ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА К работе «Создайте лицо»

Цель: показать на примере упрощенной модели причины различия генотипов близких родственников.
Объект исследования: человек.
Материал и оборудование: отсутствуют.
Наверное, вы не раз удивлялись, почему все люди так не похожи друг на друга, даже близкие родственники не выглядят точной копией друг друга. Это связано с большим разнообразием существующих характерных черт в человеческой популяции и новыми их сочетаниями, образующимися в процессе репродукции человека. Причины того, почему братья и сестры имеют различные генотипы, могут быть исследованы в результате проведения данной работы.
Возьмите монетку: орел — доминантный признак, решка — рецессивный. Подбрасывая монетку, определите, кто из родителей передал ребенку доминантный или рецессивный признак. Допустим, что ваш ребенок имеет гетерозиготу для данной черты лица, представленной в этой лабораторной работе. Заполните предлагаемую таблицу и нарисуйте портрет ребенка, который у вас в этой работе получится.
1. Определите пол ребенка. Генотип девочки XX (решка), генотип мальчика XY (орел).
2. Дайте имя ребенку.
3. Определите черты лица.
4. Нарисуйте портрет вашего ребенка и пусть ваш ребенок выглядит так, как если бы он(она) достиг(ла) совершеннолетия.
Признак | Ген от мамы | Ген от папы | Генотип | Фенотип |
| | | | |
1. Форма лица:
круглая (RR, Rr) квадратная (rr)

2. Очертания подбородка:
очень выдающийся (VV, Vv) менее выдающийся (vv)

3. Форма подбородка наследуется только в том случае, если подбородок очень выдающийся, и не наследуется, если менее (т. к. здесь результат супрессии генов, называющийся эпистазом):
круглый (RR;Rr) квадратный (rr)

4. Ямочка на подбородке:
присутствует (АА; Аа) отсутствует (аа)

5. Цвет кожи — наследуется полимерными генами А, В, С, которые обладают аддитивным эффектом. За каждого родителя подбрасываем монету 3 раза для определения генотипа каждого из генов. Например, первая пара может иметь следующие генотипы: АА; Аа; аа — соответственно такие же пары образуются для генов В и С.
Чем больше доминантных генов присутствует в геноме, тем более активно проявляется пигментация кожи:
6 доминантных генов — очень черная кожа,
5 доминантных генов — очень коричневая кожа,
4 доминантных гена — темно-коричневая кожа,
3 доминантных гена — коричневая кожа,
2 доминантных гена — светло-коричневая кожа,
1 доминантный ген — смуглая,
0 доминантных генов — белая.
6. Цвет волос — подобно цвету кожи наследуется полимерными генами. Принимая во внимание, что в образовании цвета волос участвуют 4 гена — А, В, С, D, подбрасываем монету 4 раза за каждого родителя.
8 доминантных генов — черные волосы,
7 доминантных генов — очень коричневые волосы,
6 доминантных генов — темно-каштановые,
5 доминантных генов — каштановые,
4 доминантных гена — светло-русые,
3 доминантных гена — рыжеватая блондинка,
2 доминантных гена — блондинка,
1 доминантный ген — очень светлая блондинка,
0 доминантных генов — белые (альбинос).
7. Рыжие волосы определяются единственным геном, представленным двумя аллелями Red (R) и red (r), и проявляются только в сочетании с доминантным геном.
RR — ярко-рыжие; Rr — светло-рыжие; гг — отсутствие рыжих волос.
Рыжие волосы проявляются только если у вашего ребенка меньше 6 доминантных генов.
8. Тип волос:
курчавые (СС) вьющиеся (Сс) прямые (сс)

9. Волосы на лбу сходятся впереди в центре:
есть признак (WW, Ww) нет признака (ww)

10. Цвет бровей:
очень темный (НН), темный (Hh), светлый (hh).
Помните, что цвет бровей может быть иным, чем цвет волос.
11. Толщина бровей:
густые (ВВ; Вb) тонкие (bb)

12. Расположение бровей:
не соединяются (NN, Nn) соединяются (nn)

13. Цвет глаз.
Определяется результатом действия двух пар генов, доминантные аллели формируют пигмент, рецессивные — снижают представительство цвета. Первый ген представляет переднюю часть сетчатки, а второй — заднюю. Детерминируют первый ген А, а затем второй — В.
ААВВ — темно-карие; ААВв, АаВВ — карие; АаВв — светло-карие; ААвв, ааВВ — темно-синие; Аавв, ааВв — голубые; аавв — светло-голубые.
Примечание: в действительности, цвет глаз — намного более сложная система, чем предложенная.
14. Расстояние между глазами:
близко посаженные (TT) | среднее расстояние (Tt) | широко расставленные (tt) |
 |  |  |
15. Размер глаз: | | |
большие (ЕЕ) | средние (Ее) | маленькие (ЕЕ) |
 |  |  |
16. Форма глаз: | | |
удлиненная (АА, Аа) | | круглая (аа) |
 | | |
17. Расположение: | | |
горизонтальное (НН, Нh) | | угол поднят кверху (hh) |
| | |
18. Ресницы: | | |
длинные (LL, Ll) | | короткие (ll) |
| | |
19. Размеры рта | | |
большой (ММ) | средний (Мm) | маленький (mm) |
| | |
20. Толщина губ: | | |
полные (LL,ll) | | тонкие (ll) |
| | |
21. Выпуклость губ: | | |
очень выпуклые (НН) | умеренно выпуклые (Нh) | не выпуклые (hh) |
| | |
22. Ямочки на щеках: | | |
есть (DD, Dd) | | нет (dd) |
| | |
23. Размер носа: | | |
большой (NN) | средний (Nn) | маленький (nn) |
| | |
24. Форма ноcа: | | |
круглый (Rr) | | заостренный (rr) |
| | |
25. Мочка уха: | | |
свободная (FF, Ff) | | сросшаяся (ff ) |
| | |
26. Ямка на мочке: | | |
есть (РР, Рр) | | нет (рр) |
| | |
27. Волосы на ушах: | | |
волосы на ушах — признак, сцепленный с полом, локализуется в у-хромосоме и проявляется только у мужчин. |
есть (НН, Нh) | | нет (Hh) |
| | |
28. Веснушки на щеках: | | |
есть (FF, Ff) | | нет (ff) |
| | |
29. Веснушки на лбу: | | |
есть (ZZ, Zz) | | нет (zz) |
| | |
Примечание: в данной задаче предложена упрощенная модель наследования некоторых черт лица. В действительности, в жизни все намного сложнее, так как большинство компонентов реализуется многими составными и определяется путем совместной работы нескольких генов.
Форма отчетности
Подготовить отчет в текстовом редакторе, сделать рисунок.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение наследственности.
2. Дайте определение генотипа и фенотипа.
3. Какой организм называют гомозиготным, а какой гетерозиготным?
4. Какие свойства генетического кода вы знаете?
5. Что такое кариотип?
6. По какому признаку отличаются кариотипы мужчин и женщин?