих действий на практике, поэтому задача их усложняется тем, что порядок выполнения заданий они должны продумать самостоятельно и составить последовательность своих действий. Запись в дневниках ведётся самостоятельно в той форме, которую выберет студент. Ведение дневника выполненных работ формирует необходимые для выпускника качества и умения: самоконтроль, самооценку, рефлексию профессиональной деятельности, критичность мышления, ответственность.

После изучения каждой темы организую контроль усвоения полученных практических навыков в форме тестов, письменных опросов, бесед. По окончании практики проводится дифференцированный зачет в форме экспертной оценки дневника и отчета учебной практики и собеседования.

Преддипломная практика является завершающим этапом в формировании профессиональных компетенций. Полученные на учебной практике навыки и умения являются необходимым условием в этом процессе. Работая в качестве стажеров, студенты приобретают практический опыт. Перед отправлением на практику я, как руководитель практики, выдаю им индивидуальные задания. К работе по составлению индивидуальных заданий подхожу особенно тщательно. В заданиях необходимо охватить весь спектр агротехнических работ, проводимых в хозяйстве за период практики. Для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения — аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий должен быть таким, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью добыть нужную информацию, анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

Приведу несколько примеров разработанных мной заданий.

Задание 1. Исследовать природно-климатические и почвенные условия хозяйства. Сделать вывод о соответствии природных условий требованиям выращиваемых в хозяйстве культур.

Задание 2. Сделать анализ системы применения удобрений одной из культур, выращиваемых в хозяйстве. Самостоятельно произвести расчет доз удобрений под данную культуру на основе агрохимических показателей почвы в расчете на средний урожай, полученный за последние 3года. Сделать вывод о рациональности внесения удобрений в хозяйстве под культуру.

Задание 3. Обследуйте одну из культур (можно по теме дипломного проекта) на заселенность вредителями и зараженность болезнями. Спроектируйте систему защитных мероприятий, сравните с системой, применяемой в хозяйстве. Сделайте вывод.

Задание 4. Дайте агротехническую оценку принятым в хозяйстве севооборотам. Предложите свои варианты схем севооборотов.

Процесс приобретения практического опыта в большой степени зависит от наставника на месте прохождения практики. Им должен быть хороший специалист, умелый организатор и неравнодушный человек, который, несмотря на колоссальную занятость в разгар полевых работ, найдёт время для работы с практикантом.

Также велика роль руководителя практики от учебного заведения. Он всегда должен быть на связи со студентами, чтобы решить проблемные ситуации, при необходимости дать консультацию.

 Каждый студент в течение производственной практики ведёт дневник производственного обучения, где ежедневно прописывает все виды деятельности. Руководитель практики от предприятия характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики  студенты  выполняют отчет по производственной практике и сдают дифференцированный зачет.