СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный педагогический опыт по теме «Предметное портфолио как средство оценки УУД на уроках математики»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объяснительная записка  к представлению

 инновационного педагогического опыта по теме

«Предметное портфолио как средство оценки УУД на уроках математики»

Просмотр содержимого документа
«Инновационный педагогический опыт по теме «Предметное портфолио как средство оценки УУД на уроках математики»»

Объяснительная записка к представлению

инновационного педагогического опыта по теме

«Предметное портфолио как средство оценки УУД на уроках математики»


Автор: учитель математики МБОУ СШ №18

Капитонова И.В.


Школа 21 века… Ученик сегодня, завтра… Учитель… Как создать такое педагогическое пространство, которое предоставит возможность и ученику, и учителю идти по пути достижений? Как не только увлечься работой или учебным трудом, но и радоваться полученным результатам?

Главной задачей образования на современном этапе становится развитие личности, способность к достижению социально желаемого результата… Личность формируется в процессе деятельности… Главная цель образования - сформировать желание и умение учиться…

Что предлагает наука для решения поставленных задач? Среди рекомендаций особое место занимает оправданный выбор образовательных технологий обучения, что обусловлено стратегиями образования (формирование и развитие), а также требованиями ФГОС. Стратегия развития, заложенная в ФГОС нового поколения, предполагает развитие личностного потенциала ребенка в процессе обучения, раскрытие заложенных в нем возможностей, самоактуализацию.

Технологий много, очень много, это дает возможность учителю не только апробировать их, но и найти наиболее результативные, на его взгляд, отработать элементы работы, выработать системы, способные привести к эффективному результату.

Рассмотрим одну из технологий эффективного личностно-ориентированного обучения, а именно технологию «Портфолио».

Проанализировав литературу по данной теме, познакомившись с типами портфолио, с понятием самооценки, мы пришли к следующим выводам: портфолио является одной из инновационных технологий в формировании оценочной деятельности обучающихся. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации деятельности, развитие их мотивации на активную познавательную работу, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

Тема портфолио связана с существенными трудностями, так как в настоящее время разрабатывается много видов портфолио, различающихся между собой как по целям, которые они декларируют, так и по способам работы с ними.

В одном случае обычно говорят о «портфеле» (или «папке достижений»), в который помещаются уже готовые, выбранные и специально оформленные («доведённые до ума») работы. Они подходят для того, чтобы отразить образовательную биографию и уровень достижений ученика.

В случае предметного портфолио – это форма, которая доминирует в настоящее время в Европе: речь идёт о документации работ школьника в рамках определённого предмета и служит по преимуществу показателем того, как именно шла работа, как развивалась деятельность, т.е. портфолио становится инструментом самого обучения. При этом оценивание шагов обучения также может иметь место.

Предметом моего исследования стало изучение возможностей предметного портфолио в оценке УУД обучающихся (на примере учебного предмета математика).

Я рассматриваю предметное портфолио как инструмент, позволяющий, кроме всего, включать каждого обучающегося в работу по выявлению и фиксации своих личностных и предметных затруднений в целях выстраивания индивидуального образовательного маршрута и достижения высоких личностных и предметных результатов.

Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения

Капитонова И.В.


которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации. (Следует отметить, что под педагогическим проектированием мы понимаем поэтапную разработку образовательной системы, ее элементов и действий, сопровождающуюся изменением субъектов образовательного процесса и качества образования.)

Универсальные учебные действия выполняют в учебном процессе следующие функции:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

- обеспечение успешного усвоения знаний, приобретение умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, они входят в группу метапредметных результатов. Оценка УУД обучающихся является неотъемлемым этапом формирования УУД. Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств, − возможно лишь, по бесспорному, как нам кажется, утверждению Л.С. Выготского, в деятельности.

Обозначим путь, который проходит каждый ученик при формировании УУД:

  • 1) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

  • 2) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

  • 3) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и при необходимости коррекция его выполнения;

  • 4) в завершении организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.


Разработка предметного портфолио была обусловлена определённой необходимостью:

  • общеобразовательная школа должна ориентироваться “не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей”;

  • в современном обществе востребована личности, способная к дальнейшему постоянному саморазвитию и испытывающая потребность в самореализации;

  • существование следующего противоречия: усиление интереса к математике, с одной стороны, как к учебному предмету, от результатов освоения которого зависит получение документа об образовании, с другой стороны, усиление интереса к математике как средству интеллектуального развития (с появлением электронных средств обучения предмет приобрёл особое положение).

Именно поэтому основная моя задача – поддержание постоянного, устойчивого познавательного интереса.

Так возникла идея разработки «портфолио затруднений», позволяющего на основе рефлексии учебной деятельности выявлять проблемные места в процессе обучения и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут каждого воспитанника.

Предметное «портфолио затруднений» по формированию контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся при обучении математике направлено на накопление личного опыта учебно-познавательной деятельности, овладение основными компонентами

Капитонова И.В.


практической работы. Ученик должен научиться формулировать и принимать

образовательную задачу, приобрести навыки определения учебных операций и выстраивать их в логической последовательности, навыки контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа, оценки и самооценки.

В процессе работы я убедилась в том, что предметное портфолио по математике позволяет каждому ученику:

- систематизировать свои знания по предмету,

- поддерживать учебные цели,

- демонстрировать диапазон своих навыков и умений,

- самостоятельно готовиться к контрольным и диагностическим работам,

экзаменам,

- развить свои проектно-исследовательские и творческие способности,

- развивать и укреплять межпредметные связи,

- формировать адекватную самооценку и самостоятельно ликвидировать пробелы в знаниях, используя предложенный учителем инструментарий.

Мониторинг инновационной деятельности по заявленной проблематике позволяет сделать вывод о том, что в процессе работы с «портфолио затруднений» у обучающихся формируется:

- высокая учебная мотивация,

- самостоятельность и ответственность,

- познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные

действия.

Происходят также положительные личностные изменения.

В настоящее время мы с ребятами начали создавать электронные варианты портфолио. Почему? Во-первых, материалы «разрастаются», но есть необходимость и желание дополнять их всё новыми творческими и рабочими документами. Бумажные варианты хранения оказываются не самыми удобными (листы желтеют, мнутся; в файл вложил, вынул, перепутал страницы; одна папка, вторая – и это только математика!). Во-вторых, современные условия (наличие компьютерных классов, существование в каждом кабинете школы мультимедийного комплекса, наличие у каждого учащегося домашнего компьютера или планшета с электронной почтой и т.д.) позволяют это сделать.

Ценность электронного портфолио состоит не только в удобном способе хранения, но, прежде всего, в возможности накопления больших объемов информации, удобстве ее обра­ботки и наглядности представления материала, а также в способности к копированию, к тиражированию.

В целом опыт создания обучающимися онлайн-портфолио показывает, что в ходе такой работы совершенствуется существующая (тради­ционная) система контроля и оценивания по двум направлениям:

  • более полно отражаются учебные достижения обучающихся в соответствии с но­выми целями и ценностями образования;

  • углубляется реализация основных функций педа­гогического контроля:

  • учетно-контрольная (за счет отражения степени активности обучающихся при изучении различных тем и разделов, свиде­тельствующей об их интересах и склонностях);

  • контрольно-корректирующая (посредством предоставления учителю дополнительных возможностей констатировать индивидуальный прогресс обучающегося; глубже понять причины успехов и неудач в учебе, анализируя самоотче­ты, размещенные воспитанниками и в соответствующем блоке; дифференцировать знание от незнания на защите портфолио; обеспечить обратную связь от учителя к ученику);

Капитонова И.В.

  • обучающая (в ре­зультате поддержания высокого уровня образова­тельной активности) и воспитательная (связан­ная с формированием таких необходимых для каждого человека качеств, как ответственность, дисциплинированность, пунктуальность…).

Использование электронного портфолио в ма­тематической подготовке обучающихся поз­воляет на базе средств ИКТ самостоятельно или во взаимодействии с другими обучающимися восполнять имеющиеся пробелы в знаниях; проводить самоанализ и формировать необходимые компоненты образовательной компетентности. Учитель, в свою очередь, получает возможность оценки не только предметных знаний обучающегося, но и других важных в учебном процессе достижений.­

Опыт работы с предметным портфолио по математике был представлен на педагогической конференции «А я это делаю так» в мае 2020 года, где особый интерес вызвал разработанный каждым обучающимся пятых классов ЛУМ (личный учебник математики). Странички учебники заполнялись обучающимися самостоятельно после изучения каждой темы. Каждый пятиклассник выбирал способы оформления материала, объём представляемой информации. Меня, как учителя, больше всего интересовали те затруднения, которые дети выделяли в процессе изучение учебного материала, и то, с помощью каких средств они эти затруднения ликвидировали.

Работа обучающихся над проектом «ЛУМ» позволила:

- повысить качество знаний обучающихся;

- продолжить работу над развитием навыков самостоятельной работы;

- развить творческие способности ребят через оформление и изложение материала (обычный текст, презентация, реферат и т.д.);

- усовершенствовать коммуникативные навыки детей при обсуждении и публичной защите индивидуальных проектов;

- побудить ученика ценить полученную информацию, добытую собственным трудом, и, тем самым, осознавать её авторство.

И еще одно новшество было представлено мною на конференции. Речь идёт об «Электронной рабочей тетради». Я составляла электронную версию теста или самостоятельной работы в соответствии с изучаемой темой. Каждому ребёнку присваивался свой пароль и ID и после открытия тетради каждый ученик приступал к выполнению заданий. То, что тетрадь действительно оказалась личной, позволило дифференцировать процесс обучения, подбирая для каждого ученика индивидуальные задания и вопросы.

Сразу же после выполнения работы ученик смог увидеть свою отметку, которая высвечивалась на экране и автоматически выставлялась в журнале учителя.

В целом, «Электронная тетрадь» - это:

  • простой и быстрый способ составить онлайн-тест по любому общеобразовательному предмету,

  • возможность к каждому тесту загрузить дополнительный материал,

  • способ однажды составленные тесты использовать долгое время,

  • возможность разделить готовые тесты по тематическим папкам,

  • создание индивидуальных тестов для отдельных учеников,

  • автоматическая проверка, причём помимо оценок выводятся неправильные ответы учеников,

  • легкое определение того, какие темы нужно повторить или изучить заново,

  • возможность задать точное время начала и окончания тестирования,

  • способ эффективной подготовки учащихся к контрольным работам, к зачетам и экзаменам (ГИА, ЕГЭ)…

Использую в работе и материалы образовательного пор­тала Дмитрия Гущина «СДАМ ГИА». На этом портале учитель может со­ста­вить неограниченное ко­ли­че­ство необходимых ему про­ве­роч­ных работ, вос­поль­зо­вав­шись случайным ге­не­ри­ро­ва­ни­ем теста,

Капитонова И.В.


по­до­брав определённые за­да­ния из ка­та­ло­га или вклю­чив в ра­бо­ту собственные за­да­ния.

Для каж­дой работы си­сте­ма выдаёт ин­ди­ви­ду­аль­ную ссылку, со­дер­жа­щую номер варианта, ко­то­рый нужно со­об­щить учащимся. Уча­щи­е­ся (дома или в школе) вво­дят полученную ссыл­ку на стра­ни­це «Ученику», про­хо­дят тестирование и со­хра­ня­ют результаты. Система ав­то­ма­ти­че­ски проверяет ре­ше­ния заданий ча­стей А и В, а также вы­во­дит на экран учи­те­лю загруженные уча­щи­ми­ся решения за­да­ний части С. Учи­тель может просмотреть, оце­нить и про­ком­мен­ти­ро­вать их. Система за­по­ми­на­ет созданные ра­бо­ты и ре­зуль­та­ты их выполнения. Сводные ре­зуль­та­ты выполнения работ по каж­дой созданной учи­те­лем группе уча­щих­ся автоматически за­но­сят­ся вhttp://sdamgia.ru/teacher?a=journal «Классный журнал». Если уча­щи­е­ся несколько раз вы­пол­нят одну и ту же работу, в жур­нал будут вне­се­ны все их результаты. В любой мо­мент можно пе­ре­ве­сти учащихся из одной груп­пы в другую. На страницах портала также мо­жно создать соб­ствен­ный курс и ди­стан­ци­он­но взаимодействовать с учащимися: раз­ме­щать методические материалы, со­об­щать номера работ для кон­тро­ля знаний, по­лу­чать вопросы и от­ве­чать на них.

Педагогическое сообщество школы приняло решение детально изучить опыт работы с предметным портфолио, так как результаты работы с ним в полной мере соответствует:

- требованиям ФГОС ООО;

- социокультурной среде образовательного учреждения;

- запросам и ожиданиям родителей и обучающихся;

- социальному заказу социума образовательному учреждению;

- педагогической позиции учителей школы;

- инновационной практике педагогов образовательного учреждения.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни». Предметное портфолио, основанное на принципах системно – деятельностного подхода, прививает такие навыки учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в дальнейшей жизни.

Планируемые результаты опыта:

  • включение обучающихся в познавательную и проектно-исследовательскую деятельность;

  • успешная адаптация воспитанников к образовательной среде школы средствами учебного предмета математика;

  • дифференциации обучения в целях удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;

  • индивидуализации процесса обучения через выстраивание индивидуального образовательного маршрута воспитанника школы;

  • выявление (фиксации) индивидуальных учебных затруднений обучающихся и поиск способов их устранения.

Достигнутые эффекты:

  • увеличение доли удовлетворенности качеством образовательных услуг,

  • включение педагогического коллектива в инновационную деятельность,

  • возросшая творческая и исследовательская активность учителя математики и учащихся,

  • наработка приемов оценки УУД учащихся посредством предметного портфолио.

Опыт использования предметного портфолио как портфолио затруднений, созданный под влиянием принятия новых задач в образовании, ещё слишком нов, недостаточно проработан, может, уязвим… Но то, что работа в этом направлении должна вестись, не вызывает сомнений, то, что научиться чему-то новому можно только поняв,

Капитонова И.В.


какие ошибки были сделаны ранее, знает каждый мой ученик.

Большинству из нас предстоит переучиваться, перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит система образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений без которых ученик не может быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

Литература:


1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. – Минск, 1994.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989

3.Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Избр. психол. исслед. М., 1956.

4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 2-е изд., - М., Вита-Пресс, 2000.

5. С. Ф. Горбов, В. М. Заславский, А. В. Морозова, Н. Л. Табачникова. Обучение математике. 5 класс. - М., "Вита-Пресс", 2006

6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор,1996.

7. А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Москва, 1956.

8. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж, ВГПУ, 2011.

9. И.Г. Песталоцци. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Педагогика, М.,1981.
10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М., Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

11. Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л.В.Занкова. - 1-П кл. - М., АПН РСФСР; П-IV кл. - М., Просвещение, 1967.

12. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и их применение в клинике. М., Медицина, 1970..

13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И., Психология развития человека, 2013.

14.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М., Народное образование, 1998. 11.

15. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. - М., Педагогика, 1990.

16. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск, Пеленг, 1993.

17. Цукерман Г.А., Шияновская С.И.,Табачникова Н.Л., Суховерша Л.А., Романеева, М.П., Миндарова В.А. Оценка без отметки. - Рига, 1999.

18. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., Наука, 1978.

19.Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

20. Интернет-ресурсы:

  • www.vgf.ru

  • www.festival.1septembr.ru

  • www.shkola.edu.ru

  • www.pedsovet.org

  • www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=9999103 

Капитонова И.В.