Инновационный потенциал учителя как фактор успешности участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС основного общего образования
.
Какие личностные качества необходимы
современному человеку, экономике, обществу?
Креативный человек, способный связать частички своего опыта и синтезировать что-то новое
Формирование креативности - ключевая задача системы образования сегодня
Человек креативный – самый дорогой и востребованный продукт образования
Кондаков А.М.
Сроки введения ФГОС
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011-2012 учебного года.
С 1 сентября 2012 года может быть осуществлен переход на ФГОС основного общего образования «по мере готовности» образовательных учреждений
Обязательным будет обучение по ФГОС:
- на ступени основного общего образования
с 2015-2016 учебного года;
- на ступени среднего (полного) общего образования
с 2020-2021 учебного года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ - ОСНОВА ЗДОРОВОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ОБЩЕСТВА,
ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОГО КЛАССА
Креативность отличает лидера от догоняющего
Портрет выпускника основной школы
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества
- умеющий учиться , осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
- социально активный , уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
- ориентирующийся в мире профессий , понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
УЧЕНИК
УЧИТЕЛЬ
В ТРАДИЦИОННОЙ
СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ
ТРАНСЛИРУЕТ
ИНФОРМАЦИЮ
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ:
ПОИСК,
ВЫБОР,
АНАЛИЗ,
СИСТЕМАТИЗАЦИЮ И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИНФОРМАЦИИ
ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА ПО РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ ИМ МОДЕЛИ УРОКА
НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
РАЗВИТИЕ «КОМПЕТЕНТНОСТИ К ОБНОВЛЕНИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ» И МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА
РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Создание условий введения ФГОС
Новое качество образования
Подготовка УЧИТЕЛЯ, способного овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования , достижение планируемых результатов, мотивация его на непрерывное профессиональное совершенствования
Создание новой образовательной среды (в том числе, сетевой, межбюджетной, межведомственной)
Завершение трансформации механизмов финансирования
Организация и осуществление образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетентностей, соответствующих требованиям ФГОС
Внедрение новых, адекватных требованиям ФГОС ООО технологий управления
Создание эффективных систем оценки качества образования, в том числе индивидуальных достижений обучающихся
Учитель, применяющий современные педагогические технологии для реализации ФГОС:
- Технология развития критического мышления учащихся
- Технология проектного обучения
- Технология проблемного обучения
- Технология формирования универсальных учебных действий
- Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов
- Технология достижения образовательных результатов с использованием современных средств обучения
- Технология организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
- Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде
Учитель как активный субъект внедрения ФГОС в собственную практику должен уметь принимать на себя целый ряд новых педагогических «ролей»,
к которым относятся:
- сценарист и режиссёр образовательного пространства, развивающей среды класса, школы;
- эксперт-консультант по «вопросам детства», связанным со школьным образованием;
- исследователь-практик , ориентированный на инновационное поведение в профессии;
- руководитель творческой (проектной) группы, социальный менеджер в рамках школы и осуществляемого ею социального партнёрства
Лебедев О.Е.
Изменение готовности к профессиональной деятельности учителя - это в первую очередь:
- способность к овладению новыми педагогическими технологиями, значительное увеличение уровня самостоятельной деятельности, способность к проектированию, отбору педагогических инструментов;
- овладение информационными и коммуникационными технологиями в своей профессиональной сфере.
Современные требования к методическому мастерству учителя:
- умение строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых образовательных результатов, в соответствии с их возрастными особенностями: конструировать содержание, методы и технологии обучения на основе деятельностного подхода ;
- использовать разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся;
- разрабатывать планы уроков, позволяющие строить индивидуальный маршрут учащихся , через организацию групповой работы;
- использовать стратегии проектного , модульного обучения, методически обусловленные возрастными и личностными особенностями школьников