СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инновационный проект "Образовательная среда учреждения – средство воспитания и обучения обучающихся"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект "Образовательная среда учреждения – средство воспитания и обучения обучающихся"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД № 17

ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»



УТВЕРЖДЕНО

на заседании педагогического совета

МБОУ «СОШ – детский сад № 17»

от 30.12.2021 № 4

_____________ Е.М.Демидова







Инновационный проект

«Образовательная среда учреждения –

средство воспитания и обучения обучающихся»



























2022 г.

Оглавление

Пояснительная записка

3

Актуальность и новизна проекта

3

Цели и задачи проекта

4

Образовательная среда учреждения – средство воспитания и обучения обучающихся

5

Этапы реализации проекта

7

Ожидаемые конечные результаты

8

Сфера применения проекта

9

Кадровое обеспечение проекта

9

Теоретические основы инновации

10




  1. Пояснительная записка

Проект «Образовательная среда учреждения – средство воспитания и обучения обучающихся» разработан в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286);

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287);

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645));

- СТРАТЕГИЯ развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- Национальный проект «Образование» (УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);

- Постановление Совета министров Республики Крым от 16.05.2016 N 204 (ред. от 25.06.2020) «Об утверждении Государственной программы развития образования в Республике Крым».


  1. Актуальность и новизна проекта

В настоящее время одним из актуальных вопросов является организация предметно-пространственной среды учреждения. Это обусловлено изменениями в содержании современного образования и тем, что федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к образовательной среде школы.

Основной задачей администрации и педагогов школы является организация предметно-пространственной среды, которая позволит обеспечить реализацию познавательной, исследовательской, учебной и творческой деятельности обучающихся, развитие креативного мышления и совершенствование коммуникативной культуры. Пространство образовательного учреждения предполагает образовательную среду, которая включает в себя совокупность материальных объектов образовательного процесса и отношения, которые возникают в рамках межпредметного взаимодействия.

Предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, оборудованием инвентарем и материалами, для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития. В связи с этим, учебный процесс необходимо организовать так, чтобы успешно решались образовательные и воспитательные задачи, не нанося вред здоровью воспитанников и обучающихся, а также обеспечивался нормальный процесс роста и развития организма.

Правильно организованная предметно-пространственная среда должна стать развивающей, т.е. приспособленной для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности обучающихся. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно, расти и знакомиться с окружающим миром, а также умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности, что поспособствует развитию инициативности и даст детям возможность реализовать имеющийся потенциал, развить свои способности в различных направлениях и раскрыть новые грани таланта.

Предметно-пространственная среда школы включает в себя:

- здания и помещения школы (классы-кабинеты, спортзал и т.п.);

- мебель и оборудование (классная доска, парты, компьютер и т.п.);

- школьный двор и прилегающее к школе пространство;

Элементы, предметно-пространственной среды, являются результатами работы самих субъектов педагогического процесса:

- выставки творческих работ (обучающихся, учителей, родителей),

- фото-, видеоматериалы из школьной жизни и т.п.;

- специальные элементы эстетического оформления;

- информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды – специально оформленные в школе и классах места для размещения информации.

В создании предметно-пространственной среды школы участвуют и администрация, и педагоги, и родители, и обучающиеся в сотворчестве, сотрудничестве и тесном взаимодействии, что позволило достичь взаимопонимания, сплотило всех участников образовательных отношений вокруг одной идеи и позволило сделать так сделать так, чтобы каждый мог искренне сказать: «Моя любимая школа!»

Организация развивающей предметно-пространственной среды позволит расширить образовательное пространство школы, что будет способствовать:

- активизации мыслительной деятельности обучающихся;

- формированию умений работать с различными видами информации и ее источниками;

- формированию коммуникативной культуры обучающихся,;

- развитию у обучающихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;

- воспитанию высокоорганизованной личности.


  1. Цель и задачи проекта

Цель проекта: Создание развивающей предметно-пространственной среды как образовательного пространства школы, обладающего потенциалом формирующего, обучающего и воспитательного воздействия как на личность обучающего в целом, так и на отдельные ее свойства и качества.

Задачи проекта:

- разработка методических, дидактических, информационных материалов для эффективного использования пространства образовательного учреждения;

- обеспечение эффективного использования внешнего и внутреннего пространства образовательной организации для реализации познавательной, исследовательской, учебной и творческой деятельности обучающихся, развития креативного мышления и совершенствование коммуникативной культуры;

- развитие профессиональной компетентности педагогов;

- расширение спектра использования инновационных средств в образовательной деятельности;

- создание условий для обеспечения комфортности, доступности, охраны здоровья и безопасности обучающихся и педагогов;

Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.


  1. Образовательная среда учреждения – средство воспитания и обучения обучающихся

Образовательная система способна функционировать как во внешних, так и во внутренних условиях, и позволяет выводить обучающегося на более высокий уровень развития в соответствии с требованиями социума. В связи с чем, командой педагогов МБОУ «СОШ - детский сад №17» осуществляется гибкий подход к организации образовательного пространства школы, ориентированный на объективный, предметный мир, на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах, на предметное обеспечение развивающей и организующей среды. Для организации обучения и воспитания обучающихся, помимо образовательной среды классов используется все внешнее и внутреннее пространство школы. На всей территории учреждения установлен единый стиль оформления информационных стендов, введен единый стиль одежды – школьная форма бордового цвета, цвет которой совпадает с цветовым оформлением пространства учреждения, что способствует созданию имиджа, формированию эстетического эталона, укреплению корпоративной культуры и чувства единства обучающихся и педагогов.

На каждом этаже учреждения выведены динамики для трансляции во время перемен программ школьного радио, оформлена своя предметно-пространственных среда, которая распределяется на зоны.

I этаж (начальная школа):

- развивающие познавательные зоны, закрепляющие знания обучающихся из различных областей (математика, русский язык, окружающий мир, английский язык);

- зона для игр и отдыха;

- информационная зона: тематические уголки, стенды для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов и социальных партнеров.

II этаж:

- зона отдыха «Зимний сад» с комнатными растениями, инсталляцией «Лебединое озеро» и лавочками для отдыха, мобильным выставочным пространством;

- экспозиция «Музыка – язык души» представлена интерактивной выставкой музыкальных инструментов и портретной галереей выдающихся композиторов;

- Музей Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. с экспозициями артефактов, документов и медалей; мемориалом «Бессмертный полк», инсталляциями «Блиндаж», «Земляка», «Битвы Великой Отечественной войны», макетами военной техники, портретными галереями «Маршалы победы», «Герои Советского Союза», «Дети-Герои», информационными стендами и выставкой картин «Живопись ВОВ».

III этаж (блоки естественнонаучных и физико-математических дисциплин):

- зона интеллектуальных игр (шашки, шахматы, напольные шахматы, «Что? Где? Когда?»);

- настенная живопись «Геометрия» и навесная экспозиция «Стереометрия».

Такая организация пространства стимулирует действие соответствующих психологических механизмов личностного развития всех субъектов образовательного процесса. Реализуется включение обучающихся в различные виды деятельности, успешное осуществление которых требует задействования психологи-ческих механизмов, актуализирующих процесс личностного роста. Организовано тесное взаимодействие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, других специалистов и персонала школы.

Деятельность инновационной площадки направлена на:

- создание образовательной среды, способствующей обучению и воспитанию обучающихся;

- расширение спектра использования инновационных средств образовательной деятельности;

- эффективное использование потенциала и творческой активности обучающихся.

- эффективное использование потенциала и творческой активности педагогов, развитие их профессиональных компетенций.

Для организации образовательного пространства учреждения создается система, которая включает в себя следующие ресурсы:

- нормативные ресурсы – предполагают формирование нормативно-правовой базы;

- социальные ресурсы – позволяют привлечь к решению задач программы партнеров (внутреннее и внешнее социальное партнерство, сетевое взаимодействие);

- аналитические ресурсы – включают мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из трех этапов реализации проекта;

- кадровые ресурсы - обеспечивают профессиональный и личностный рост педагогов школы через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера, осуществление психолого-педагогической поддержки педагогов;

- информационные ресурсы – позволяют совершенствовать информационную среду школы;

- материально-технические ресурсы - позволяют создать специальные условия для осуществления во внешнем и внутреннем образовательном пространстве школы учебно-воспитательного процесса.

В концепции внутришкольного управления ведущей деятельностью является:

- создание сплоченного педагогического коллектива высоко-квалифицированных творческих педагогов;

- создание условий, обеспечивающих готовность коллектива к адекватному восприятию целей проекта;

- создание системы поощрений, способствующих реализации интересов каждого члена коллектива.

В организационной структуре управления центральным аспектом выступает отход от традиционной структуры образовательного учреждения, организация работы «Школы полного дня как многопрофильного центра образования».

Ведущими процессами в управлении инновационной деятельностью являются:

- планирование и организация;

- разработка стратегии и тактики развития образовательного учреждения;

- формирование банка данных о педагогических и управленческих новшествах, экспертиза инновации;

- внесение в муниципальные и региональные органы управления предложений по результатам инновационной деятельности, с целью использования их в практике работы образовательных учреждений города и региона.

В механизм управления при необходимости вносятся изменения как в структуру управленческих действий, так и в методы и средства, обеспечивающие реализацию управленческих функций, при механизме их реализации.

Планирование процесса управления реализацией проекта и контроля промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности осуществляется посредством мониторинга эффективности проекта.


  1. Этапы реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на 5 лет.

1 этап (начальный)– организационно-подготовительный.

Задачи: - изучить нормативно-правовую базу;

- сформировать творчскую группу по разработке и реализации инновационного проекта;

- сформировать группы активнх участников проекта по основным направлениям деятельности;

- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;

- разработать методические, дидактические, информационные материалы, направленные на реализацию проекта

- презентовать проект педагогическому коллективу

- подготовить документы для признания МБОУ «СОШ – детский сад №17» инновационной площадкой (заявление, заявку, выписку из протокола педагогического совета)


- разместить программу проект на сайте учреждения в разделе «Инновационная площадка»

2 этап (основной)– исследовательско-творческий.

Задачи: - внедрить и апробировать новые организационные формы совершенствония педагогических технологий по теме проекта;

- обеспечить проведение марафон «Моя любимая школа»;

- разработать серии открытых уроков/занятй/мероприятий с включением элементов обозначенного содержания;

- создать «Кейс педагогических идей» для отбора материалов к участию в конкурсах и конференциях различного уровня, составления рейтинга педагогического мастерства

- внедрить инновационные средства в образовательный и воспитательный процессы.

- рассмотреть и обеспечить варианты включения обучающихся и родителей (законных представителей) в инновационную деятельность;

- найти возможности для развития инициатив обучающихся и педагогов на муниципальном уровне;

- определить содержание и формы участия коллектива школы в различных программах.

3 этап (заключитльный)– рефлексивно-аналитический.

Задачи: - провести мониторинг эффективности реализации проекта;

- проанализировать и обобщить результаты работы;

- осуществить распространение инновационного опыта образовательного учреждения в условиях профессиональной среды, используя наработанные научно-методические материалы, пособия, диагностический инструментарий;

- представить инновационный опыт образовательного учреждения на муниципальном, региональном и всероссийском уровне;

- разместить материалы, обобщающие опыт работы на сайте учреждения в разделе «Инновационная площадка»;

- выявить возможности дальнейшего совершенствования школьной системы в рамках широкого сотрудничества школы на межрегиональном уровне;

- определить новые стратегические задачи развития.


  1. Ожидаемые конечные результаты

Организация развивающей предметно-пространственной среды позволит расширить образовательное пространство школы, что будет способствовать:

- активизации мыслительной деятельности обучающихся,

- формированию умений работать с различными видами информации и ее источниками,

- формированию коммуникативной культуры обучающихся,

- развитию у обучающихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу,

- воспитанию высокоорганизованной личности.



  1. Сфера применения проекта

Данный проект может применяться в любых образовательных учреждениях: детских садах, школах (общеобразовательных, специализированных, с углубленным изучение предметов, лицеях, гимназиях и др.). Принципы, цель и задачи, общие положения проекта сохраняются и при использовании его в учреждениях дополнительного образования.


  1. Кадровое обеспечение проекта

Координатор, автор проекта:

Демидова Е.М. – директор, учитель обществознания высшей квалификационной категории.

Руководитель творческой группы, разработчик проекта: Джус Е.Н. – заместитель директора, учитель первой квалификационной категории.

Творческая группа:

- Ли Е.Л. – заместитель директора, учитель начальных классов.

- Журбенко Ю.И. – заместитель директора, учитель английского языка первой квалификационной категории.

- Шевшун О.В. – руководитель методического объединения учителей начальных классов, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

- Борисенко О.П. – руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

- Фартушняк С.Ю. – руководитель методического объединения учителей иностранных языков, учитель английского языка, кандидат политических наук.

- Киселев А.П. - руководитель методического объединения учителей социально-гуманитарных дисциплин, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, «Отличник образования» (2011г.).

- Новицкая С.А. - руководитель методического объединения учителей информационных технологий и физико-математических дисциплин, учитель математики высшей квалификационной категории.

- Куртумерова Н.Н. - руководитель методического объединения учителей естественнонаучных дисциплин, учитель химии высшей квалификационной категории.

- Моторная К.В. - руководитель методического объединения учителей искусства и технологии, учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории.

- Бродский А.Л. - руководитель методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ, учитель физической культуры высшей квалификационной категории.

- Абдиминова Э.Н. - руководитель методического объединения классных руководителей, педагог-организатор первой квалификационной категории.

Активные участники реализации проекта: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители).



  1. Теоретические основы инновации

Теоретическую базу проекта составляют идеи и принципы:

- гуманной педагогики и личностно-ориентированного образования (Ш. А. Амонашвили, А.Г.Асмолов, А.С.Белкин, Е.В.Бондаревская, А.Б.Орлов, Н.Е.Щуркова, И. С.Якиманская);

- развивающего и воспитывающего обучения (принцип социокультурного соответствия (сообразности) - так он представлен в трудах Я.Л.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.II. Толстого);

- научности и связи теории с практикой, принципа сознательности и активности, принципа наглядности, принципа научности содержания и методов учебного процесса (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский).

- идеи о роли музея в общекультурном и творческом развитии личности (А.В.Ба-кушинский, Н.Д.Бартрам, Е.Г.Ванслова, М.Б.Гнедовский, Б.А.Столяров, М. Ю.Юхневич);

- этнопедагогического подхода (Г.С.Ви-ноградов, Г.Н.Волков, Л.Д. Вавилова, В.И.Матис, О.И.Давыдова и др.);

- культурологического подхода в образовании ( Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Д.С.Лихачев, М.М.Поташник, В.В.Розанов, Л.Н.Толстой и др.)