«Духовно-нравственное воспитание
личности на уроках музыки и во внеурочной деятельности
в условиях новой модели образования»
«Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый
возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте
не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное
большинство Нобелевских лауреатов в детстве были
окружены музыкой. Ибо музыка - пища для мозга, в
структурах музыки скрыты все последующие
научные открытия. И Эйнштейн со скрипкой, и
Планк у рояля - не случайность, не прихоть,
а Божественная необходимость".
(Михаил Казиник)
Разрушение любого государства начинается именно
с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и
светлой музыки народ обречен на вырождение.
Конфуций
Как трудно современному подростку, молодому человеку определиться в том «что такое хорошо и что такое плохо». Размываются границы дозволенного и недозволенного. Все чаще возникает вопрос: «Кем дозволено? Есть ли Абсолютная точка отсчета критериев добра и зла - или координаты отсчета субъективны, временны и преходящи?».
Современное общество приходит к осознанию того, что православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Православные традиции духовно, нравственно, этически ценны для нас.
Российская государственность, духовный облик русского человека на протяжении веков складывались на основе православных культурных традиций. Следовательно, рассматривая вопросы воспитания, как в историческом плане, так и на современном этапе, мы не можем обойти проблему влияния православной духовной культуры на систему нравственных ценностей подрастающих поколений России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во
всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Нравственное воспитание, как никакое другое, требует комплексного подхода. Одним, отдельно введенным спецкурсом, проблему нравственной воспитанности не разрешить. Эффективным является создание системы педагогического сопровождения процесса нравственного и гражданского образования. Инновационная деятельность многих школ сейчас направлена на введение в образовательный и воспитательный процесс компонентов, ориентированных на развитие духовно-нравственного потенциала личности.
Сущность православной духовности в том, что она целительна для души. Подвижничество, милосердие, соборность, забота о душе, о жизни в Боге - характерные черты русского народа, переходившие из поколения в поколение, - восходят к православному пониманию духовности.
Под влиянием православной культурной традиции складывались и принципы российской народной педагогики, отраженные в пословицах и поговорках, колыбельных песнях, в самом укладе жизни российской патриархальной семьи, в тех поучениях, которые родители давали своим детям. Почтительное отношение детей к родителям, забота родителей о нравственном здоровье детей, взаимная любовь и ответственность, воспитание трудолюбия как коренного свойства человека, стойкости и терпения в жизненных испытаниях, верности данному слову - в основе этих принципов народной педагогики лежит христианская мораль.
Определяющим же составным элементом всей системы нравственного воспитания является нравственное мировоззрение, нравственный разум, способствующий нравственной деятельности. Культура, как известно, является фактором самоидентификации, нравственная культура - ее главная составляющая (Никандров Н.Д.).
Нравственные ценности должны стать личным духовным богатством каждого школьника. Это достигается при условии, когда нравственная идея, раскрытая перед умом и сердцем воспитанника в ярком образе, пробуждает у него глубокие морально-эстетические чувства.
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно - нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием. Другая кричащая проблема связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности.
Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое искусство. В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте.
Духовно-нравственное воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На моих уроках дети учатся самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь.
Однако, как отмечал Л. Выготский , музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции – смыслы, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.
Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.
Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства, отношения к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности любви к матери, к Матери - Родине, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям.
О нравственном убеждении можно говорить тогда, когда знание истины глубоко преломляется в личном духовном мире человека, становится его личным взглядом, пробуждает глубокое чувство и проявляется в его волевой деятельности, в поступках, в отношении к другим людям и к самому себе.
Инновация проекта в том, что он направлен на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания обучающихся.
Цели и задачи
Цель проекта: моделирование системы работы учителя, обеспечивающей реализацию духовно нравственного и патриотического воспитания школьников через уроки музыки.
Задачи проекта:
всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно - нравственное воспитание музыкой;
объединение обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
активизация познавательной деятельности учащихся;
раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на внутренний мир человека, на его отношение к окружающей действительности, на формирование жизненной позиции;
овладение языком музыкального искусства на основе музыкально - теоретических знаний и навыков;
приобщать детей к нравственным устоям православной культуры;
вырабатывать позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
воспитывать любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням.
При подготовке проекта я исходила из того, что приобщение детей к нравственным устоям православной культуры на начальном этапе школьного обучения целесообразно проводить, опираясь на эмоциональную отзывчивость детей и их активность и любознательность.
Участники инновационной деятельности
Учащиеся и их родители (законные представители), учителя.
Сроки реализации проекта
Сентябрь 2015 г. – май 2018 г.
Программа реализации проекта:
изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
осуществить отбор технологий, методов и приемов по реализации проекта с учетом специфики предмета музыка;
определить способы диагностики показателей достижения результата.
Этапы проекта:
I этап (предпроектный, диагностический). 2015 - 2016 учебный год.
1. Изучение и анализ методической литературы по теме "Духовно-
нравственное воспитание школьников".
2. Разработка плана работы.
3. Разработка диагностического материала.
4. Разработка видов творческой деятельности.
5. Разработка критериев эффективности проекта.
II этап (основной). 2016 -2017 учебный год.
1. Знакомство с образцами классической и духовной музыки. Разучивание
и исполнение духовных песнопений.
2. Организация и проведение внеклассных творческих мероприятий,
посвященных православным праздникам.
3. Организация и проведение шефских концертов в Отделении временного
проживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
4. Обучение навыкам проектно-исследовательской деятельности.
5. Участие в выставке рисунков в храме Архангела Михаила с. 2-е Засеймье,
посвященных православным праздникам Рождества Христова и Пасхи.
6. Изготовление поделок православной направленности из бисера.
7. Участие в православном лагере им. Серафима Саровского при храме
Архангела Михаила с. 2-е Засеймье.
III этап (итоговый). 2017 -2018 учебный год.
Соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы. Обработка и интерпретация полученных данных. Критерии эффективности:
(наблюдение, анкетирование, устный опрос).
Развитие интереса к духовным ценностям нашего Отечества.
Овладение навыками проектной деятельности (работы учащихся).
Приобщение родителей к внеклассной и внеурочной деятельности.
Ресурсы:
Информационные ресурсы: нотный материал; фонотека; интернет-ресурсы; видео, фотоматериалы.
Человеческие ресурсы: учитель, учащиеся 1-7 классов, родители учащихся;
Организационные ресурсы: проект реализуется в сотрудничестве с учреждениями культуры и образования, Михайло-Архангельским храмом с. 2-е Засеймье;
Материально-технические ресурсы: кабинет музыки, фортепиано, методическая литература, ноутбук, музыкальный центр, звукоусиливающая аппаратура.
Партнеры:
- культурно-досуговые и социальные учреждения села, храм;
- родители обучающихся;
- МОУ ДОД "Дом пионеров и школьников"
- "Отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов"
Механизм реализации проекта:
1. урочная деятельность,
2. внеурочная деятельность,
3. внеклассная работа.
Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно - эстетическим содержанием которого является художественно – педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные» темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки становится уроком искусства, нравственно - эстетическим стержнем которого является художественно – педагогическая идея, что позволяет учителю и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
Осуществление проекта невозможно без применения инновационных технологий обучения. В моей практике я активно использую:
Технология личностно-ориентированного обучения
Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Провожу уроки в виде дискуссии, ролевой игры, в опоре на чувства, эмоционально-волевую сферу обучающихся.Задания планируются таким образом, чтобы каждый обучающийся мог почувствовать радость от успешно проделанной работы.
В результате применения технологии личностно-ориентированного обучения у обучающихся сформированы навыки публичных выступлений, умение формировать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, подбирать и обрабатывать информацию.
Технология уровневой дифференциации:
Использую на уроках разноуровневые задания по приобретению знаний и для проведения контроля. Учитываю возможности обучающихся, регулирую учебную нагрузку, тщательно подбираю репертуарный и дидактический материал.
Результативность: переход обучающихся с низкого на более высокий уровень; обучающиеся проявляют свою индивидуальность, при этом происходит повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов обучающихся;
формирование личностных качеств: самостоятельности, ответственности за свои действия, трудолюбия, адекватной самооценки.
Информационно-коммуникативные технологии.
Использую готовые программные продукты, работаю с программами МS Office (Word, PowerPoint),Windows live, с ресурсами Интернета. Применяю ИКТ при подготовке и проведении различных уроков.
Используя возможности программы Power Point, мной были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки.
Для проведения уроков использую фонограммы песен на flesh накопителях. Огромную помощь в работе мне оказывают Интернет-ресурсы:YouTube,http://mp3sort.biz/, http://www.school-collection.edu.ru/ и др.
Создание уроков с применением ИКТ:
повышает мотивацию обучающихся к учению;
активизирует познавательную деятельность
развивает мышление и творческие способности обучающихся;
формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
Проектные и исследовательские технологии
Проектные технологии В своей практике я использую следующие виды проектов:
Игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Информативно-исследовательские проекты - рефераты, презентации. Например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента», исследовательская работа «Эффект Моцарта».
Сценарные проекты - внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, фестивалей и т.д.).
Творческие проекты – создание видеоклипа в программе MovieMaker.
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Результативность: повышение интереса к предмету музыки, качества знаний, развитие творческих способностей, ответственности школьников, повышается работоспособность у обучающихся, что позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Здоровьесберегающие технологии
На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
• музыкотерапия (метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека)
• вокалотерапия
1.Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции;
2.Массирует гортань, щитовидную железу;
3.Влияет на работу сердца;
4.Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека;
5.Пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга;
• ритмотерапия
Урок с использованием здоровьесберегающих технологий построен с учётом:
1.работоспособности детей;
2.использования средств наглядности;
3.обязательного выполнения гигиенических требований;
4.благоприятного эмоционального настроя;
5.правильной посадки на уроке, правильной позиции при пении;
7.проведения на уроке физкультминуток, зарядки для глаз.
Результативность: способствуют формированию и укреплению здоровья детей, воспитывают культуру безопасного образа жизни.
Технология проблемного обучения:
При изучении отдельных тем создаю на уроках проблемные ситуации, способствующие активизации самостоятельной деятельности учащихся, побуждающие к овладению умениями правильно оперировать полученными знаниями, логически мыслить, принимать решения.
Результативность: использование проблемного обучения на уроках музыки способствуют формированию диалектического мышления школьников, формированию творческого отношения к труду и мотивов умственной деятельности, происходит стимулирование на поиск недостающих знаний для разрешения проблемных ситуаций.
Опыт работы показывает, что применение различных образовательных технологий дает положительные результаты по активизации познавательной активности обучающихся, позволяет осуществлять смену приоритетов от усвоения готовых знаний до самостоятельной активной познавательной деятельности каждого обучающегося, способствует повышению качества знаний по предмету, достижению высоких результатов при итоговой аттестации.
В практике работы применение разных форм обучения: лекций, бесед, уроков – практикумов, нестандартных уроков: это – уроки-игры, уроки – путешествия.
методы опроса.: это тестовые задания, викторины, исполнение музыкального произведния, рассуждения о прослушанной музыке.
Практикую в своей работе выполнение в классе различных видов заданий, индивидуальные домашние задания в виде: составления рассказа-впечатления на прослушанное муз.произведение, поиск наиболее созвучного музыке поэтического произведения, произведений живописи, поиск информации о композиторе или исполнителе. В младших классах детям очень нравятся творческие задания на сочинение мелодии к предложенным стихотворным строкам.
Методы: объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый, исследовательский метод; наглядный и словесный; метод перспективы и ретроспективы.
Результативность:
Формы и методы организации деятельности учащихся, используемые мною на уроках музыки, позволяют повысить интерес к предмету у многих обучающихся. Практическая направленность данного курса становится более понятной, доступной и интересной для большинства обучающихся.
Способствуют созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников.
Использование разных инновационных форм и методов обучения, в сочетании с традиционными методами, позволяет мне добиваться хороших результатов и повышать уровень качества знаний по музыке даже у самых слабых обучающихся, формировать стойкий интерес к предмету. Результатами своей работы считаю: отсутствие неуспевающих по предмету, повышение мотивации, стабильные средние баллы обучающихся по предмету. А также заинтересованность многих обучающихся в изучении предмета, способность даже очень слабых учеников к самостоятельной деятельности без посторонней помощи. Таким образом, используя современные технологии обучения в своей работе, я добиваюсь, чтобы уроки музыки и ОПК были не скучными, а полезными, служили источником получения знаний и положительно воздействовали на эмоциональную сферу обучающихся.
![]()
![]()
Обучающиеся моих классов активно участвуют во внеклассной работе. Это концертные выступления на всех школьных вечерах, районных мероприятиях, КВН. Ребята любят находить необходимую информацию, составлять мини проекты, выполнять экспериментальные задания, выступать на сцене.
Успешное применение выше изложенных форм и методов подтверждается результатами итоговых оценок по музыке (успеваемость – 100%, качество знаний – 90 %).
![]()
Мои ученики принимают участие в олимпиадах, конкурсах, показывают неплохие результаты.
Олимпиада по музыке на сайте видеоурок 4 класс:
участников - 5. I место - нет; II-е место 3; III -место - 1;
Олимпиада по музыке на сайте видеоурок 6 класс:
I место - 1; II место - 2; III место - 1; 2 участника выполнили 52,5% заданий.
Олимпиада по музыке на сайте видеоурок 7 класс:
I место - нет ; II место - 4; III место - 1.
Ученики моих классов активно участвуют во внеклассной работе. Это традиционные праздники Рождество и Пасха, где тесно переплетены народные и православные традиции, знания, музыкальное оформление. Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению. Методы и формы организации уроков: слушание музыки, групповая и индивидуальная работа, работа с документами, интерактивное обучение, использование игровых моментов на уроках способствуют вовлечению в работу всех обучающихся.

В январе 2018 года было проведено анкетирование учащихся 7-х классов с целью предварительного мониторинга результатов проекта.
Анализируя полученные результаты можно сделать вывод, что положительно относятся к классической музыке 86% опрошенных, отрицательно - 13%; есть любимое классическое произведение 60%, несколько любимых произведений 21%; нет любимого произведения 17%; скучной классику считают 21%; хотели бы побывать на спектакле оперы или балета 43%, не хотели бы 43%, затруднились ответить 13%. Любимого композитора указали 19 человек - 82%, нет любимого композитора 17%.
![]()
![]()
![]()
В результате проектных исследований было выявлено, что интерес учащихся к классической музыке вырос. Прослушивание композиций этого вида вызывает у детей положительные эмоции, что сказывается на успеваемости в целом. Дети яснее выражают свои мысли, активнее рассуждают и дискутируют. Но в тоже время, дети отдают предпочтение музыке, популярной в настоящее время. Наибольший интерес вызывают композиции, исполненные в жанрах реп и поп. Зачастую, данная музыка несет посредственную смысловую нагрузку, а популярность ее связана с желанием детей и подростков быть в "тренде".
Слушая классическую музыку, дети отмечали, что она душевная, спокойная, негромкая, что она вдохновляет. Современная музыка дает почувствовать дух времени, подростки видят в ней дух свободы, некоторые исполнители поднимают важные социальные темы.
Моя задача - научить детей слышать и чувствовать музыку, а также привить им то, что каждый из них индивидуален, что не стоит слепо следовать моде, что поиск и анализ - важнейшие составляющие жизни. Ведь сегодня ребенок выбирает музыкальную композицию, а завтра он выбирает свой путь.
Великая русская культура, которую мы наследуем и должны будем сохранить, приумножить, а также бережно передать новым поколениям, богата духовными традициями.
С этими традициями обучающиеся знакомятся во внеурочной деятельности.
Я веду занятия в 4, 5, и 7 -х классах. Кружок духовно-нравственного направления "Свечечка" в 4классе и кружок "Истоки" в 7классе. Кружок эстетического направления "Музыкальная палитра" в 4, 5-а и 5-б классах.
Православный кружок «Свечечка» работает в школе с 2005 года.
Цели и задачи работы кружка:
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
восполнение недостатка доброго религиозно-нравственного воспитания учащихся.
Большую помощь в работе кружка оказывает настоятель Михайло-Архангельского храма протоиерей отец Василий.
Занятия проходят 1 раз в неделю. Занятия проходят в форме бесед об основах православной веры, литературного чтения с последующим обсуждением затронутых в произведениях проблем. Большое внимание уделяется творческому развитию детей. Участие в конкурсах, в фестивалях, создание творческих проектов, подготовка к любимым праздникам и участие в театрализованных представлениях играет большую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Выступления, которые проходят не только в школе, но и в сельском православном храме, Доме культуры, оказывают благотворное влияние как на выступающих, так и на зрителей.
Традиционными уже стали детские Рождественские и Пасхальные выступления. Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, села, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа.

С 2007 года на базе 2-Засеймского храма работает трехдневный детский православный лагерь. Количество детей, желающих попасть в этот лагерь с каждым годом становится все больше, намного больше, чем лагерь может принять. Интересная, насыщенная программа лагеря не только не дает детям скучать, но и учит их любить свою малую Родину, развивает интерес к истории Отечества, знакомит с жизнью Православного человека, способствует развитию лучших человеческих качеств: доброты, патриотизма, отзывчивости, умению сопереживать, а также развивает творческое мышление, познавательную активность, учит ориентироваться в современном мире.

В 2017 году было 10-летие лагеря. По многочисленным просьбам детей смена в лагере увеличилась до 5 дней.
Заключение
Из всех учебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное начало является музыка, так как она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности.
Результаты мониторинга подтвердили результативность данного проекта. Наблюдая за детьми, я убедилась, что за последние годы они научились размышлять, делать обоснованные выводы, принимать решения, работать в команде. Воспитываются ценностные отношения к прекрасному, представления об эстетических идеалах и ценностях. Формируется интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.
Один из путей интенсификации музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п.
Литература:
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В.Теория музыкального образования. Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.Академия,2004.
Бессарабова И.С. Проблема духовного воспитания учащихся // Современные наукоемкие технологии. - 2007.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.:Знание, 1986.
Венгрус Л.А. Пение и фундамент музыкальности. - Вел. Новгород, 2000.
Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой.- М.: 1991. - 50 с.
Выготский Л.С. Психология искусства. Издание третье. М.: Искусство, 1986.
"Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества": сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной.- Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011.
https://ppt4web.ru/muzyka/formirovanie-dukhovnonravstvennykh-kachestv-shkolnikov-na-urokakh-muzyki.ht