Инструктивная карта ________________________________________________
Ф.И. ученика
История открытия
Якопо Бартоломео Беккари получил из ______________________
Антуана де Фуркруа выделил в отдельный ____________________
Геррит Ян Мульдер предложил первую модель _______________, разработал теорию ___________________
А. Я. Данилевский отметил существование ______________________групп в молекулах
Эмиль Фишер осуществил первый _______________________________________
Тема _______________________________________________________
Состав молекул: ____________– 51-53%; ______________ – 21,5-23,5%; ____________ – 16,8-18,4%; ____________– 6,5-7,3%; ___________– 0,3-2,5%.
Таблица1. Строение (заполните 1 и 3 столбцы таблицы)
Структура | Характеристика | Химическая связь | Схема строения |
| Последовательность аминокислот в полипептидной цепи | | |
| Закручивание полипептидной цепи в спираль | | |
| Упаковка вторичной структуры в глобулу | | |
| Комплекс из нескольких третичных структур органической природы, связанных с катионом металла | | |
Запишите уравнение реакции поликонденсации
Химические свойства
Гидратация (гидрофильные свойства обуславливают образование _____________________)
Гидролиз (обратный процесс реакции ____________________________)
Горение (горят с образованием _______, ______, __________. Горение сопровождается характерным запахом __________________________).
Пенообразование.
Денатурация идет под влиянием внешних факторов: ______________, _______________, __________, _____________, ___________________, ___________________ и др.)
Лабораторная работа.
Цель: изучить химические свойства белков на примере альбумина и каталазы.
Оборудование и реактивы: пробирки, белок куриного яйца, растворы NaOH, СuSO4, (СН3СОО)2Рb.
Техника безопасности. Соблюдайте правила работы с растворами щелочей, кислот и солей тяжелых металлов.
Опыт 1. Качественные («цветные) реакции (заполните 3 столбец таблицы)
Название | Реакции | Наблюдения | Вывод |
Биуретовая реакция | Белок+ NaOH + (10 капель) + СuSO4 (5 капель) | ……………………….. окрашивание | Доказывает наличие пептидных связей |
Ксантопротеиновая реакция | Белок + азотная кислота (5 капель) при нагревании | ……………………….. окрашивание | Доказывает наличие ароматических радикалов в аминокислотных остатках |
Цистеиновая реакция | Белок+ NaOH + (10 капель) + (СН3СОО)2Рb (5 капель) | ……………………….. окрашивание | Доказывает присутствие серосодержащих аминокислотных остатков |
Опыт 2. Ферментативное расщепление пероксида водорода в растительных и животных клетках
Цель: показать действие фермента каталаза на пероксид водорода (Н2О2) и условия, в которых он функционирует.
Оборудование: 3% раствор Н2О2, кусочки сырого и вареного картофеля, сырого и вареного мяса, пробирки.
Информация для учащихся.
Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляя Н2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке.
Исследуемый объект | Вареный картофель | Сырой картофель | Вареное мясо | Сырое мясо |
Наблюдение | | | | |
Наблюдения запишите в таблицу. В каких пробирках проявилась активность фермента? Объясните, почему. Какие внутримолекулярные связи разрушились в ферменте каталазе при варке, и как это отразилось в опытах?
Функции белков. Запишите примеры белков, выполняющих разные функции.
17,6 кДж
Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки.
2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3. Белки входят в состав плазматической мембраны.
4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию.
5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.
6. Молекулы белка и т-РНК входят в состав рибосом.