СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкционно-технологическая карта № 01.2.1.1 «Организация рабочего места столяра»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкционно - технологические карты содержат информацию, обеспечивающую правильность выполнения трудовых операций, действий, их последовательность, качество работы, соответствуют рабочей программе и квалификационной характеристике профессии. Содержание методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым к уровню профессиональной подготовки обучающихся по профессиям, связанным с обработкой древесины: «Столяр», «Станочник деревообрабатывающих станков», «Мастер столярного и мебельного производства» и др. Инструкционно-технологические карты содержат конспект по соответствующей теме.

Просмотр содержимого документа
«Инструкционно-технологическая карта № 01.2.1.1 «Организация рабочего места столяра»»

6


Инструкционно-технологическая карта № 01.2.1.1


Организация рабочего места столяра


Краткая теория. Рабочее место, на котором выполняются производственные операции, должно быть организовано с созданием наилучших условий для успешной и высокопроизводительной работы. Оно должно быть обеспечено необходимым инструментом, приспособлениями и материалами с наиболее удобным их размещением.

Основным оборудованием рабочего места столяра при обработке ручным инструментом и при сборке изделий является верстак.

Слово «верстак» в переводе с немецкого обозначает «мастерская».

Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины, называется столяр.

Верстаки бывает двух видов: столярный и универсальный (комбинированный).

Рис. 1. Устройство столярного верстака.

Верстак состоит из основания ― 1, крышки ― 2, отверстий для клиньев ― 3, лотка для инструментов ― 4, переднего зажима ― 5, заднего зажима ― 6, подвижных пальцев ― 7. Рис. 2. Стул.







Отверстия с клиньями нужны для закрепления или упора длинных заготовок.

Передний и задний зажимы служат для закрепления заготовок, которые надо обработать.

Лоток служит для размещения инструмента, который нужен для работы.

Выдвижные пальцы служат для опоры длинномерных заготовок, например при строгании.

Под верстаком размещают заготовки и изделия, хранят инструменты и приспособления.

Крышку верстака изготовляют толщиной 60-70 мм из древесины дуба, ясеня, бука или берёзы влажностью до 12%. Верстак имеет длину 1700-2000 мм, ширину 500-600 мм и высоту 700-800 мм.

Верстаки необходимо расставлять не слишком тесно, оставляя проходы между ними не менее 1 м.

Материалы - доски, бруски и пр.- должны быть размещены так, чтобы их можно было брать и складывать, не затрачивая на это лишних движений. Рекомендуется пользоваться для этого специальными подставками или стеллажами. Готовые детали следует складывать в строгом порядке, а ненужные отходы удалять.

Рабочее место станочника необходимо организовать так, чтобы обеспечивалась наиболее производительная работа станка при наименьшей затрате электроэнергии.

Рис. 3. Установка столярного верстака.

Рис. 4 Ростовая подставка


Основой правильной организаций рабочего места станочника служит содержание в полной исправности станка с правильно отточенным, налаженным режущим инструментом и необходимыми приспособлениями, рациональное размещение заготовок и обработанных деталей.


Правила работы в столярной мастерской.


Работать у верстака чаще всего необходимо стоя, лишь некоторые работы удобнее производить сидя на стуле (рис. 2), например, выжигание или выпиливание. Высота верстака должна соответствовать росту обучающегося. Проверить это не сложно. Нужно встать прямо у верстака, опустить руки вниз и положить на крышку ладони (рис. 3). Если при этом не требуется наклоняться или сгибать руки, значит, высота верстака правильная. Оборудуя рабочее место столяр­ным верстаком, его укомплектовывают деревянной ростовой под­ставкой (рис. 4).


Высокая производительность труда, при наименьшей усталости работающего достигается правильной организацией рабочего ме­ста, спланированным режимом труда и отдыха и соблюдением правил безопасного труда.

Под правильной, рациональной организацией рабочего места подразумевают такое его содержание, когда все инструменты, приспособления, материалы раз­мещены в удобных для использо­вания местах, которые называют­ся рабочими зонами. На рабочем месте размещают лишь инструменты, необходимые для выполнения конкретной рабо­ты. Инструмент, который берут правой рукой, размещают справа, тот, который берут левой, – слева; который берут чаще, размещают ближе к себе, а тот, что использу­ют реже, – дальше. Рабочее место в мастерской, на котором ты будешь производить разнообразные работы, должно быть оборудовано только необходимыми для работы инструментами и приспосо­блениями. Для удобства пользования инструментами и их хране­ния используют разнообразные укладки (рис. 5). Все движения на рабочем месте выполняют в пределах досягаемо­сти рук. Эту зону называют макси­мальной зоной досягаемости на ра­бочем месте. В горизонтальной плоскости её учитывают при работе сидя, а в вертикальной – при работе стоя (рис. 6).


Рабочая зона – это пространство, в пределах которого при удоб­ном положении частей тела (туло­вища, рук, ног, головы) можно достать нужный инструмент или материал. 

Под культурой труда понимают умение рационально организовать и качественно выполнять свою работу в тесном содружестве с другими рабочими. Это подразумевает ответственное отношение к работе, экономное расходование материалов и энергоресурсов, бережное отношение к инструментам и оборудованию, соблюдение технологической и трудовой дисциплины.

При этом большое значение имеет проявление творческой активности в части изыскания и применения прогрессивных методов труда: использование передового опыта других рабочих, повышение своей квалификации, освоение смежных специальностей и применение современных инструментов и оборудования.

Хорошая организация труда при высокой культуре производства способствует улучшению качества выпускаемой продукции, повышению производительности и безопасности труда, снижению утомляемости рабочего и повышению его интереса к работе.

Рабочее место следует снабдить шкафчиком, в котором хранится необходимый для работы, содержащийся в исправности запасный режущий инструмент, бруски и оселки для правки инструмента, смазочные и обтирочные материалы, меха, щётки, инструменты для наладки (гаечные ключи, отвёртка, молоток), мерительный инструмент и контрольные приборы. Здесь же в специальном ящике нужно хранить всю техническую документацию: чертежи, наряды на работы, инструкции и т. п.

Особое внимание необходимо уделять чистоте рабочего места станочника: на нем не должно быть посторонних предметов, а обрезки и стружку следует немедленно удалять.

Большое значение имеет правильное и достаточное освещение рабочего места.

К организации рабочих мест в отделочном цехе предъявляются особые требования. Прежде всего рабочее место отделочника должно быть просторно, хорошо освещено и иметь достаточную вентиляцию, обеспечивающую удаление пыли и вредных для здоровья паров и газов.

Рабочее место для ручной отделки должно быть снабжено столиками, стеллажами, подкладками и т. п., чтобы обрабатываемую деталь можно было поместить в горизонтальном положении на высоте 70-80 см от уровня пола.

Рабочие места для шлифования, морения и грунтования следует снабдить всеми необходимыми инструментами (в том числе шлифующими приспособлениями и материалами) и особым местом для просушки изделий.

На (рис. 7) приводятся схемы организации рабочего места станочников на основных деревообделочных станках.






Рис. 7. Схемы организации рабочих мест: а - у станка для торцевания досок: 1 - торцовочный станок; 2 - роликовый стол; 3 - площадка подъёмного лифта; 4 - штабель досок; 5 - штабеля заготовок; 6 - ящик для обрезков; 7 - кронштейны для сдвигания досок на роликовый стол; б - у круглопильного станка с механической подачей: 1 - доски; 2 - нарезанные заготовки; в - у ленточно-пильного станка: 1 - доски; 2 - нарезанные заготовки; г - у фуговального станка: 1 - заготовки; 2 - строганые детали; д - у рейсмусового станка: 1 - заготовки; 2 - строганые детали; е - у четырёхстороннего строгально-калёвочного станка: 1 - заготовки; 2 - строганые детали; ж - у двухпильного концеравнителя: 1 - заготовки; 2 - обрезанные детали; 3 - ящик для обрезков, з - у торцовочного станка с кареткой: 1 - заготовки; 2 - обрезанные детали; 3 - ящик для обрезков; и - у одностороннего шипорезного станка: 1 - бруски; 2 - зашипованные детали; к - у фрезерною станка: 1 - заготовки; 2 - обработанные детали; л - у цепно-долбёжного станка: 1 - бруски; 2 - обработанные детали, м - у сверлильно-пазовального станка: 1 - бруски; 2 - обработанные детали; н - у вертикально-сверлильного станка: 1 - заготовки; 2 - обработанные детали; о - у дискового шлифовального станка: 1 - детали; 2 - шлифованные детали; п - у ленточного шлифовального станка с утюжком; р - у трёхбарабанного шлифовального станка; с - у клеильно-конвейерного пресса: 1 - пресс; 2 - клеенамазывающий станок; 3 - паровая плита, 4 - рабочий стол; 5 - заготовки; 6 - склеенные щиты




Основные требования безопасности при работе в столярной мастерской.

1. Работу следует выполнять в спецодежде (фартуке или халате).

2. Крепление заготовок должно быть надёжным.

3. Инструмент, должен быть аккуратно сложен в лотке.

4. Каждый работает только на своём рабочем месте.

5. Инструмент должен быть исправным.

При работе соблюдается правила ухода за верстаком.

1. Беречь крышку верстака от повреждений.

2. Клинья забивать и выбивать только киянкой.

3. На рабочем месте должны находиться только необходимые инструменты и приспособления.

4. После работы верстак необходимо очистить с помощью щётки.


Инструменты и оборудование, необходимое для столяра: Столярный верстак для обработки древесины. Комплект инструментов. Плакат с инструктажем по технике безопасности.


п/п

Наименование и последовательность выполнения операций (Рекомендации по выполнению операций и самоконтролю)

Графическое изображение, эскиз

Оборудование, приспособления

инструмент

Разметка заготовки

1

Изучение инструкции организации рабочего места



Столярный верстак, комплект инструментов

2

Организация рабочего места для проведения разметки


Уложить материалы и необходимый инструмент для выполнения данной столярной операции


Столярный верстак, комплект инструментов

3

Организация рабочего места для проведения тёски


Уложить материалы и необходимый инструмент для выполнения данной столярной операции


Столярный верстак, комплект инструментов

4

Организация рабочего места для проведения пиления


Уложить материалы и необходимый инструмент для выполнения данной столярной операции


Столярный верстак, комплект инструментов

5

Организация рабочего места для проведения строгания


Уложить материалы и необходимый инструмент для выполнения данной столярной операции


Столярный верстак, комплект инструментов

6

Организация рабочего места для проведения долбления и резания стамесками


Уложить материалы и необходимый инструмент для выполнения данной столярной операции


Столярный верстак, комплект инструментов

7

Организация рабочего места для проведения сверления


Уложить материалы и необходимый инструмент для выполнения данной столярной операции


Столярный верстак, комплект инструментов, сверлильный станок








Список используемой литературы:


СПСиПР: Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: учебник для учрежд. НПО, ПО учащихся СОШ / Крейндлин Л.Н. - М.: Академия: ИРПО, 1999. Стр. (6-8).

ВСР: Выполнение столярных работ: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования / Б.А. Степанов, ― 2-е изд., стер. ― М.: «Академия», 2018 с. Стр. (75-78).

ИС-МИ: Изготовление столярно-мебельных изделий: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для СПО / П.Д. Бобиков. – М.: Изд. центр «Академия», 2006. Стр. (31-34).

СПиС: Справочник плотника и столяра: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Б.А. Степанов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 304 с. Стр. (111-113).


***

Т: Технология плотничных, столярных, стекольных и паркетных работ: учебник для нач. проф. образования / Б.А. Степанов. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.

ИС-МИ: Изготовление столярно-мебельных изделий: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для СПО / П.Д. Бобиков. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.

М: Материаловедение для профессий, связанных с обработкой дерева / Б.А. Степанов. Учебник для НПО - М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 2000.

ДСиИ: Деревообрабатывающие станки и инструменты: учебник для студентов СПО / В.В. Амалицкий, В.В. Амалицкий. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.

СПСиПРПС: Столярно-плотничные, стекольные и паркетные работы повышенной сложности / Г.И. Клюев: учебное пособие / Г.И. Клюев. – М.: Академия, 2007. – 240 с.

ТС-ПиПР: Технология столярно-плотничных и паркетных работ: Учеб. пособие. / Ф.В. Буйвидович. ― Мн.: «Высшая школа», 2000. ― 469 с.

ВСР: Выполнение столярных работ: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования / Б.А. Степанов, ― 2-е изд., стер. ― М.: «Академия», 2018 с.

СПСиПР: Столярные, плотничные, стекольные и паркетные работы: учебник для учрежд. НПО, ПО учащихся СОШ / Крейндлин Л.Н. - М.: Академия: ИРПО, 1999.

ТС-ПиПР: Технология столярно-плотничных и паркетных работ: Учеб. пособие. / Ф.В. Буйвидович. ― Мн.: «Высшая школа», 2000. ― 469 с.

М-С: Мастер-столяр (Практическое пособие для столяра-любителя) / М.А. Григорьев. ― М.: «Цитадель», 1999. ― 463 с.

ОТ: Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях: Учеб. Пособие для нач. проф. образования / В.Н. Обливин, Л.И. Никитин, Н.В. Гренц.

СР: Столярные работы: учебник для проф.-техн. училищ / Б.С. Покровский, В.А. Скакун.

СПиС: Справочник плотника и столяра: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Б.А. Степанов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 304 с.