МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД № 17
ГОРОДА ЕВПАТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета
МБОУ «СОШ – детский сад № 17»
от 30.12.2021 № 4
_____________ Е.М.Демидова
Инновационный проект
«Образовательная среда учреждения –
средство воспитания и обучения обучающихся»
2022 г.
Оглавление
| Пояснительная записка | 3 |
| Актуальность и новизна проекта | 3 |
| Цели и задачи проекта | 4 |
| Образовательная среда учреждения – средство воспитания и обучения обучающихся | 5 |
| Этапы реализации проекта | 7 |
| Ожидаемые конечные результаты | 8 |
| Сфера применения проекта | 9 |
| Кадровое обеспечение проекта | 9 |
| Теоретические основы инновации | 10 |
Пояснительная записка
Проект «Образовательная среда учреждения – средство воспитания и обучения обучающихся» разработан в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №286);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. №287);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (УТВЕРЖДЕН приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413 (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645));
- СТРАТЕГИЯ развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Национальный проект «Образование» (УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16);
- Постановление Совета министров Республики Крым от 16.05.2016 N 204 (ред. от 25.06.2020) «Об утверждении Государственной программы развития образования в Республике Крым».
Актуальность и новизна проекта
В настоящее время одним из актуальных вопросов является организация предметно-пространственной среды учреждения. Это обусловлено изменениями в содержании современного образования и тем, что федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к образовательной среде школы.
Основной задачей администрации и педагогов школы является организация предметно-пространственной среды, которая позволит обеспечить реализацию познавательной, исследовательской, учебной и творческой деятельности обучающихся, развитие креативного мышления и совершенствование коммуникативной культуры. Пространство образовательного учреждения предполагает образовательную среду, которая включает в себя совокупность материальных объектов образовательного процесса и отношения, которые возникают в рамках межпредметного взаимодействия.
Предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, оборудованием инвентарем и материалами, для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития. В связи с этим, учебный процесс необходимо организовать так, чтобы успешно решались образовательные и воспитательные задачи, не нанося вред здоровью воспитанников и обучающихся, а также обеспечивался нормальный процесс роста и развития организма.
Правильно организованная предметно-пространственная среда должна стать развивающей, т.е. приспособленной для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Развивающая предметно-пространственная среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности обучающихся. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно, расти и знакомиться с окружающим миром, а также умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности, что поспособствует развитию инициативности и даст детям возможность реализовать имеющийся потенциал, развить свои способности в различных направлениях и раскрыть новые грани таланта.
Предметно-пространственная среда школы включает в себя:
- здания и помещения школы (классы-кабинеты, спортзал и т.п.);
- мебель и оборудование (классная доска, парты, компьютер и т.п.);
- школьный двор и прилегающее к школе пространство;
Элементы, предметно-пространственной среды, являются результатами работы самих субъектов педагогического процесса:
- выставки творческих работ (обучающихся, учителей, родителей),
- фото-, видеоматериалы из школьной жизни и т.п.;
- специальные элементы эстетического оформления;
- информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды – специально оформленные в школе и классах места для размещения информации.
В создании предметно-пространственной среды школы участвуют и администрация, и педагоги, и родители, и обучающиеся в сотворчестве, сотрудничестве и тесном взаимодействии, что позволило достичь взаимопонимания, сплотило всех участников образовательных отношений вокруг одной идеи и позволило сделать так сделать так, чтобы каждый мог искренне сказать: «Моя любимая школа!»
Организация развивающей предметно-пространственной среды позволит расширить образовательное пространство школы, что будет способствовать:
- активизации мыслительной деятельности обучающихся;
- формированию умений работать с различными видами информации и ее источниками;
- формированию коммуникативной культуры обучающихся,;
- развитию у обучающихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;
- воспитанию высокоорганизованной личности.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Создание развивающей предметно-пространственной среды как образовательного пространства школы, обладающего потенциалом формирующего, обучающего и воспитательного воздействия как на личность обучающего в целом, так и на отдельные ее свойства и качества.
Задачи проекта:
- разработка методических, дидактических, информационных материалов для эффективного использования пространства образовательного учреждения;
- обеспечение эффективного использования внешнего и внутреннего пространства образовательной организации для реализации познавательной, исследовательской, учебной и творческой деятельности обучающихся, развития креативного мышления и совершенствование коммуникативной культуры;
- развитие профессиональной компетентности педагогов;
- расширение спектра использования инновационных средств в образовательной деятельности;
- создание условий для обеспечения комфортности, доступности, охраны здоровья и безопасности обучающихся и педагогов;
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.
Образовательная среда учреждения – средство воспитания и обучения обучающихся
Образовательная система способна функционировать как во внешних, так и во внутренних условиях, и позволяет выводить обучающегося на более высокий уровень развития в соответствии с требованиями социума. В связи с чем, командой педагогов МБОУ «СОШ - детский сад №17» осуществляется гибкий подход к организации образовательного пространства школы, ориентированный на объективный, предметный мир, на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах, на предметное обеспечение развивающей и организующей среды. Для организации обучения и воспитания обучающихся, помимо образовательной среды классов используется все внешнее и внутреннее пространство школы. На всей территории учреждения установлен единый стиль оформления информационных стендов, введен единый стиль одежды – школьная форма бордового цвета, цвет которой совпадает с цветовым оформлением пространства учреждения, что способствует созданию имиджа, формированию эстетического эталона, укреплению корпоративной культуры и чувства единства обучающихся и педагогов.
На каждом этаже учреждения выведены динамики для трансляции во время перемен программ школьного радио, оформлена своя предметно-пространственных среда, которая распределяется на зоны.
I этаж (начальная школа):
- развивающие познавательные зоны, закрепляющие знания обучающихся из различных областей (математика, русский язык, окружающий мир, английский язык);
- зона для игр и отдыха;
- информационная зона: тематические уголки, стенды для обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов и социальных партнеров.
II этаж:
- зона отдыха «Зимний сад» с комнатными растениями, инсталляцией «Лебединое озеро» и лавочками для отдыха, мобильным выставочным пространством;
- экспозиция «Музыка – язык души» представлена интерактивной выставкой музыкальных инструментов и портретной галереей выдающихся композиторов;
- Музей Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г. с экспозициями артефактов, документов и медалей; мемориалом «Бессмертный полк», инсталляциями «Блиндаж», «Земляка», «Битвы Великой Отечественной войны», макетами военной техники, портретными галереями «Маршалы победы», «Герои Советского Союза», «Дети-Герои», информационными стендами и выставкой картин «Живопись ВОВ».
III этаж (блоки естественнонаучных и физико-математических дисциплин):
- зона интеллектуальных игр (шашки, шахматы, напольные шахматы, «Что? Где? Когда?»);
- настенная живопись «Геометрия» и навесная экспозиция «Стереометрия».
Такая организация пространства стимулирует действие соответствующих психологических механизмов личностного развития всех субъектов образовательного процесса. Реализуется включение обучающихся в различные виды деятельности, успешное осуществление которых требует задействования психологи-ческих механизмов, актуализирующих процесс личностного роста. Организовано тесное взаимодействие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов, других специалистов и персонала школы.
Деятельность инновационной площадки направлена на:
- создание образовательной среды, способствующей обучению и воспитанию обучающихся;
- расширение спектра использования инновационных средств образовательной деятельности;
- эффективное использование потенциала и творческой активности обучающихся.
- эффективное использование потенциала и творческой активности педагогов, развитие их профессиональных компетенций.
Для организации образовательного пространства учреждения создается система, которая включает в себя следующие ресурсы:
- нормативные ресурсы – предполагают формирование нормативно-правовой базы;
- социальные ресурсы – позволяют привлечь к решению задач программы партнеров (внутреннее и внешнее социальное партнерство, сетевое взаимодействие);
- аналитические ресурсы – включают мониторинговые процедуры эффективности произошедших изменений на каждом из трех этапов реализации проекта;
- кадровые ресурсы - обеспечивают профессиональный и личностный рост педагогов школы через организацию мероприятий обучающего, аналитического и методического характера, осуществление психолого-педагогической поддержки педагогов;
- информационные ресурсы – позволяют совершенствовать информационную среду школы;
- материально-технические ресурсы - позволяют создать специальные условия для осуществления во внешнем и внутреннем образовательном пространстве школы учебно-воспитательного процесса.
В концепции внутришкольного управления ведущей деятельностью является:
- создание сплоченного педагогического коллектива высоко-квалифицированных творческих педагогов;
- создание условий, обеспечивающих готовность коллектива к адекватному восприятию целей проекта;
- создание системы поощрений, способствующих реализации интересов каждого члена коллектива.
В организационной структуре управления центральным аспектом выступает отход от традиционной структуры образовательного учреждения, организация работы «Школы полного дня как многопрофильного центра образования».
Ведущими процессами в управлении инновационной деятельностью являются:
- планирование и организация;
- разработка стратегии и тактики развития образовательного учреждения;
- формирование банка данных о педагогических и управленческих новшествах, экспертиза инновации;
- внесение в муниципальные и региональные органы управления предложений по результатам инновационной деятельности, с целью использования их в практике работы образовательных учреждений города и региона.
В механизм управления при необходимости вносятся изменения как в структуру управленческих действий, так и в методы и средства, обеспечивающие реализацию управленческих функций, при механизме их реализации.
Планирование процесса управления реализацией проекта и контроля промежуточных и итоговых результатов инновационной деятельности осуществляется посредством мониторинга эффективности проекта.
Этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на 5 лет.
1 этап (начальный)– организационно-подготовительный.
Задачи: - изучить нормативно-правовую базу;
- сформировать творчскую группу по разработке и реализации инновационного проекта;
- сформировать группы активнх участников проекта по основным направлениям деятельности;
- проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;
- разработать методические, дидактические, информационные материалы, направленные на реализацию проекта
- презентовать проект педагогическому коллективу
- подготовить документы для признания МБОУ «СОШ – детский сад №17» инновационной площадкой (заявление, заявку, выписку из протокола педагогического совета)
- разместить программу проект на сайте учреждения в разделе «Инновационная площадка»
2 этап (основной)– исследовательско-творческий.
Задачи: - внедрить и апробировать новые организационные формы совершенствония педагогических технологий по теме проекта;
- обеспечить проведение марафон «Моя любимая школа»;
- разработать серии открытых уроков/занятй/мероприятий с включением элементов обозначенного содержания;
- создать «Кейс педагогических идей» для отбора материалов к участию в конкурсах и конференциях различного уровня, составления рейтинга педагогического мастерства
- внедрить инновационные средства в образовательный и воспитательный процессы.
- рассмотреть и обеспечить варианты включения обучающихся и родителей (законных представителей) в инновационную деятельность;
- найти возможности для развития инициатив обучающихся и педагогов на муниципальном уровне;
- определить содержание и формы участия коллектива школы в различных программах.
3 этап (заключитльный)– рефлексивно-аналитический.
Задачи: - провести мониторинг эффективности реализации проекта;
- проанализировать и обобщить результаты работы;
- осуществить распространение инновационного опыта образовательного учреждения в условиях профессиональной среды, используя наработанные научно-методические материалы, пособия, диагностический инструментарий;
- представить инновационный опыт образовательного учреждения на муниципальном, региональном и всероссийском уровне;
- разместить материалы, обобщающие опыт работы на сайте учреждения в разделе «Инновационная площадка»;
- выявить возможности дальнейшего совершенствования школьной системы в рамках широкого сотрудничества школы на межрегиональном уровне;
- определить новые стратегические задачи развития.
Ожидаемые конечные результаты
Организация развивающей предметно-пространственной среды позволит расширить образовательное пространство школы, что будет способствовать:
- активизации мыслительной деятельности обучающихся,
- формированию умений работать с различными видами информации и ее источниками,
- формированию коммуникативной культуры обучающихся,
- развитию у обучающихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу,
- воспитанию высокоорганизованной личности.
Сфера применения проекта
Данный проект может применяться в любых образовательных учреждениях: детских садах, школах (общеобразовательных, специализированных, с углубленным изучение предметов, лицеях, гимназиях и др.). Принципы, цель и задачи, общие положения проекта сохраняются и при использовании его в учреждениях дополнительного образования.
Кадровое обеспечение проекта
Координатор, автор проекта:
Демидова Е.М. – директор, учитель обществознания высшей квалификационной категории.
Руководитель творческой группы, разработчик проекта: Джус Е.Н. – заместитель директора, учитель первой квалификационной категории.
Творческая группа:
- Ли Е.Л. – заместитель директора, учитель начальных классов.
- Журбенко Ю.И. – заместитель директора, учитель английского языка первой квалификационной категории.
- Шевшун О.В. – руководитель методического объединения учителей начальных классов, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
- Борисенко О.П. – руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
- Фартушняк С.Ю. – руководитель методического объединения учителей иностранных языков, учитель английского языка, кандидат политических наук.
- Киселев А.П. - руководитель методического объединения учителей социально-гуманитарных дисциплин, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, «Отличник образования» (2011г.).
- Новицкая С.А. - руководитель методического объединения учителей информационных технологий и физико-математических дисциплин, учитель математики высшей квалификационной категории.
- Куртумерова Н.Н. - руководитель методического объединения учителей естественнонаучных дисциплин, учитель химии высшей квалификационной категории.
- Моторная К.В. - руководитель методического объединения учителей искусства и технологии, учитель изобразительного искусства первой квалификационной категории.
- Бродский А.Л. - руководитель методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ, учитель физической культуры высшей квалификационной категории.
- Абдиминова Э.Н. - руководитель методического объединения классных руководителей, педагог-организатор первой квалификационной категории.
Активные участники реализации проекта: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители).
Теоретические основы инновации
Теоретическую базу проекта составляют идеи и принципы:
- гуманной педагогики и личностно-ориентированного образования (Ш. А. Амонашвили, А.Г.Асмолов, А.С.Белкин, Е.В.Бондаревская, А.Б.Орлов, Н.Е.Щуркова, И. С.Якиманская);
- развивающего и воспитывающего обучения (принцип социокультурного соответствия (сообразности) - так он представлен в трудах Я.Л.Коменского, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.II. Толстого);
- научности и связи теории с практикой, принципа сознательности и активности, принципа наглядности, принципа научности содержания и методов учебного процесса (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский).
- идеи о роли музея в общекультурном и творческом развитии личности (А.В.Ба-кушинский, Н.Д.Бартрам, Е.Г.Ванслова, М.Б.Гнедовский, Б.А.Столяров, М. Ю.Юхневич);
- этнопедагогического подхода (Г.С.Ви-ноградов, Г.Н.Волков, Л.Д. Вавилова, В.И.Матис, О.И.Давыдова и др.);
- культурологического подхода в образовании ( Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Д.С.Лихачев, М.М.Поташник, В.В.Розанов, Л.Н.Толстой и др.)