Частное общеобразовательное учреждение
«Школа - интернат № 13 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
СОГЛАСОВАНО: Председатель Профсоюзного комитета протокол от «___» _______2017г. № ___ _______________ М.Г. Измоденова | УТВЕРЖДАЮ: Директор ЧОУ ШИ № 13 __________________Е.П. Меньшикова «___» ______________2017г. |
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ИОТ - ЧОУ ШИ 13 – 014 - У- 2017
Настоящая инструкция по охране труда разработана в соответствии с требованиями ст. 212, 221, 225 Трудового кодекса Российской Федерации, СТО РЖД 1.15.011.2010 "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД".
Инструкция устанавливает основные требования охраны труда учителя занятого в образовательном процессе.
1. Общие требования инструкции по охране труда учителя
1.1. К самостоятельной работе учителем допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, изучившие инструкцию по охране труда для учителя школы, прошедшие вводный и первичный инструктажи по охране труда на рабочем месте, обучение, стажировку на рабочем месте, сдавшие аттестационные экзамены и имеющие удостоверение установленного образца, инструктаж по пожарной безопасности, обучение по электробезопасности и получившие группу по электробезопасности, прошедшие медицинскую комиссию и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для данной профессии.
1.2. Перед допуском к самостоятельной работе учитель должен быть проинструктирован:
1.2.1. о мерах пожарной безопасности в объеме инструкции о мерах пожарной безопасности в ОО;
1.2.2. по оказанию медицинской помощи в объеме инструкции об оказании первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.
1.3. Учитель должен иметь практические навыки оказания первой доврачебной помощи, знать местонахождения в Школе-интернате аптечек с медикаментами и перевязочным материалом.
1.4. При работе учитель должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные режимы труда и отдыха, настоящую инструкцию по охране труда для учителей школы, Устав школы, а также должностную инструкцию учителя школы.
1.5. Если при проведении занятий учитель использует электрооборудование (приборы, приспособления, устройства, станки, ПЭВМ), он должен пройти соответствующее обучение с последующей сдачей экзамена.
1.6. Учитель должен исключить нахождение в помещении для занятий любых предметов и растений (ядовитые, колючие), которые могут отрицательно сказаться на здоровье обучающихся.
1.7. При работе в должности учителя возможно воздействие на работников и обучающихся следующих опасных факторов:
1.7.1. нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности кабинетов, а также при неправильном пользовании телевизором;
1.7.2. нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости у детей при неправильном подборе размеров мебели;
1.7.3. поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании в кабинетах и других помещениях.
1.8. В учебном кабинете должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств, для оказания первой помощи при травмах.
1.9. Учитель обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения и направления эвакуации при пожаре.
1.10. Во время замены уроков использовать инструкцию по охране труда для учителя на замене.
1.11. В процессе работы учитель обязан соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.12. Учитель должен немедленно сообщать о каждом несчастном случае с обучающимися и работниками директору, зам. директора по УР. При несчастных случаях первоочередные действия учителя должны быть направлены на оказание помощи пострадавшим и обеспечение безопасности обучающихся. Учитель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
1.13. При заведовании учебным кабинетом необходимо выполнять требования и строго соблюдать инструкцию по охране труда заведующего учебным кабинетом образовательного учреждения.
1.14. Учитель должен оперативно извещать руководителя или соответствующее должностное лицо ОО обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье обучающихся, а также повышающих вероятность аварийной ситуации в ОО.
1.10. Учитель, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по охране труда учителя школы, привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергается внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
1.11. В процессе работы работник проходит: повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте, внеплановый инструктаж: при замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, изменении нормативных документов по охране труда, при нарушениях требований охраны труда, повторную проверку знаний по охране труда, промышленной и электробезопасности, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, в установленном порядке периодический медицинский осмотр.
1.12. В соответствии с положением об обеспечении работников смывающими и обезвреживающими средствами (далее – Положение) разработано в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н. железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 г. N 582Н учитель пользоваться смывающим средством, имеющемся в наличии в санитарно-бытовых помещениях.
1.13. Учителя: химии, физики, биологии, информатики, технического труда обязаны соблюдать правила применения и использования СИЗ, специальной одежды, специальной обуви, выданной по установленным нормам.
1.13.1. Перед каждым применением средств защиты проверить их исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнений, срок годности.
1.13.2. Пользоваться СИЗ с истекшим сроком годности запрещается.
1.13.3. При получении СИЗ, работник должен пройти инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, а также тренировку по их применению.
1.13.4. Запрещается ношение спецодежды внакидку, с развевающимися частями одежды и не застегнутую на пуговицы.
1.13.5. Личную одежду и обувь хранить отдельно от спецодежды и спецобуви в предназначенных для этого шкафах гардеробной.
Работник должен следить за спецодеждой, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.
1.13.6. Для защиты глаз от опасных и вредных производственных факторов: слепящей яркости электрической дуги, твердых частиц, пыли, стружки и др. применяют защитные очки.
1.13.7. Перед выполнением работ в помещении, или в зоне работ с повышенным уровнем шума, надеть противошумные защитные средства (наушники, вкладыши "Беруши" и др.)
1.13.7. В случае поломки, выхода из строя, порче СИЗ, учитель обязан обратиться к зам. директора по УЧ или к зам. директора по АХЧ для их замены.
1.14. Учитель должен выполнять следующие основные требования пожарной безопасности:
1.14.1. содержать свободными проходы и доступ к противопожарному оборудованию и первичным средствам пожаротушения;
1.14.2. использовать исправные розетки, рубильники и другие электроустановочные изделия;
1.14.3. пользоваться электроплитками, электрочайниками, швейными машинами, утюгами имеющими устройства тепловой защиты, с подставками из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара;
1.14.4. не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;
1.14.5. не применять открытый огонь.
1.15. Запрещается прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются или не касаются они земли или заземленных конструкций. При обнаружении оборванного провода контактной подвески, а также свисающих с него посторонних предметов необходимо принять меры к ограждению этого опасного места и сообщить об этом директору школы, зам. директора по АХЧ.
1.15.1. До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м.
1.15.2. Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы.
1.15.3. Запрещается находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
2. Требования охраны труда перед началом работы учителя
2.1. При необходимости использования средств индивидуальной защиты учитель перед началом работы должен надеть полагающиеся средства индивидуальной защиты.
2.2. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/м2) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/м2) при лампах накаливания.
2.3. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета:
2.3.1. светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь cветорассеивающую арматуру;
2.3.2. коммутационные коробки должны быть закрыты крышками - корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов;
2.3.3. при необходимости использования оборудования, инструментов, приспособлений индивидуального пользования – их исправность, наличие защитных средств, отсутствие травмоопасных признаков.
2.4. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете:
2.4.1. расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5-0,7 м;
2.4.2. расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5-0,7 м;
2.4.3. расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0.7 м;
2.4.4. расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4-2,7 м;
2.4.5. расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м;
2.4.6. удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
2.5. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
2.6. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18-20°С.
2.7. Если во время занятий обучающиеся должны использовать средства индивидуальной защиты (санитарную одежду), учитель обязан проследить за их правильным использованием.
2.8. Перед началом занятий по новому курсу, а также в начале нового учебного года учитель должен провести с обучающимися инструктаж по охране труда. При проведении любых занятий учитель должен активно пропагандировать правильное отношение к вопросам безопасности жизнедеятельности (правила дорожного движения, поведения в быту, в общественных местах и т. п.) и охраны труда.
2.9. Учитель должен ознакомить обучающихся с правилами эксплуатации используемого в учебном процессе оборудования, инструментов, приспособлений, обращая особое внимание на охрану труда.
2.10. При любых нарушениях норм охраны труда в помещении для занятий учитель не должен приступать к работе с обучающимися до устранения выявленных недостатков, угрожающих их жизни и здоровью.
2.11. Учитель должен оперативно поставить в известность руководителя или соответствующее должностное лицо ОО о причинах отмены занятий в кабинете.
2.12. Учителя: химии, физики, биологии, информатики, технического труда перед началом работы должен:
2.12.1. надеть полагающуюся ему исправную спецодежду, спецобувь, застегнуть на пуговицы обшлага рукавов, заправить свободные концы спецодежды так, чтобы она не свисала;
2.12.2. подготовить защитные очки, другие СИЗ, необходимые при выполнении работ;
2.12.3. получить от зам. директора по УР целевой инструктаж на выполнение работы, а при выполнении работ или проведение опытов;
2.12.4. не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами.
2.12.5. обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструмента, средств защиты и пожаротушения учитель должен сообщить зам. директора по УР и не приступать к работе до их устранения.
3. Требования по охране труда во время работы учителя.
3.1. При работе в кабинете соблюдать инструкцию по охране труда в учебном кабинете школы.
3.2. Учитель должен контролировать обстановку во время занятий и обеспечить безопасное проведение образовательного процесса.
3.3. Запрещается проведение занятий, выполнение общественно-полезных работ (мытье, уборка) в помещениях, не принятых к эксплуатации в установленном порядке.
3.4. Во время занятий в помещении должна выполняться только та работа, которая предусмотрена расписанием и планом занятий.
3.5. Все виды дополнительных занятий в помещении могут проводиться только с ведома руководителя или соответствующего должностного лица ОО.
3.6. Посадку учащихся производить за рабочие столы, соответствующие их росту:
- мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) - рост 100-115 см;
- мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) - рост 115-130 см;
- мебель группы № 3 (желтая маркировка) - рост 130-145 см;
- мебель группы № 4 (красная маркировка) - рост 145-160 см;
- мебель группы № 5 (зеленая маркировка) - рост 160-175 см;
- мебель группы № 6 (голубая маркировка) - рост свыше 175 см.
3.7. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонными к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
3.8. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
3.9. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправны и иметь заземление или зануление.
3.10. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также должна производиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
3.11. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
3.12. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
3.13. Во время проведения занятий в кабинете любому учителю школы необходимо разъяснять ученикам правила поведения учащегося на уроке и контролировать соблюдение дисциплины.
3.14. При проведении демонстрационных работ, лабораторных и практических занятий в помощь учителю должен быть назначен помощник (лаборант, ассистент, инженер). Запрещается передавать обучающемуся функции помощника учителя.
3.15. Учителю запрещается выполнять любые виды ремонтно-восстановительных работ на рабочем месте обучающегося или в помещении во время занятий. Ремонт должен выполнять специально подготовленный персонал организации (электромонтер, слесарь, электромеханик и др.).
3.16. Если обучающийся во время занятий внезапно почувствовал себя нездоровым (головокружение, обморок, кровотечение из носа и др.), учитель должен обеспечить оказание пострадавшему первой доврачебной помощи, вызвать медработника, сообщив директору школы или зам. директора по УР.
3.17. При внезапном ухудшении своего состояния здоровья учитель должен поставить в известность руководителя или соответствующее должностное лицо ОО о случившемся.
3.18. Учитель должен применять меры дисциплинарного воздействия к обучающимся, которые сознательно нарушают правила безопасного поведения во время занятий.
3.19. Учитель должен сообщать руководителю ОО обо всех недостатках в обеспечении охраны труда учителей и обучающихся, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма человека (низкая освещенность, травмоопасность приборов и др.).
4. Требования охраны труда для учителя в аварийных ситуациях
4.1. При любых признаках аварийной ситуации (запах гари, газа и др.) учитель должен трезво оценить возникшую обстановку, в случае необходимости обеспечить безопасность обучающихся и оказать им необходимую помощь.
4.2. При возникновении пожара немедленно эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть по телефону 101, начать эвакуацию воспитанников на эвакуационную площадку, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
4.3. Об аварийной (предаварийной) ситуации учитель должен поставить в известность руководителя или соответствующее должностное лицо ОО.
4.4. В условиях развивающейся аварийной ситуации учитель должен исключить возникновение паники среди обучающихся. Действовать в этом случае нужно по указаниям руководителя или соответствующего должностного лица ОО с обязательным соблюдением мер личной безопасности.
4.5. Эвакуировать обучающихся из здания следует быстро, без паники и суеты. Покидая помещение, необходимо отключить все электроприборы и оборудование, выключить свет, плотно закрыть двери, окна, форточки. В месте сбора учитель должен проверить наличие обучающихся по списку.
4.6. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения.
5. Требования охраны труда по окончании работы преподавателя
5.1. Выключить все демонстрационные и электронагревательные приборы.
5.2. Убрать документацию, методические пособия, демонстрационный материал, привести в порядок рабочее место.
5.3. при проведении занятий, связанных с общим загрязнением кожи (уроки труда, автодело и др.), рекомендуется принять душ.
5.3. проверить в помещении электрооборудование и электропроводку на наличие травмоопасных и пожароопасных факторов;
5.4. Проветрить помещение, закрыть окна, фрамуги и выключить свет.
5.5. Если при проведении занятий в течение дня учитель заметил какие-либо нарушения норм охраны труда, он обязан сообщить об этом руководителю или соответствующему должностному лицу ОО.
Работник, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инструкцию разработал: __________ (________________)
СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы ОТ (специалист или инженер по ОТ) _________
«___»__________20__г.
С инструкцией ознакомлен (а), второй экземпляр получил (а)
«___»_____20___г. __________ (_______________________)
7. В соответствии с Федеральным законом № 313-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ»» (ч.1 ст.41 п. 11) педагогические работники образовательных организаций с 15 июля 2016 года должен уметь оказывать первую помощь в соответствии с «Инструкцией по оказанию первой помощи пострадавшему».
Можно сделать в конце каждых инструкций п.7., можно отдельно как хотите!!!!!
Инструкция
по охране труда "Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим"
1. Общие положения инструкции по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему
1.1. Настоящая инструкция по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему при несчастном случае разработана для всех работников образовательного учреждения (школа, ДОУ) с целью оказания, в случае необходимости, первой доврачебной помощи пострадавшему учителю, сотруднику, рабочему, учащемуся.
1.2. Работникам учреждения необходимо знать и уметь применять в случае необходимости инструкцию по охране труда по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим, которая является типовой.
2. Требования по оказанию первой помощи пострадавшим
2.1. При переломах:
а) в первую очередь необходимо уменьшить подвижность обломков и осколков кости, в месте самого перелома - наложить шину;
б) при открытом переломе обломки кости могут повредить ткани и вызвать кровотечение, поэтому необходимо как можно скорее остановить кровотечение и наложить стерильную повязку и шину;
в) при переломе позвоночника осуществляется транспортировка пострадавшего только на животе с подложенным под грудь валиком;
Для того, чтобы вовремя оказать человеку помощь, необходимо в первую очередь знать правила и требования инструкции по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему и уметь ее применить.
2.2. При поражении электрическим током:
а) немедленно прекратить действие электрического тока на пострадавшего, выключив рубильник, выдернув шнур из розетки или сняв с пострадавшего провод сухой тряпкой или отбросив его любым предметом который не проводит электрический ток;
б) человек, оказывающий помощь пострадавшему, должен обезопасить себя, обернув руки сухой тканью или надев специальные резиновые перчатки, встав на сухую доску или толстую резину;
в) на место полученного пострадавшим ожога наложить сухую повязку;
г) предоставить тёплое питьё;
д) при остановке дыхания пострадавшему провести искусственное дыхание.
2.3. При вывихах:
а) наложить на место вывиха холодный компресс;
б) выполнить тугую повязку.
2.4. При обмороке:
а) уложить пострадавшего человека на спину, немного запрокинуть его голову назад, немного приподнять его ноги;
б) обеспечить пострадавшему доступ свежего воздуха;
в) расстегнуть воротник, верхнюю одежду, пояс;
г) дать понюхать нашатырный спирт;
д) после прихода больного в сознание дать горячее питьё
2.5. При термических ожогах:
а) незамедлительно потушить пламя, накинув на пострадавшего куртку, одеяло, одеяло, любую плотную ткань. При этом ткань плотно прижать к его телу так, чтобы прекратился доступ воздуха к участку с пламенем;
б) осторожно разрезать одежду;
в) поместить обожжённую поверхность под легкую струю холодной воды;
г) провести обработку обожжённой поверхности с помощью компресса из салфеток, смоченных спиртом или водкой;
д) произвести согревание пострадавшего, напоить горячим чаем или дать попить теплой воды.
2.6. При отравлении:
а) дать пострадавшему выпить несколько стаканов слабого раствора марганцево-кислого калия;
б) вызвать искусственную рвоту;
в) дать слабительное;
г) постараться согреть пострадавшего, обложить грелками, дать горячий чай.
2.7. При получении сотрясения головного мозга:
а) уложить пострадавшего на спину, голову приподнять на подушке;
б) на голову человека положить пузырь со льдом.
2.8. При кровотечении при ранениях:
а) повреждённой поверхности придать приподнятое положение;
б) наложить давящую повязку;
в) при кровотечении из крупной артерии - придавить артерию пальцем выше места ранения, затем наложить жгут.
2.9. При кровотечении из носа:
а) предоставить доступ свежего воздуха;
б) запрокинуть голову;
в) приложить холод на область переносицы;
г) ввести в ноздрю вату, смоченную раствором перекиси водорода.
2.10. При повреждении органов брюшной полости:
а) пострадавшего положить на спину, подложить в подколенную область ног свёрток одежды или одеяла;
б) положить на живот пузырь со льдом.
Инструкцию разработал: __________ (________________)
СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы ОТ (ответственный или инженер по ОТ) _________
«___»__________20__г.
С инструкцией ознакомлен (а), второй экземпляр получил (а)
«___»_____20___г. __________ (_______________________)