Содержание
Паспорт проекта ………………………………………………….. 3
Пояснительная записка……………………………………………
Особенности школы, оказывающие влияние на наставническую деятельность………………………………………………………..
Обоснование актуальности и инновационности проекта………..
Ресурсное обеспечение проекта…………………………………..
Содержание проекта……………………………………………….
План реализации (дорожная карта проекта)……………………...
Система управления и контроля проекта…………………………
Критерии, показатели и индикаторы результативности проекта..
Риски проекта и возможности их минимизации………………...
Паспорт проекта
№ | Структурные элементы | Содержание структурных элементов инновационного проекта |
1 | Наименование проекта с указанием формы наставничества | «Наставничество юнармейского отряда по направлению развития патриотических качеств личности у обучающихся школы» в рамках формы «ученик-ученик/юнармеец-обучающийся» |
2 | Руководителии разработчики проекта | Лошкарева Ирина Владимировна, куратор наставничества, заместитель директора по УВР Пилипенко Марина Матеосовна, руководитель юнармейского отряда имени Николая Ивановича Леонова Шевченко Олеся Анатольевна, заместитель директора по УВР Калашникова Марина Алексеевна, педагог-психолог |
3 | Участники проекта и их роли | Юнармейцы – наставники; Обучающиеся школы – наставляемые; Педагогические работники, сопровождающие наставническую деятельность юнармейцев: - советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями; - старший вожатый; Общественные организации, обеспечивающие условия проекта: - представители Кореневского районного краеведческого музея; - представители филиала МКУК «Кореневский РДК им.Е.А. Фурцевой» «Кремяновский ЦСДК» |
4 | Решаемая проблема и ее масштаб | В школе налажена деятельность учащихся-юнармейцев по патриотическому воспитанию, но активность и мотивация к участию в патриотических мероприятиях, акциях, конкурсах остальных обучающихся школы находится на низком уровне. Проект решает проблему мотивации и активности обучающихся в сфере реализации патриотических качеств личности. Масштаб проблемы общешкольный |
5 | Ведущая идея (идеи) проекта | С внедрением инновационного проекта в рамках формы «ученик-ученик/юнармеец-ученик» повысится мотивация обучающихся к активному участию в деятельности школы по патриотическому воспитанию |
6 | Новизна проекта | Заключается в объединении активных обучающихся из числа юнармейцев и всех обучающихся, не включенных в юнармейский отряд, в наставническую деятельность |
7 | Период реализации и этапы проекта | гг. 1.Поиск и разработка (февраль 2023-март 2023) 2.Апробация и внедрение(апрель2023-декабрь 2023) 3.Реализация (январь 2024 –август 2025) 4.Оценка эффективности (сентябрь 2025- декабрь 2025) |
8 | Цель проекта | Создание эффективных условий для повышения активности обучающихся разных уровней образования в сфере развития патриотических качеств личности |
9 | Задачи проекта | Внедрить практику наставничества для активного вовлечения обучающихся в разнообразные сферы деятельность по патриотическому воспитанию Разработать практику наставничества по патриотическому воспитанию в рамках формы «ученик-ученик/юнармеец-обучающийся» для взаимодействия разновозрастных наставнических групп Сформировать группу наставников по патриотическому воспитанию из числа активных юнармейцев обучающихся в 7-8 классах Реализовать систему преемственности поколений: юнармейцы (основная школа) -Орлятам России (начальная школа) Разработать программу оценки эффективности условий патриотического воспитания обучающихся с применением практики наставничества в форме «ученик-ученик/юнармеец-обучающийся» |
10 | Результат (результаты) проекта | Созданы эффективные условия для повышения активности обучающихся разных уровней образования в сфере реализации патриотических качеств личности Повысились количественные и качественные показатели участия обучающихся в разнообразных сферахдеятельности по патриотическому воспитанию Разработаны практики наставничества по патриотическому воспитанию в рамках формы «ученик-ученик/юнармеец-обучающийся» для взаимодействия разновозрастных наставнических групп Сформирована группа наставников по патриотическому воспитанию из числа активных юнармейцев обучающихся в 7-8 классах Реализуется система преемственности поколений: основная школа – юнармейцы Орлятам России – начальная школа Разработана программа оценки эффективности условий патриотического воспитания обучающихся с применением практики наставничества в форме «ученик-ученик/юнармеец-обучающийся» |
11 | Критерии оценивания результатов проекта | - удовлетворенность участников образовательных отношений организацией деятельности по патриотическому воспитанию; - количественные и качественные показатели участия обучающихся школы в патриотических мероприятиях, акциях, конкурсах; - уровень вовлеченности во Всероссийское военно-патриотическое общественное движение Юнармия; - изменение общеобразовательного уровня школьников; -укрепление положительного имиджа образовательной организации |
12 | Перспективы проекта | - проект может быть востребован и использован при реализации патриотического направления воспитательной деятельности в любой образовательной организации; - тиражировать и распространять полученный опыт, продукты проекта возможно через социальные сети, общественные организации, в форме публикаций в изданиях для педагогов, через участие в региональных мероприятиях по наставничеству, через деятельность в музее образовательной организации; - продолжить проект можно на постоянной основе в рамках деятельности образовательной организации |
13 | Ссылка на интернет-ресурс, связанный с проектом | https://sh-kremyanovskaya-r38.gosweb.gosuslugi.ru/ https://vk.com/club153688220 https://vk.com/public186967837 |
Пояснительная записка
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм, а важнейшим средством укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание, которое продолжает оставаться одной из наиболее важных проблем государства и современной школы.
Для решения данной проблемы в Российской Федерации в 2016 году создано Всероссийское военно-патриотическое общественное движение Юнармия. В 2019 году в нашей школе впервые создан юнармейский отряд имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Леонова. Цель движения — создание условий для обеспечения всестороннего полноценного развития учащихся, патриотическое и нравственное воспитание, творческое развитие, формирование устойчивой гражданской позиции, чувства верности Отечеству и личной ответственности за судьбу страны.
На сегодняшний день в школе налажена деятельность учащихся-юнармейцев по патриотическому воспитанию, но активность и мотивация к участию в патриотических мероприятиях, акциях, конкурсах остальных обучающихся школы находится на низком уровне. Именно поэтому так важно взаимодействие между организованными и целенаправленными юнармейцами и остальными учащимися школы.
Система наставничества способна оптимизировать процесс патриотического воспитания, сформировать у наставляемых патриотическую активность.
Среди форм наставничества, включающих множественные вариаций мы выбралиформу наставничества «ученик – ученик», которая предполагает взаимодействие- модель партнерского наставничества - это «лидер – пассивный». В результате разработана программа наставничества МКОУ«Кремяновская средняя общеобразовательная школа» на 2023-2025 гг. по форме«ученик-ученик/юнармеец-обучающийся».
С внедрением инновационного проекта повысится мотивация обучающихся к активному участию в деятельности школы по патриотическому воспитанию. Аудитория участников проекта охватывает всех обучающихся школы
3.Особенности школы, оказывающие влияние на наставническую деятельность
Школа расположена в сельской местности, а это значит, что, и в школе, и в селе все друг друга хорошо знают, гордятся былыми и настоящими подвигами земляков, уважают память предков и стараются помочь ныне живущим пожилым односельчанам. При этом жизнь в условиях современного общества предоставляет широкий доступ к информационным технологиям и, в частности, в интернет. Не обделены в этом плане и наши, сельские школьники: в предметных кабинетах имеется необходимое электронное оборудование с выходом в интернет. Однако это не всегда играет положительную роль в воспитании подрастающего поколения, так как в условиях современной международной обстановки сложно не попасть под влияние агрессивного потока информации о нашей стране, еще сложнее противостоять ему, особенно учитывая факт пограничного расположения нашего региона и, тем более района. Излишний поток, зачастую неправдивой, информации требует тщательного рассмотрения и анализа. И здесь важную позицию в наставнической деятельности занимают педагоги и школьники, особенно юнармейцы, в плане трансляции истинных патриотических целей и действий нашего государства и общества, в стремлении обеспечить безопасность и развитие истинного и глубокого патриотизма. Немаловажная роль в развитии данного направления деятельности отводится взаимодействию со значимыми партнерами в лицепредставителей Кореневского районного краеведческого музея и филиала МКУК «Кореневский РДК им.Е.А. Фурцевой» «Кремяновский ЦСДК».
4. Обоснование актуальности и инновационности проекта
В связи с внедрением целевой модели наставничества и участия в апробации на региональном уровне в 2021-2022 учебном году в МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» получила развитие модель наставничества по форме «учитель-учитель», способствующая активной профессиональной адаптации молодых специалистов. Успешный опыт реализации данной практики заставил задуматься о расширении форм наставничества. Согласно государственной политике в сфере образования, направленной на реализацию патриотического воспитания подрастающего поколения, в школе в 2019 году былсоздан юнармейский отряд имени Героя Советского Союза Николая Ивановича Леонова, а одним из важных направлений в деятельности юнармейского отряда школы должна стать наставническая деятельность, так как активность и мотивация к участию в патриотических мероприятиях, акциях, конкурсах большинства обучающихся школы находится на низком уровне.
Для решения данной проблемы разработана программа наставничества МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» на 2023-2025 гг. по форме«ученик-ученик/юнармеец-обучающийся». Проект наставничества отражает целый комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставников и наставляемых в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Данная система наставничества способна оптимизировать процесс патриотического воспитания, сформировать у наставников и наставляемых патриотическую активность.
В рамках проекта Наставничества юнармейцы, имея опыт патриотической деятельности, взаимодействуя с другими школьниками, возрождают в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственной и социальной ценности, формируют социально значимые патриотические качества, необходимые для защиты российских рубежей.
Наставники на своем примере демонстрируют, как дети могут повлиять на развитие общества, каких успехов они уже добились и как участие в патриотическом движении влияет на них.
Также за счет системы наставничества можно повысить зону ответственности детей. Это можно сделать за счет двух логично связанных между собой механизмов: старший – младший и младший – старший. Таким образом у всех возрастных групп будет своя зона ответственности. Старшие будут наставниками, на своем примере показывать возможности программ и проектов патриотического направлений. А у младших будет ответственность перед старшими, помогать и не подводить наставников при участии в деятельности.
Важно, чтобы наставничество влияло не только на подшефного школьника, но и на наставника –– участника Всероссийского военно-патриотического общественного движения. Наставники получат новый для себя опыт, который будет им полезен в личностном росте.
5.Ресурсное обеспечение проекта
5.1. Кадровое обеспечение
№ | Фамилия, имя, отчество | Должность в школе (за пределами школы по основному месту работы)* | Роль в проекте |
1 | Пилипенко М.М. | Учитель истории и обществознания | Обеспечивающий условия проекта |
2 | Скрипкина Е.С. | Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями | Сопровождающий наставническую деятельность юнармейцев |
3 | Ковалева В.Д. | Старший вожатый | Сопровождающий наставническую деятельность юнармейцев |
4 | Калашникова М.А. | Педагог-психолог | Сопровождающий наставническую деятельность юнармейцев |
55 | Юнармейский отряд имени Н.И. Леонова | Учащиеся-юнармейцы | Наставники |
5.2. Нормативно-правовое обеспечение
1. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»;
2. Приказ комитета образования Курской области от 07.06.2021 г №1-652 "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"
3. Приказ Министерства образования и науки Курской области от 30.11.2022 № 1-1727 «О региональных опорных площадках наставничества»;
4. Приказ по МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» от 20.02.2023 №1/19 «О разработке, внедрении и реализации инновационного проекта в сфере организации системы наставничества в соответствии с методологией (целевой моделью) наставничества, в рамках деятельности региональной опорной площадки наставничества»;
5. Положение о программе наставничества МКОУ «Кремяновская средняя общеобрапзовательная школа» на 2023-2025 г.г. (утверждена приказом директора от 20.02.2023 г. № 1/20);
6. Программа наставничества МКОУ «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» на 2023-2025 г.г. (утверждена приказом директора № 1/21 от 20.02.2023);
7. Договор о взаимоотношениях Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области и Кореневским краеведческим музеем-филиалом ОБУК "Курский областной краеведческий музей" от 14.03.2023 г.
8. Договор о взаимоотношениях Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кремяновская средняя общеобразовательная школа» Кореневского района Курской области и филиала МКУК «Кореневский РДК им.Е.А. Фурцевой» «Кремяновский ЦСДК» от 09.01.2023 г.
5.3. Информационное обеспечение
https://sh-kremyanovskaya-r38.gosweb.gosuslugi.ru/
https://vk.com/club153688220
https://vk.com/public186967837
5.4. Методическое обеспечение
1.Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"/ постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2017 № 1245, от 20.11.2018 № 1391, от 30.03.2020 № 369)
2. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися/Под общим научным руководством Н.Ю. Синягиной, д.психол.н., профессора © Министерство просвещения Российской Федерации © АНО «Институт развития социального капитала и предпринимательства»
3. Наставничество в системе образования России: Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях.. / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. – М. : Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с
4. Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр)
5.5. Финансовое обеспечение проекта
№ | Планируемые статьи расходов | Объемы финансирования |
Всего | Источники финансирования |
бюджет | внебюджет |
1 | Стимулирующий фонд оплаты труда | 260000,00 | + | |
6. Содержание проекта
Согласно приказу Министерства образования и науки Курской области от 30.11.2022 года МКОУ «Кремяновская СОШ», определена региональной опорной площадкой наставничества. Это стало отправной точкой принятия управленческих решений: разрабатывается инновационный проект целевой модели наставничества в рамках формы «ученик-ученик/юнармеец-обучающийся». Учитывая тот факт, что Юнармейский отряд в составе учащихся 7-8 классов, действует в школе с 2019 года и имеет опыт патриотической деятельности, было принято решение назначить наставниками в плане развития патриотических качеств личности юнармейцев. Наставляемыми определены остальные учащиеся школы, особенно 1-6 класс. Это решение было связано с насущной проблемой низкой мотивации к участию в патриотических мероприятиях, акциях, конкурсах.
В соответствии с региональной «Целевой моделью наставничества» в МКОУ «Кремяновская СОШ» разработана Программа наставничества, которая закрепляет модель построения отношений внутри школы, между учащимися разных уровней образования, включает технологию интенсивного развития патриотических качеств личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей, в модели «ученик-ученик/юнармеец-обучающийся».
Данная форма наставничества предполагает взаимодействие обучающихся в одной образовательной организации, при которой обучающиеся имеющие больший опыт патриотической деятельности и владеющие организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими им оказывать весомое, но, тем не менее, лишенное строгой субординации влияние на наставляемых. Это модель партнерского наставничества или наставничества среди сверстников - «лидер – пассивный», «равный – равному».
Важно сразу представить портрет участников наставнической программы:
- наставники- способные, творческие обучающиеся – юнармейцыпринимающие активное участие в жизни школы.
- наставляемые - социально/ценностно дезориентированные учащиеся, демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты, не принимающие участия в жизни школы, отстраненные от коллектива.
Особая роль наставника в процессе формирования патриотических качеств личности состоит в том, что в основе взамодействия с наставляемым лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства, и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от ученика к ученику.
Целью данного проекта является создание эффективных условий для повышения активности обучающихся разных уровней образования в сфере развития патриотических качеств личности. Предполагается изучение нормативной базы целевой модели наставничества (федерального, регионального, муниципального уровней); опора на методические материалы, раскрывающие приемы, средства, методологию осуществления наставнической деятельности; создание кадровых условий из числа педагогических работников школы и обучающихся-юнармейцев.
Содержательные условия осуществления наставнической деятельности предполагают:
1.Создание краткосрочных и долгосрочных пар/групп. (Так долгосрочной группой является движение юнармейцев и стремление расширить его ряды, краткосрочными парами/группами являются взаимодействия при подготовке к акциям, мероприятиям, конкурсам, олимпиадам и др.
2. Взаимодействие наставников и наставляемых ведется в режиме внеурочной деятельности через реализацию модулей программы воспитания школы: ключевые общешкольные дела, деятельность в школьном музее «Истоки», участие в конкурсах, олимпиадах и конференциях, интеграция в "классные часы", организация совместных викторин и проектных работ.
3. Организация волонтерской деятельности: сохранение мемориала погибшим воинам-односельчанам, посильная помощь пожилым жителям села.
4. Участие в военно-патриотической игре «Зарница».
Наставники, проводя мероприятия, организуя конкурсы, акции, принимая участие в олимпиадах и конференциях патриотической направленности, привлекают и наставляемых к участию в них.
Информационное освящение деятельности региональной площадки наставничества осуществляется в социальных сетях на сайте школы, в сообществах РДШа и Юнармия в VK.
Руководитель юнармейского отряда им. Н.И. Леонова постоянно и целенаправленно сопровождает и оценивает работу как учеников-наставников-юнармейцев так и учеников-наставляемых, предоставляет отчет куратору. Наставники предоставляют журнал - план реализации наставнической деятельности по периодам (этапам) реализации программы наставничества с результатами работы руководителю юнармейского отряда.
Организация наставничества:
1-й этап – адаптационный. Поиск и разработка (февраль 2023 – март 2023). Создание нормативно-правовой базы. Куратор, руководитель отряда, заместитель директора по УВР в части воспитательной работы определяют круг обязанностей и полномочий наставников и наставляемых.
2-й этап - Апробация и внедрение (апрель 2023 - декабрь 2023). Руководитель отряда и педагог-психолог выявляют недостатки в умениях и навыках наставников и наставляемых. Разработка и внедрение программы адаптации, плана наставнической деятельности.
3-й этап – основной. Реализация (январь 2024 - август 2025). Руководитель отряда реализует план наставнической деятельности, помогает наставникам и наставляемым выстроить собственную программу самосовершенствования. Педагог-психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение по данной форме наставничества.
4-й этап – контрольно-оценочный. Оценка эффективности (сентябрь 2025- декабрь 2025). Предоставление отчетов о деятельности: наставники, руководитель юнармейского отряда проверяют уровень патриотического воспитания наставляемых, определяют уровень их гражданско-патриотической активности, реализуют проведение финального мероприятия. Педагог-психолог проводит итоговое анкетирование: мониторинг результатов реализации программы наставничества. Куратор оценивает эффективность реализации программы наставничества.
Измеримыми результатами реализации программы наставничества являются:
- высокий уровень гражданско-патриотической активности наставляемых и наставников в социально значимой, культурной и образовательной деятельности школы, района;
-рост посещаемости курсов внеурочной деятельности: «История Курского края», «Ратная история России», объединения дополнительного образования по патриотическому воспитанию туристско-краеведческой направленности «Истоки»;
-рост количества юнармейцев;
-количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
-повышение активности участников образовательных событий, организованных в школе;
-повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри классов и школы;
-рост количества дипломов, грамот, сертификатов и иных наград, полученных обучающимися за участие и успехи в мероприятиях, событиях, проектах как в самой школе, так и за её пределами на различных уровнях;
-снижение числа обучающихся с девиантным поведением;
- снижение уровня социальной напряженности.
Эффективность осуществления целевой модели наставничества в форме «ученик-ученик/юнармеец-обучающийся» может быть безусловно высокой так как военно-патриотическое движение «Юнармия» – организация, которая способна научить детей самостоятельности, дисциплине и организованности, а значит юнармейцам есть чем поделиться с другими обучающимися школы.
7. План реализации (дорожная карта проекта)
№ п/п | Задачи/этапы | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные | Ожидаемый результат |
1 | Этап 1. Разработка и внедрение(февраль 2023 -декабрь 2023) | Изучение и систематизация документов и материалов по проблеме наставничества | Февраль 2023 | Рабочая группа | Информационная осведомленность о программе наставничества |
2 | Подготовка нормативной базы реализации программы наставничества | Февраль 2023 | Рабочая группа |
33 | Информирование педагогов и учащихся о возможностях и целях программынаставничества | Февраль 2023 | Куратор |
44 | Выбор форм и программ наставничества исходя из потребностей школы | Февраль 2023 | Куратор | Определены формы и программы наставничества |
4 55 | Анкетирование наставников и наставляемых | Март 2023 | Педагог-психолог | улучшение психологического климата в образовательной организации как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства; |
66 | Тренинг «Снежный ком» -давайтепознакомимся | Март 2023 | Педагог-психолог |
77 | Беседа «Изучение Устава Юнармии» | Март 2023 | Педагог-психолог |
88 | Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С.В.Ковалёв | Апрель 2023 | Педагог-психолог |
99 | Беседа: Дефициты наставляемых | 05.04.2023 | Руководитель отряда, педагог-психолог | Определены проблемы, требующие решения |
110 | Составление и утверждение плана наставнической деятельности | Апрель 2023 | Рабочая группа | Составлен и утвержден план наставнической деятельности |
111 | Беседа: Что значит быть патриотом? | 12.04.2023 | Руководитель отряда | Понимание сущности понятия «патриот» |
112 | Районный семинар «Реализация программы наставничества в образовательной организации: практика внедрения» | 18.04.2023 | Муниципальный координатор наставничества, куратор | Рассмотрены основные проблемы и достижения внедрения практики наставничества |
113 | Проведение экскурсии в школьном музее «Истоки», зал Боевой славы | 04.05.2023 | Руководитель отряда | Развитие умения транслировать информацию слушателям |
114 | Круглый стол «Трудные дети» | Май 2023 | Педагог-психолог | улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах; |
115 | Участие во Всероссийская акции «Свеча памяти» | Июнь 2023 | Руководитель отряда, старший вожатый | Развитие патриотических качеств личности |
116 | Урок Мужества «Огненная дуга» (к 80-летию победы в Курской битве) | 04.09.2023 | Руководитель отряда | Расширится представление детей о подвигах нашего народа во время Курской битвы |
117 | Тренинг «Давайте вспомним все хорошее» | Сентябрь 2023 | Педагог-психолог | улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах; |
118 | Путешествие в историю «Три поля русской славы» | 21.09.2023 | Руководитель отряда | Расширится представление детей о подвигах нашего народа |
119 | Тренинг «Цветок моей души» | Октябрь 2023 | Педагог-психолог | Улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах; |
220 | Экскурсия в Кореневский краеведческий музей: «День народного единства» | 26.10.2023 | Руководитель отряда | Расширение представления детей о подвигах нашего народа |
221 2 | Групповое задание «Создаем гимн молодежи» | Ноябрь 2023 | Педагог-психолог | Сплочение школьного коллектива, готовность помогать другим |
222 | Творческое задание «Создай своими руками чудо» | Декабрь 2023 | Педагог-психолог | формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления; развитие концентрации, переключаемости внимания; развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины. |
23 | Этап 2 . Реализация (январь 2024-август 2025) | Беседа «Проблемы наставляемых и наставников» | Январь 2024 | Куратор, педагог-психолог, руководитель отряда | Определить круг проблем и наметить пути преодоления |
24 | Консультация по организации наставнической деятельности | Январь 2024 | Руководитель отряда |
25 | Урок Мужества: 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | 27.01.2024 | Руководитель отряда | Умение транслировать информацию, расширение кругозора младших школьников |
226 | Упражнение«Творческая жизнь» | Январь 2024 | Педагог-психолог | Большие шансы проявить творческие способности, формирование навыков и умений управления творческим процессом. |
227 | Занятие«Одиночество - одна из причин жизненных затруднений. Из трудностей в одиночку не выйти.» | Февраль 2024 | Педагог-психолог |
328 | День памяти воинов-интернационалистов. 35 лет со дня выводя советских войск из Афганистана | 15.02.2024 | Руководитель отряда | Расширение представления детей о подвигах нашего народа |
329 | 10-летие воссоединения Крыма с Россией | 18.03.2024 | Руководитель отряда советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями | Сформировать у учащихся патриотическое сознание, чувства национальной гордости |
330 | Проективный тест"Человек под дождем" | Март 2024 | Педагог-психолог | Диагностика личностных резервов и особенностей защитных механизмов школьника |
331 | Творческое занятие «Нарисуй подарок самому себе» | Апрель 2024 | Педагог-психолог | Повышение самооценки участников, расширение представлений о самих себе, формирование доброжелательных отношений в группе. |
332 | Участие в военно-спортивной игре «Зарница» | апрель 2024 | Руководитель отряда | Развитие физических и интеллектуальных навыков |
333 | Проведение экскурсии в школьном музее «Истоки», зал Боевой славы. | 04.05.2024 | Руководитель отряда | Развитие умения транслировать информацию слушателям |
334 | Круглый стол «Добрые дела Юнармейцев» | Май 2024 | Педагог-психолог | Повышение самооценки участников, расширение представлений о самих себе, формирование доброжелательных отношений в группе. |
335 | Участие во Всероссийская акции «Свеча памяти» | Июнь 2024 | Руководитель отряда, старший вожатый | Развитие патриотических качеств личности |
336 | Митинг: День памяти и скорби. День начала Великой Отечественной войны (22 июня); | 22.06.2024 | Руководитель отряда | Развитие патриотических качеств личности |
337 | Совместное мероприятие с филиалом МКУК «Кореневский РДК им.Е.А. Фурцевой» «Кремяновским ЦСДК» «110 лет со дня начала Первой мировой войны» (28.07. 1914) | 28.07. 2024 | Руководитель отряда | Расширение представления детей о подвигах нашего народа |
438 | Беседа «Почему Я хочу быть Юнармейцем» | Сентябрь 2024 | Педагог- психолог | Повышение самооценки участников, расширение представлений о самих себе, формирование доброжелательных отношений в группе. |
439 | Музейный урок: «79-я годовщина окончания Второй Мировой войны (2 сентября 1945) | 02.09.2024 | Руководитель отряда | Расширение представления детей о подвигах нашего народа |
440 | Урок Мужества: «Честь и Слава Отечества: Суворов, Ушаков, Нахимов» | октябрь 2024 | Руководитель отряда | |
441 | Индивидуальные консультации | Октябрь 2024 | Педагог- психолог | Решение возникающих вопросов |
442 | Мероприятие в Кореневском краеведческом музее: «День проведения военного парада на Красной площади в городе Москва в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1941)» | ноябрь 2024 | Руководитель отряда | Расширение представления детей о подвигах нашего народа В годы Великой Отечественной войны |
443 | Мини тесты «Определение ценностных ориентаций» | Ноябрь 2024 | Педагог- психолог | Проявление в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство, чувство родства, забота о сохранении общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию — без этих исходных нравственных норм наше общество не сможет существовать и развиваться |
544 | Дискуссия « Почему Юнармейцы должны быть наставниками?» | Декабрь 2024 | Педагог- психолог |
445 | Ассоциативный рисунок «Моя группа» | Январь 2024 | Педагог- психолог | Благоприятный психологический климат: высокий показатель эмоционального благополучия в группе |
546 | Совместное мероприятие с сельской библиотекой: «Земляки-воины-интернационалисты» | февраль 2025 | Руководитель отряда | Развитие патриотических качеств личности |
547 | Тренинг«Коммуникативные барьеры –общения» | февраль 2025 | Педагог- психолог | Благоприятный психологический климат: высокий показатель эмоционального благополучия в группе |
548 | Видеоурок к 25 годовщине памяти воинов-десантников (подвиг 6 роты) (01.03.2000) | 01.03.2025 | Руководитель отряда, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями | Расширение представления детей о современных подвигах нашего народа |
549 | Беседа «Организация обмена опытом; наставничество более опытных юнармейцев» | Март 2025 | Педагог- психолог | Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде. |
550 | Час памяти «Бухенвальдский набат» | 11.04.2025 | Руководитель отряда | Расширение представления детей о фашистском преступлении против человечества |
551 | Физ.занятие«Посмотри вокруг» | Апрель 2025 | Педагог- психолог | Переключение деятельности |
552 | Участие в военно-спортивной игре «Зарница» | апрель 2025 | | Развитие физических и интеллектуальных навыков |
553 | Урок-игра «Дорогами войны. Долгий путь к Победе» | 30.04.2025 | Руководитель отряда | Расширение представления детей о боевых событиях ВОВ |
554 | Тестирование"Эгоцентрические ассоциации" | Май 2025 | Педагог-психолог | Эгоцентризм как черта личности, проявляется в преувеличенном подчеркивании своего «Я», в эгоизме, в неспособность индивида, сосредоточенного преимущественно на собственных интересах, изменить свою позицию по отношению к чужому мнению, представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. |
555 | Разговоры о важном: День Победы. Бессмертный полк (к 80-летию Победы) | 05.05.2025 | Руководитель отряда | Развитие патриотических качеств личности |
656 | Музейный урок к 80-летию Победы «Памятью жива Россия» | 06.05.2025 | Руководитель отряда |
657 | Участие во Всероссийская акции «Свеча памяти» | Июнь 2025 | Руководитель отряда |
658 | Совместное мероприятие с филиалом МКУК «Кореневский РДК им.Е.А. Фурцевой» «Кремяновским ЦСДК» «80 лет Параду Победы на Красной площади в Москве» (24 июня 1945) | 24.06.2025 | Руководитель отряда | Умение работать слаженно в коллективе, воспитание патриотизма |
59 | Этап 3. Оценка эффективности (сентябрь 2025-декабрь 2025) | Проведение финального мероприятия по итогам реализации Программы наставничества | сентябрь 2025 | Руководитель отряда | Подведение итогов проекта |
60 | Мониторинг удовлетворенности программой наставников и наставляемых | октябрь 2025 | Педагог-психолог | Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы. |
661 | Тренинг "Опосредованное запоминание" | Сентябрь 2025 | Педагог-психолог |
662 | Круглый стол «Анализ проведенных мероприятий» | Октябрь 2025 | Педагог-психолог |
663 | Отчет о деятельности наставников и наставляемых | ноябрь 2025 | Руководитель отряда | Определение положительных итогов проекта |
664 | Оценка эффективности реализации программы | декабрь 2025 | Куратор |
665 | Дискуссия «Почему мне так хочется быть юнармейцем?» | Декабрь 2025 | Педагог-психолог | Споченность школьников для работы в коллективе |
8. Система управления и контроля проекта
Утверждение локальных актов, связанных с реализацией проекта (администрация ОО).
Реализация программы проводится последовательно, для максимальной эффективности – по двум контурам, обеспечивающим внешнюю и внутреннюю поддержку всех процессов.
Работа с внешней средой – это деятельность, направленная на обеспечение поддержки программы:
- информационное освещение (начальный этап – привлечение участников программы, промежуточные опорные точки – информирование партнеров о ходе программы, финальный этап – отчет о результатах и тиражирование успехов) (куратор);
- взаимодействие с потенциальными наставниками и наставляемыми (руководитель отряда, педагог-психолог);
- проведение отбора и обучения наставников, оценки результатов наставничества (руководитель отряда, педагог-психолог).
Работа с внутренней средой – вся деятельность, направленная на поддержание программы внутри организации:
- формирование пар/групп, пополнения базы наставников и наставляемых, сбора данных о наставляемых и обратной связи о ходе программы, взаимодействие с педагогами (руководитель отряда, педагог-психолог);
- взаимодействие со всеми участниками и организаторами программы для частичной оценки ее результатов и их представления на итоговом мероприятии (куратор)
Система управления реализацией проекта предполагает проведение мониторинга и оценки результатов реализации программы наставничества. В данном случае мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества.
Один раз в год проводится мониторинг программы наставничества состоящий из двух основных этапов:
- оценка качества процесса реализации программы наставничества;
- оценка мотивационно-личностного роста участников.
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
Мониторинг проводится куратором, руководителем отряда и педагогом-психологом два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
Руководитель юнармейского отряда им. Н.И. Леонова постоянно и целенаправленно сопровождает, и оценивает работу как учеников-наставников-юнармейцев, так и учеников-наставляемых, предоставляет отчет куратору. Наставники предоставляют журнал - план реализации наставнической деятельности по периодам (этапам) реализации программы наставничества с результатами работы руководителю юнармейского отряда по форме:
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Действия наставляемого | Ожидаемый результат | Фактический результат | При- меча-ни |
| | | | | | |
9. Критерии, показатели и индикаторы результативности проекта
Критерии | Показатели | Индикаторы |
Удовлетворенность участников образовательных отношений организацией деятельности по патриотическому воспитанию | Позитивные изменения в поведении участников проекта (самостоятельность, прилежание, поведение, участие в общественной жизни, добровольчество); | Мониторинг удовлетворенности программой наставников и наставляемых |
Количественные и качественные показатели участия обучающихся школы в патриотических мероприятиях, акциях, конкурсах | Результативность участия школьников в конкурсах и мероприятиях на патриотическую тематику | Увеличилось количество обучающихся, получивших сертификаты, грамоты, дипломы |
Уровень вовлеченности во Всероссийское военно-патриотическое общественное движение Юнармия | Количественный состав отряда Юнармия | Возросло % соотношение участников отряда Юнармия ко всем обучающимся школы |
Изменение общеобразовательного уровня школьников | Повышение уровня успеваемости и воспитанности школьников; | Повысился % качества знаний и уровень воспитанности |
Укрепление положительного имиджа школы | Участие обучающихся школы в мероприятиях регионального, всероссийского уровня | % победителей и призеров |
№ | Риски | Действия по минимизации рисков |
1 | Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки наставников | Проведение руководителем отряда обучающих тренингов, мастер-классов |
22 | Психологическая неготовность обучающихся к участию в мероприятиях проекта | Оказание информационной, психологической подддержки обучающимся-наставникам и обучающимся-наставляемым |
33 | Возрастание интеллектуальной и физической нагрузки на юнармейцев-наставников | Эффективное распределение ролей наставничества среди юнармейцев |
Риски проекта и возможности их минимизации