ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИВАЮЩИХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Митерева Валентина Михайловна
Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский
электромеханический техникум», г. Курск
Современные, быстроизменяющиеся темпы преобразований в российском обществе требуют от педагогов творческого, поискового отношения к своему делу. Педагог, как творец должен быть носителем инновационных подходов в образовании, уметь формировать образовательный процесс, основывающий на творческом начале, объединенный поиском и конструктивной работой, профессиональной гордостью, корпоративными интересами, социально значимой деятельностью и отношениями. Содействовать становлению человека, как неповторимой индивидуальностью [1].
В настоящее время перед учреждениями профессионального образования поставлена задача обновления содержания обучения, цель которого – обеспечение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями работодателей. Следует отметить, что за последнее время существенно изменились требования к специалистам со стороны работодателей. Ведь современному обществу необходимы предприимчивые, мобильные люди, способных к деятельности в условиях конкуренции, быстро реагирующих на освоение новых технологий производства или сферы обслуживания, проявляющих инициативу. Поэтому в современных условиях актуальность приобретает качественная подготовка выпускников профессионального образования, в основе которой заложена подготовка компетентного специалиста [3].
Именно поиск путей совершенствования качества обучения будущих рабочих послужил основанием к активному изучению и внедрению рекомендаций современной педагогики по использованию развивающих технологий обучения, разработке новых методов и приемов, созданию новых форм организации учебного процесса, применению принципиально новых средств обучения, богатейшие возможности которых открываются благодаря научно- техническому прогрессу [4].
Инновации, хотя и носят разрозненный характер, тем не менее, приобретают все большую целенаправленность, тяготение к формированию новых технологий обучения.
Курский электромеханический техникум, в котором я работаю мастером производственного обучения в группе по профессии автомеханик, является опорным по использованию развивающих педагогических технологий.
Главной задачей мастера производственного обучения, работающего с подростками, считаю не просто научить, а «научить учиться». Педагог должен ориентировать обучающихся на конкретную профессию, формировать у них общие и профессиональные компетенции, показать наиболее удобный и правильный путь получения знаний, умений и навыков, грамотно использовать и оформлять, умение самостоятельно находить и анализировать полученную информацию.
Сегодня урок учебной практики немыслим без поиска новых, более эффективных инновационных технологий. В своей педагогической практике мастера производственного обучения я выделила четыре педагогические технологии:
информационно - развивающие технологии, основанные на лекционно - семинарском методе, программированном обучении, применении технических и электронных средств информации;
деятельностные технологии, ориентированные на формирование системы профессиональных умений, анализе производственных ситуаций, деловых игр, моделировании профессиональной деятельности, контекстном обучении;
развивающие проблемно-поисковые технологии, цель которых является подготовка рабочих кадров, способных проблемно мыслить, выбирать способы решения. Технология включает проблемные лекции, семинары, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы; учебно-исследовательскую, экспериментальную работу, коллективную мыслительную деятельность, работу в малых и больших группах;
личностно ориентированные технологии, в основе которых активной личности, способной самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность.
На уроках учебной практики я использую элементы всех четырех групп педагогических технологий, комбинируя их методические плюсы, выбираю те из них, применение которых в конкретном случае считаю целесообразным.
Современные предприятия автосервисов по ремонту автомобилей в новых экономических условиях требуют помимо личных качеств работника, как: исполнительность, находчивость, коммуникабельность, отличная память, отменный слух, кропотливость, хороший автомеханик должен обладать профессиональными знаниями ремонта, устройства автомобиля и навыками работы с диагностическим, ремонтным и ручным инструментом, а также умением работать с клиентами. Все это заставляет меня тщательно продумывать формы и методы организации учебной практик, включая современные технологии: игровые, проблемные, проектные, адаптивные. Они позволяют использовать разнообразные методики на занятиях: опережающие задания, тренировочные упражнения, тестирование, составление инструкционных карт ремонта узлов автомобиля, практический показ мастера, деловые и ролевые игры и т.д.
Практика показала, что эффектнее всего реализуется идея опережающей самостоятельной работы, если они связаны с интересными проблемными задачами и носят индивидуальный характер; если обучающиеся не наказываются за невыполненное задание, но поощряются за выполнение; если мастер производственного обучения проявляет личный интерес и внимание к каждой выполненной работе.
Стремительный темп современной жизни отличается сменой уже наработанного объекта, постоянного его обновления и усовершенствования. В этих целях ко всем темам производственного обучения имеются учебно-методические комплексы с широким разнообразием информационного, дидактического, контрольно-обучающегося материала: карточки - задания, тесты, мини контрольные, комплекты проблемных задач и ситуаций, нормативную документацию и опережающие задания. Дидактический материал разработан с учетом индивидуальной степени усвояемости и сложности, скорости запоминания, точности воспроизведения, наличия творческого и воссоздающего воображения, грамотной речи и коммуникабельности обучающихся. Методика создания ситуаций успеха, открытости и доступности на учебной практики делают этот процесс эффективным. Анализ ошибок, исправление их совместными
усилиями методом тренировочных упражнений, поощрение. Взаимопомощь и доверие способствует сплочению коллектива группы.
На каждом уроке стремлюсь создать атмосферу заинтересованности в работе друг друга, стараюсь акцентировать внимание на мнении каждого обучающегося в деятельности группы. Часто использую такие варианты организации учебной работы, которые обеспечивают зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности каждого ученика, инициирую уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений, и выводов обучающихся. Стараюсь формировать внимательное, позитивное отношение к мнениям других участников образовательного процесса и организовывать сотрудничество обучающихся между собой.
В результате более эффективных форм работы по профессии обучение проводится на 3-м курсе непосредственно на предприятии, которые многие годы являются базовыми центрами подготовки квалифицированных рабочих автосервисов в рамках социального партнерства. Обучающиеся путем личного, активного, заинтересованного участия в ремонте и обслуживания автомобилей получают конкретное представление о современных технологических операциях, правилах приемки автомобиля на ремонт, практически решают критические ситуации, в т.ч. проблемные. Общаются не только с наставниками, но и клиентами, учатся работать в трудовом взрослом коллективе, формируя в себе самостоятельность и ответственность.
Реализуя принцип «в работе нет мелочей», постоянно совершенствую свои профессиональные знания, умения и навыки через открытые уроки, в т.ч. нетрадиционной формы, внутригрупповые конкурсы профессионального мастерства, стажируюсь у опытных специалистов автомобильной отрасли города, тесно сотрудничаю с преподавателями спецдисциплин и мастерами производственного обучения.
Мастер должен свои знания, любовь к избранной профессии и
профессиональные навыки повторить в учениках. С этой целью через использование активных развивающих методов обучения и эффективных методических приемов стараюсь предоставить обучающимся возможность проявить свои знания и умения в самостоятельном, творческом процессе, в выборе рациональных трудовых операций по обслуживанию автомобилей. В ощущении своей сопричастности к общим результатам того или иного ремонтного предприятия. И здесь индивидуальный, личностно - ориентированный подход к каждому ставится во главу угла [2].
Так, при изучении тем программы важную роль играет практический показ технологических операций самим мастером производственного обучения. Чтобы их восприятие было успешным, развиваю при этом их наблюдательность, оперативность восприятия, внимание и воображение, объясняя конечный результат труда. Личностно ориентированный подход к тренировочным упражнениям достигает эффект тогда, когда обучающиеся получают удовлетворение от процесса обучения, запоминают трудовые операции в деталях и в совершенстве отрабатывают навыки работы, как на стендах, так и с действующим двигателем. Использую деятельностно - развивающие
технологии, подачу учебного материала крупным блоком, проектные задания, творческий подход к выполнению трудовых операций, перспективное ведение конечного результата. В этом мне помогают мини-конкурсы, элементы соревнования, показательные тренировочные упражнения, что, несомненно, повышает мотивацию обучающихся к получению профессии, формирует желание опередить соперника, сделать лучше, быстрее, качественнее.
В процессе работы стараюсь оказывать поддержку обучающимся, опираясь на их сильные стороны, избегать подчеркивания, показывать свое удовлетворение малейшими положительными результатами, демонстрировать уважение, оптимизм, проявлять эмпатию, вносить юмор во взаимоотношение. Стараюсь быть очень внимательной даже к робким успехам. Успех надо сразу же заметить и оценить. Социальный характер, отношения к людям у них только формируется, развивается, а потому все позитивное, что есть в их поведении, мыслях нуждается, прежде всего, в словесном подкреплении, в особых жестах внимания и одобрения.
В конце обучения каждый выпускник может самостоятельно оценить весь комплекс работы и наметить пути дальнейшего совершенствования своей профессиональной деятельности.
Благодаря применению технологии личностно ориентированного обучения в учебном процессе повышается степень активности личности, которая на первых этапах проявляется в повышенной эмоциональной активности, а затем в учебно- познавательной и волевой активности.
Творчески сочетая педагогические и методические знания, умения и навыки, ориентируясь на индивидуальный подход и педагогику сотрудничества, формирую не только профессиональные качества будущих рабочих автосервиса, но и их познавательные, конструктивные умения.
Развивающие технологии обучения предоставляют мне как мастеру производственного обучения возможность организовать активную работу обучающихся, формировать навыки анализа деятельности, контроля ситуации, профессиональную компетентность.
Список использованных источников
1 Демин В.М. Векторы развития профессионального образования//
Профессиональное образование, 2009.- 11-13 с.
2 Рыжов В.А. и др. Разработка личностно-ориентированных пед-х технологий в
образовательной среде // Педагогическая информатика. -2012 -№2. – 171 с.
3 Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т.1.- М.:
Народное образование, 2005.-556 с.
4 Соломатина А.В. Повышение качества образования обучаемых в колледже
через использование современных образовательных технологий путем
проведения интегрированных уроков [Электронный ресурс]
ULR: http://worldofteacher.com/3793-658.html