Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей второй категории № 8 «Звёздочка» ст. Егорлыкская Ростовская обл.
П р е д с т а в л я е т
Уровень развития театрализованной деятельности младших дошкольников сентябрь 2009г.
Актуальность:
- у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства;
- приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по объективным (отсутствие театров в данной местности) и субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);
- наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком;
- театрализованные игры детей характеризует примитивность и «свернутость» импровизации, бедность используемых для создания образа средств выразительности и др.
инновационный проект
Модель развития творческой активности детей:
Автор проекта:
Комаристова Ольга Марсельевна
Воспитатель - главное, действующее
лицо в организации работы, т.к.
именно она постоянно работает с
дошкольниками: проводит экскурсии,
организует игры, задания, привлекает к
участию в проекте родителей.
Создаёт условия для развития
творческих способностей детей.
При организации проектной деятельности с детьми учитываются следующие принципы:
- содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы;
- ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса;
- максимальная активность детей на всех этапах реализации проекта;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми;
- подготовленность и заинтересованность воспитателей и специалистов;
- подбор игр и упражнений с учетом оптимального сочетания движения, речи, мимики, пантомимики в различных вариациях.
Тип проекта:
Творческий,познавательно-игровой
Участники:
дети младшего дошкольного возраста,
родители, педагоги,
музыкальный руководитель
Срок реализации:
сентябрь 2009г. – май 2010г.
Цель проекта :
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность
Задачи проекта:
- последовательное знакомство с видами театра;
- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
- совершенствование артистических навыков;
- работа над речью и интонацией;
- коллективные взаимодействия;
- умение сочувствовать, сопереживать .
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Данный проект поможет:
- последовательно познакомиться с различными видами театра;
- повысить качество развития речи детей;
- развить умение действовать в коллективе;
- воспитать умение сочувствовать, сопереживать;
- усовершенствовать артистические навыки детей и взрослых;
- вырастить интеллектуально грамотного выпускника, владеющего правильной и красивой речью, навыками сценического мастерства;
- найти новые пути взаимодействия между педагогами и родителями.
обобщающий
практический
подготовительный
«Театральная мастерская»
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
- постановка цели и задач, определение методов работы;
- предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями;
- создание необходимых условий;
- составление плана схемы реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта:
В ДОУ созданы условия для развития театрализованной деятельности детей. Имеются подсобные помещения (костюмерная), разные виды театров ( настольный, плоскостной, пальчиковый и др.). Имеется разнообразное оснащение для разыгрывания сценок и спектаклей (наборы кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, маски, театральные атрибуты и пр.).Имеются атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, режиссёрских игр, игр - драматизаций, а также материал для их изготовления.
Принципы построения предметно- развивающей среды:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организация «зон приватности»;
- предоставление права и свободы выбора;
- создание условий для моделирования,
- поиск и экспериментирование;
- полифункциональность использования помещений и оборудования;
- возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.
Методическое обеспечение проекта:
План-схема реализации проекта:
Виды творческой деятельности
Цели развития творческих способностей
Сентябрь-ноябрь
Средства развития
Игровое творчество
Песенное творчество
Кукольный спектакль
Репертуар
Побуждать детей имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека
Танцевальное творчество
Театр пальчиковый
Побуждать к сочинению песенных характеристик героев. Развивать умения работы с куклой.
Костюмы, декорации, атрибуты к спектаклю
"Теремок", "Маша и медведь ", "Волк и козлята "
Импровизация на детских музыкальных инструментах
Способствовать развитию интереса к танцевальным элементам
Знакомить с игрушками и инструментами, позволяющими воспроизводить различные ритмы
Песни, используемые в спектакле " Заюшкина избушка "
Костюмы персонажей спектакля
Уроки психогимнастики 1. Общение. Эмоции злости, проявления доброты, хитрости, отчаяния
Танец "Веселые гусенички", «Фонарики"
Ложки, погремушки, маракасы, металлофон
Развивать эмоции детей и умение управлять ими
Участие оркестра в сопровождении спектакля
Картины, иллюстрации к сказке "Буратино"
"Буратино" Дж. Родари
Виды творческой деятельности
Цели развития творческих способностей
Декабрь-февраль
Средства развития
Игровое творчество
Репертуар
Развивать желание детей имитировать характерные действия персонажей
Подводить к созданию углубленных образов
Песенное творчество
Верховые куклы
"Веселый козлик", "Испуганный козлик"
Шапочки зверей и птиц
Побуждать к сочинению на заданный текст
Вождение настольных кукол
"Котик выздоровел"
Костюмы и атрибуты
Учить сопровождать движения простой песенкой
Психогимнастика. Эмоции страха, обиды, восхищения
Вальс снежинок
Песни
Развивать эмоции детей и умение управлять ими
"Плачет котик", "Ах ты, котенька - коток»"
Атрибуты
Этюд по сказке "Гадкий утёнок"
Виды творческой деятельности
Цели развития творческих способностей
Март - май
Средства развития
Игровое творчество
Репертуар
Побуждать стремление импровизировать несложные сюжеты песен, сказок
Настольный театр
Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли
Психогимнастические этюды. Эмоции страха, испуга, отвращения, удовольствия
Песенное творчество
"Потешки да шутки", "Весёлые зайчата"
Шапочки зверей, птиц, фонограмма
Развивать эмоции детей и умение управлять ими
Танцевальная импровизация
Подводить к подыгрыванию на детских ударных музыкальных иструментах
Шапочки зверей. Упражнения на "напряжение" и "расслабление"
"Козлик и волк", "Лиса и заяц", "Кошка и мышь"
"Волк и семеро козлят"
Бубен, барабан, ложки
Поощрять выполнение танцевальных движений
Сценическое действие
Народные мелодии
Костюмы
Разыгрывать по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки из знакомых сказок
«Пляска», «Зайцы», «Весёлые ножки»
Костюмы героев сказки, декорации к спектаклю
«Бычок – чёрный бочок, белые копытца», Петух и лиса», «Рукавичка»
2 этап - практический:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
Основные формы работы с детьми:
- знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой;
- игры-превращения, образные упражнения;
- артикуляционная гимнастика;
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- ритмические минутки;
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
- упражнения на развитие выразительной мимики;
- ролевые диалоги по иллюстрациям;
- подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.);
- игры-драматизации;
- театральные этюды;
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
Игры-
драматизации
Настольный
театр
Пальчиковый
театр
Виды театра
Кукольный
театр
Плоскостной
театр
Теневой
театр
Специальные занятия проводятся в контексте всей воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмо-
циональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой,
слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д .
На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется ра-
бота над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек;
дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репро-
дукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета,
учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдель-
ных ее персонажей.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ. Разыгрывают этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа .
3 этап - обобщающий:
- обобщение результатов работы в форме папок –передвижек, информационных стендов с фотоматериалом, мультимедийных презентаций, спектаклей, праздников, развлечений;
- конспекты занятий, бесед, досугов и праздников;
- цикл консультаций для воспитателей и родителей;
- изготовление информационного стенда для родителей
«Театр+ мы»;
- презентация опыта работы на педагогических советах, мастер-классах, родительских собраниях;
- конкурсы, театрализованные развлечения, праздники, спектакли с участием детей и родителей.
Вот он – момент постижения простого правила игры в театр: артисты знают свою роль, красиво говорят, поют, танцуют.
Результаты реализации проекта:
- У детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.
- В группе сложилась традиция- театрализованная пятница и дети с нетерпением ждут этого дня. Они готовятся всю неделю: подготавливают костюмы, готовят декорации.
- Показывают спектакли в своей группе, а затем другим группам и родителям.
- Улучшилась степень речевого развития детей.
- Моя работа интересна детям, воспитателям, родителям.
Уровень развития театрализованной деятельности младших дошкольников
апрель 2010 г.
сентябрь 2009 г.
Формы работы с родителями:
- изготовление и подбор атрибутов (кукол и игрушек, костюмов);
- участие родителей в праздниках, развлечениях, спектаклях;
- создание семейных фотоальбомов «Театр для всех», «Домашний театр»;
- совместное празднование Дня театра.
Наши родители активные участники проекта