6
Инновационные педагогические технологии и активные методы воспитания в работе классного руководителя
выступление на педагогическом совете
МБОУ «Свияжская СОШ ЗМР РТ»
20.03.2017
План
Общие положения о классном руководстве и классном руководителе
Мозговой штурм ( тренинг «Лепка» или «салфетка», вопросы)
О формировании классного коллектива с целью успешной реализации
учебно - воспитательных целей и задач.
Учебные задачи:
- взять
-сохранить
-увеличить
-не допустить
«Фотография , на которой меня нет» . Эффект «фотографирования» в работе классного руководителя.
Демократия или авторитаризм?
Кто он - современный родитель: друг, враг, наблюдатель, критик или кто-то ещё? Кого больше сегодня?
Традиционный дневник школьника. Мнения: ДА – НЕТ - АРГУМЕНТЫ.
Инновационные педагогические технологии.
Уважаемая администрация, коллеги, добрый день. Благодарю за предоставленную возможность выступить сегодня на педагогическом совете школы с целью обмена практическим и теоретическим опытом классного руководителя.
В роли классного руководителя я пребываю с 1992 года, так что 2017-ый у меня юбилейный. За плечами 25 лет работы с детьми в этом качестве, и видимо наступил тот момент, когда я заслужила моральное право стоять здесь сегодня перед вами. Хочется выстроить наш с вами диалог в некоем предметно - конструктивном ключе, ключе учительских откровений , без оценочно - профессионального перехода на личности в виде «Я- хороший классный руководитель, а Марья Ивановна- плохой» или наоборот.
Априори: если Вы руководите классом - Вы ,однозначно, ХОРОШИЙ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. И постольку – поскольку, я ограничена во времени, хочется сразу перейти от слов к делу, а наше с вами дело - это , в первую очередь, и есть СЛОВА.
( пересесть педагоги - предметники, классные руководители)
Приёмы и методы любого, во все времена, классного руководителя разнообразны и многогранны, и мы с вами трудимся в такое время, когда у нас есть возможность их выбирать, а я предлагаю вам апробировать некоторые из них.
I.
- САЛФЕТКА( упражнение) Перегибая салфетку ( варианты) , отрывайте её края, далее КОММЕНТАРИЙ ИТОГА с позиции :
- как долго думал учитель «что и как нужно делать»?
-как делал(а)?
-задавал ли в процессе упражнения вопросы ведущему, коллегам?
- как выглядит его салфетка? (консерватизм, креативность, контактность- работал ли в группе и т.д)
Сейчас мы увидели наглядно, какие мы, что и кого мы хотим «вылепить» из материала, который попал к нам в руки, практически не говоря ни слова, но, проанализировав ситуацию, каждый классный руководитель сможет выстроить стратегию работы с классом и любым учеником индивидуально.
-Мозговой штурм ( вопросы)
-Что такое классное руководство?
- Кто такой классный руководитель?
- В чём прикладная реальная роль классного руководителя?
- Ваше , практическое целеполагание как классного руководителя в конкретном классе данного учебного года? «Что и кого» мы берём в «начале» и «что и кого» , мы предполагаем выпустить из класса-школы в итоге?
-Мои педагогические плюсы?
-Мои педагогические минусы?
- Что такое детский коллектив в Вашем понимании? Административное комплектование класса или нечто другое?
Таким образом, мы только что на педагогическом совете увидели эффективность метода мозгового штурма, который также можно проводить в ключе « Мои педагогические стратегии в формировании и работе с классным коллективом» . Ведь информация, полученная таким образом, без предоставления времени на обдумывание, бывает гораздо более интересной и ценной, чем информация , вымученная долгими , изматывающими, назидательными беседами с учеником, который в лучшем случае скажет Вам два - три слова, а в худшем вообще замкнётся. Вы скажете « а где гарантия, что он не замкнётся тут, прямо во время мозгового штурма в классе?», я отвечу - «таких гарантий нет, ведь мы работаем с людьми, точнее НАД людьми», просто похвалите его за сдержанность и умение обдумывать свои слова и скажите, что Вы точно уверены, что в следующий раз, когда будет очередной интересный разговор в классе на какую - либо тему он будет лучший и сразу быстро переключитесь на личность другого ученика, желательно с лидирующей позицией в классе.
II.
А у меня очередной вопрос: Назовите кратко , в двух словах, первостепенную задачу общеобразовательной школы ? Да это ОБУЧЕНИЕ и ВОСПИТАНИЕ.
Замечу, ЧТО стоит на первом месте - это обучение, а может ли быть эффективным обучение без воспитания и сформированного коллектива? Однозначно - нет. Ведь если не сформирован детский коллектив, каждый из ребят думает о себе, о лично своём уровне учёбы - это в лучшем случае, а в худшем – он не думает об этом вообще. Работа же классного руководителя в этом направлении превращается в ад, ведь нужно почти каждому ученику неоднократно объяснить, что учиться нужно, учиться нужно хорошо, а их в классе 30, и не факт, что на 15-ом классный руководитель не «выдохнется» и не подумает «Ну, хватит, хотя бы полкласса обработал, а остальные учатся же и пусть учатся, а как? Ну, как получится…» В сформированном классном коллективе дети так или иначе будут тянуться к интересным умным одноклассникам, с желанием стать такими же , как они, в том числе и учиться хорошо, а вот грамотно повысить рейтинг этих детей в классе- это искусство классного руководителя ( пример Хрыченков Кирилл- 10). Детский коллектив - это мощный мотивационный механизм в отношении учёбы. У ребят формируется позиция « Я сделаю всё, чтобы не быть хуже других. Это работает на моё будущее», « Я сделаю всё, чтобы стать в учёбе лучше других. Это работает на моё будущее» .
На сегодняшний день, я как классный руководитель, принимая очередной 5 класс, относительно направления «Учёба» сформировала для себя следующие принципы:
-взять (адаптивная составляющая)
-сохранить (качественный уровень учащихся 4-5 начальной школы)
-увеличить (качественный уровень учащихся 4-5 начальной школы)
- не допустить (снижения качественного уровня учащихся класса ниже «3»)
III.
«Фотография, на которой меня нет». Эффект «фотографирования» в работе классного руководителя.
-внешний вид
-общая культура, этика, этикет
-манера говорить
-стиль общения и взаимоотношения с другими людьми (каждый кл.руководитель, кроме того , что он педагог, он ещё и просто человек, и поэтому на воспитание детей класса накладывается личностное миропонимание каждого из нас, наши жизненные принципы) В этом отношении следует быть очень деликатными и осторожными. Ведь, как известно - все мы понимаем и видим жизнь субъективно, важно придерживаться общепринятых человеческих и педагогических ценностей морали и нравственности. Ведь не секрет, к сожалению это встречается нередко среди педагогов, ЧТО один педагог считает недопустимо-плохим, для другого почему-то на уровне «ничего особенного», а ведь ЭТО каждый из них несёт детям, и представьте, ЧТО «варится» в голове и душе ребёнка, ведь каждого из нас он уважает , а кого-то и искренне любит. В отношении таких деликатных моментов в работе классного руководителя, однозначно должна выдерживаться единая морально - нравственная линия всего педагогического коллектива в целом, а не только классного руководителя.
Не думаю, что в лицее Царского села, где обучался незабвенный Александр Сергеевич, с педагогами вели речь о таких вещах. Общая высочайшая культура педагога была заложена на генном уровне. Так почему же сегодня среди классных руководителей, педагогов прошли такие мутационные процессы. На этот вопрос, я думаю, каждый должен ответить себе сам.
Технология - ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА во все времена была, есть и будет и традиционной , и инновационной. В век новых гаджетов, стремительных изменений в жизни, классный руководитель должен всегда быть на шаг впереди своих воспитанников, в том, что им на данном этапе очень интересно, а интересы современных школьников ни для кого из педагогов не секрет: интернет, современные гаджеты, умение быть мобильным, высоко-скростной уровень интеллекта, желание развиваться и реализовываться в различных современных проектах, а ещё лучше и создавать таковые,чему-то учиться и у них и преуспеть, спорт и многое другое. Если дети поймут, что из всего вышеперечисленного Вы в чём-то лучше их, Ваш непререкаемый авторитет обеспечен, и они сами дадут Вам возможность «вылепить» из них хорошего воспитанного человека.
IV.
Демократия или авторитаризм
Несколько лет назад моя коллега задала мне вопрос « Как это у вас так успешно выстраивается контакт с детьми вашего класса, и почему они Вас слушаются, а у меня с этим проблемы. Дежурство - проблема, форма - проблема, общее дело - проблема?» За много лет работы на классном руководстве, пришло понимание о форме этого самого руководства. Хоть мы и говорим много о педагогике сотрудничества ( а её элементы, несомненно, должны применяться в работе классного руководителя), хоть мы и говорим о новых ФГОСах и личностно - ориентированном подходе, мой опыт сформировал такие принципы классного руководителя:
- работай системно
- будь обязательным, пунктуальным и не пустословь - сказал- сделай на 100%
- и с 5-9 класс: 80% авторитаризма-20% демократии, 10-11 класс процентное соотношение меняю местами 80% демократии- 20% авторитаризма (авторитаризм буквально не читаем: твёрдость, строгость и требовательность и к себе, и к детям)
V
Кто он - современный родитель: друг, враг, наблюдатель, критик или кто-то ещё? Кого больше сегодня?
Когда я приняла моих первых пятиклассников, я была максималисткой. Я была уверена, что знаю, как нужно с ними работать, ЧТО нужно говорить их родителям, и особенно научить их правильно, с педагогической точки зрения, воспитывать их собственных детей. Прозрение пришло где-то через полгода. Когда родители моих хулиганов и двоечников сначала просто не стали слушать мои речи об их ужасных детях, а потом просто перестали ходить на родительские собрания. У меня наступило непонимание и растерянность. Пришлось обратиться за советом к «аксакалам» . И мои старшие коллеги тогда доступно объяснили, что какие бы неприятные и неправильные слова ты не говорила им об их чаде, ты всё равно будешь неправой и плохой, потому что ОН- их ребёнок, а не ТЫ. С этой позиции научись общаться с родителями, придумай, как установить доверительные отношения с ними, ведь они доверили тебе самое дорогое - своего ребёнка.
Сегодня родители почти не изменились, но, благодаря TV и интернету, изменилось отношение к школе вообще, а к классному руководителю в частности. Теперь они выбирают к кому из нас отдать своего ребёнка, и причём, не стесняясь, оценивают нас по каким-то , только им известным параметрам, впоследствии принимая на себя выбранные роли: друга, врага, наблюдателя, критика или кого-то ещё… В работе с родителями , на мой взгляд, одна самая эффективная технология- Технология сотрудничества. Как в контактном отношении, так и в отношении привлечении их ко всем до единого делам класса, начиная от непосредственного участия, и заканчивая позицией зрителя в зрительном зале внеклассного мероприятия класса.
VI.
И в заключении мне бы хотелось остановиться на Технологии обратной связи, как с учениками, так и с их родителями.
Традиционный дневник школьника. Мнения: ДА – НЕТ – АРГУМЕНТЫ
(кратко- обсуждение).
Что написано пером - не вырубишь топором. Дневник - это обязательства всех в отношении всех, ответственность ,и в первую очередь за себя и перед своими родителями, согласитесь- сформированность такого качества у детей дорогого стоит- а сформировать их даёт помогает ТОЛЬКО ТРАДИЦИОННЫЙ БУМАЖНЫЙ С ОЦЕНКАМИ И ЗАПИСЯМИ РЕАЛЬНЫЙ ДНЕВНИК УЧЕНИКА! Вот такая и инновационная и традиционная технология.
Позволю себе процитировать стихи моей выпускницы, медалистки, Никитиной Ирины, которые она написала к выпускному вечеру в июне 1999 года. В этих словах всё - результат нашей с вами общей педагогической работы, работы классных руководителей.