СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИНСЁРТ и фишбоун как эффективные приёмы развития навыков смыслового чтения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ИНСЁРТ и фишбоун как эффективные приёмы развития навыков смыслового чтения»



СЛАЙД 1

«ИНСЁРТ и ФИШБОУН как эффективные приемы развития навыков смыслового чтения»

Уважаемые члены жюри, коллеги, вашему вниманию представляю мастер-класс по теме «ИНСЁРТ и ФИШБОУН как эффективные приемы развития навыков смыслового чтения». ????

Главным источником развития человека является способность читать информацию. Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Это напрямую связано с формированием читательской грамотности. Одним из способов её формирования является развитие навыков смыслового чтения. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на его содержание. Приемы обучения смысловому чтению разнообразны СЛАЙД 2. На мой взгляд, интересными приемами являются ФИШБОУН и ИНСЁРТ.

Фишбоун (СЛАЙД 3) - приём, основанный на установлении причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами. Текстовая информация с помощью данного приёма переходит в графическую форму. СЛАЙД 4 В основе Фишбоуна лежит схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, состоящего из 4 блоков. Их содержание представлено на слайде (СЛАЙД 5).

головы, в которой обозначается вопрос или проблема;

косточек вверху (или справа), где фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

косточек внизу (слева), подтверждающих наличие тех или иных причин;

хвоста, содержащего выводы и обобщения по вопросу.

Схема Фишбоун позволяет наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

(СЛАЙД 6,7,8,) Примеры таких схем вы видите на слайде. Также они есть у вас на столах.





ИНСЁРТ (СЛАЙД 9) - этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Название приема представляет собой аббревиатуру: (СЛАЙД 10)

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Технически он достаточно прост (СЛАЙД 11) Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом в читаемом тексте. Система помет представлена на слайде.

(Пометки должны быть следующими:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с

имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.)

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он учит отслеживать собственное понимание прочитанного. После работы с текстом заполняется таблица (СЛАЙД 12). По мере изучения или закрепления учебного материала пометы в таблице могут




измениться. Например, то, что было обозначено знаком « - », перейдет в столбец с пометой «+». На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу. Заканчивается работа озвучиванием результатов, т.е. усвоенное знание проговаривается. Также указывается то, что не усвоено. Но это не единственный вариант работы с данным приёмом. Каждый педагог может строить работу с ним в зависимости от учебного предмета и учебной задачи.



Практическая часть

Задание 1 (5 минут на выполнение)

Познакомьтесь с текстом. Определите проблему. Составьте ФИШБОУН.


Функциональная грамотность школьников: что это и как ее развивать

Крылова О. В.

1 июня 2022


Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Разберемся, в чем ее ценность и какие инструменты применять педагогам.

Что такое функциональная грамотность

Понятие функциональной грамотности школьников появилось в 1970-е годы и подразумевало совокупность навыков чтения и письма для решения реальных жизненных задач. За следующие 40 лет функциональная грамотность в обучении и развитии школьников приобрела большую значимость, чем базовая. Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;

  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;

  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;

  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

Преимущества функциональной грамотности

На рынке труда востребованы те специалисты, которые способны быстро реагировать на любые вызовы, осваивать новые знания и применять их в решении возникающих проблем. Это и есть функционально грамотные люди. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, он будет легко ориентироваться в современной реальности.

Некоторым педагогам кажется, что обучить функциональной грамотности сложно. Однако если следовать всем педагогическим наработкам, детям становится интереснее учиться, а учителю — работать. 

Анализ метапредметных результатов обучения показывает, что акцент на функциональной грамотности делает ребят вовлеченными в познавательный процесс, способными анализировать и сегментировать информацию, делать выводы и использовать полученные данные в разных учебных направлениях. Это закономерно повышает успеваемость класса.

Из чего состоит функциональная грамотность

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Пример. Обучающийся прочитал описание природных явлений, но не может ответить на вопросы и обсудить ситуацию. Это говорит о том, что у него отработаны только базовые навыки чтения. Читательская функциональная грамотность делает ученика способным рассуждать, делать выводы, моделировать описанные ситуации в реальной жизни, например, самостоятельно определять температуру воздуха, стороны света, силу ветра, прогнозировать уровень природной опасности.

Читательская грамотность

Федеральный государственный образовательный стандарт включает задачу по формированию функциональной грамотности младших



школьников и школьников среднего звена. Например, читательская грамотность — важнейший метапредметный результат обучения.

На уроке обязательно должны быть задания, где нельзя дать однозначный ответ, а нужно рассуждать на предложенную тему. Это помогает пополнять накопленные знания и достигать определенных целей в жизни, применяя их на практике. 

Примеры. Что бы сделал ты на месте главного героя? Почему автор закончил произведение именно так? Что могло случиться, если бы главный герой поступил иначе?

Важно научиться читать между строк, уметь находить и извлекать важную и второстепенную информацию, замечать различные взаимосвязи и параллели.

Математическая грамотность

Сформировать математическую грамотность поможет правильно заданный вопрос, связанный с практической жизнью.

Пример. Задача об эффективности электромобиля. Дано: количество топлива, которое требуется при эксплуатации автомобиля с ДВС, количество энергии для подзарядки электромобиля, тариф на электроэнергию и стоимость одного литра бензина. В результате решения класс увидит, за сколько лет разница в затратах на содержание автомобиля с ДВС и электрокара достигнет стоимости последнего, то есть он полностью окупится. Ребенок с математической грамотностью способен использовать знания в различных контекстах, на основе математических данных прогнозировать явления, просчитывать фактическую выгоду и принимать взвешенные решения.

Естественно-научная грамотность

Здесь помогут задания на анализ и сравнение явлений природы, географических карт, процессов в окружающей среде. Чтобы наработать компетенции в области естественных наук, важно грамотно интерпретировать научные данные, проводить практические исследования, объяснять явления природы и находить существующие доказательства.

Пример. Анализ карты сейсмической активности поможет ответить на вопрос, в каком регионе будет комфортнее и безопаснее проживать. Можно предложить старшеклассникам рассчитать оптимальную этажность зданий, которые допустимо возводить в определенных сейсмических и геологических условиях.     Ученик с естественно-научной грамотностью способен формировать мнение о явлениях и ситуациях, связанных с естественными процессами.  



Глобальные компетенции

Еще один компонент функциональной грамотности — глобальные компетенции. Это способность ученика самостоятельно или в группе использовать знания для решения глобальных задач. Ее развитию способствуют задания на нахождение причинно-следственных связей между явлениями, событиями и закономерными последствиями. Ученикам предлагают проанализировать ситуацию и ответить на вопросы в области демографии, экономики, экологии и других мировых проблем.

Ребенок должен уметь управлять своим поведением, открыто воспринимать новую информацию, быть контактным и взаимодействовать в группе. Этот компонент развивает аналитическое и критическое мышление, эмпатию, способность к сотрудничеству. Совместные исследования помогают формировать уважительное отношение к чужому мнению и культуре. Современное образование предлагает совершенно новый уровень развития личности, способной понимать и принимать убеждения других людей.   

Креативное мышление

Сюда относим все, что связано с творчеством в глобальном значении: способность генерировать свои и улучшать чужие идеи, предлагать эффективные решения, использовать фантазию и воображение. Итогом становится критический анализ предложений, который поможет увидеть их сильные и слабые стороны. Развивать креативное мышление помогает совместная работа над стенгазетой, составление расписания уроков и домашних дел, создание картины на актуальную тему или изображения фантастического животного.                 

Креативное мышление связано не только с творческой активностью, но и с глубоким знанием предмета. Творческий потенциал неразрывно сопутствует ежедневным задачам, решать которые при определенных условиях можно быстрее и проще.

Финансовая грамотность

Грамотность в области финансовых инструментов подразумевает, что школьники знакомятся с базовыми понятиями и учатся принимать решения для улучшения собственного благополучия. Для того чтобы освоить этот вид грамотности, педагоги моделируют для учеников ситуации с банковскими продуктами, денежными операциями, другими инструментами финансового рынка.





Компьютерная грамотность

Компонент, связанный с компьютерной грамотностью и безопасностью школьников, выходит в последние годы на одно из первых мест. Навык взаимодействия с электронными сервисами требуется уже в начальной школе. Компьютерная грамотность заключается в умениях:

  • работать с информацией в интернете, искать и анализировать данные, сегментировать их по степени достоверности. 

  • пользоваться электронными сервисами: почтой, облачными хранилищами, базовыми программами;

  • знать правила безопасности и защиты личной информации, управлять личными аккаунтами в соцсетях. 




-Проверим. Показ и защита ФИШБОУНА (3 минуты).






Задание 2 (2+2 минут)


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМА "ИНСЕРТ"


Задание. Прочитайте информационный текст. На полях используйте соответствующие обозначения.

"V"- я это знаю

"+"- новое для меня

"-"- я думал иначе

"?"- это мне интересно, но непонятно, нужно разобраться.


Информационный текст

Живой язык — это любой естественный язык, который используется в настоящее время.

Мёртвый язык — язык, не существующий в живом употреблении и, как правило, известный лишь по письменным памятникам, или находящийся





в искусственном регламентированном употреблении. Мёртвыми языками часто называют архаичные формы живых, активно употребляемых языков.

В некоторых случаях мёртвые языки, перестав служить средством живого общения, сохраняются в письменной форме и используются для нужд науки, культуры, религии:

  1. Латинский язык (с 6 в. до н. э. по 6 в. н.э)

  2. Древнерусский язык (письменные памятники XI—XIV в.)

  3. Древнегреческий язык (с конца 2 тысячелетия до н. э. до V века н.э).

В научных и религиозных целях — санскрит, латинский, церковнославянский, коптский, авестийский и др.

Есть пример, когда мёртвый язык вновь стал живым, как это произошло с ивритом. Чаще всего литературный язык отрывается от разговорного и застывает в каком-то своем классическом облике, далее почти не изменяясь; когда же разговорный язык вырабатывает новую литературную форму, старую можно считать превратившейся в мёртвый язык (примером такой ситуации может быть турецкий язык, сменивший в 20-х годах XX века османский язык как язык образования и делопроизводства в Турции).

Искусственные языки — специальные языки, которые, в отличие от естественных, сконструированы целенаправленно. Виды:

  1. Языки программирования и компьютерные языки.

  2. Информационные языки — языки, используемые в различных системах обработки информации.

  3. Формализованные языки науки — языки, предназначенные для символической записи научных фактов и теорий математики, логики, химии и других наук.

  4. Языки несуществующих народов, созданные в беллетристических или развлекательных целях, например: эльфийский язык - Дж. Толкином, клингонский язык - «Star Trek».

Международные вспомогательные языки — языки, создаваемые из элементов естественных языков и предлагаемые в качестве вспомогательного средства межнационального общения. Наиболее известным искусственным языком стал эсперанто (Л. Заменгоф, 1887) — единственный искусственный язык, получивший широкое распространение и объединивший вокруг себя довольно многих сторонников международного языка. Также есть языки,





которые специально были разработаны для общения с внеземным разумом (линкос).

По цели создания искусственные языки можно разделить на следующие группы:

  1. Философские и логические языки.

  2. Вспомогательные языки — предназначены для практического общения.

  3. Артистические или эстетические языки.

  4. Также язык создается для постановки эксперимента, например для проверки гипотезы Сепира-Уорфа (о том, что язык, на котором говорит человек, ограничивает сознание, загоняет его в определённые рамки).

Примечание: Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:«V» – знаю, «+» – новое , «?» – вопросы. Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.

"V"- я это знаю


"+"- новое для меня


"-"- я думал иначе


"?"- это мне интересно, но непонятно, нужно разобраться



































- Проверим (3 минуты)


- Таким образом, фишбоун, инсерт, наряду с другими приемами смыслового чтения, помогают учителю постепенно формировать читательскую грамотность у обучающихся. Уметь читать в широком смысле этого слова – значит извлечь из мертвой буквы смысл. (К.Д. Ушинский).