СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкционно-технологическая карта

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструкционно-технологическая карта № 8

Для выполнения практического занятия по дисциплине

«Экономическая теория»

ТЕМА: «Определение уровня и темпов инфляции»

Просмотр содержимого документа
«Инструкционно-технологическая карта»

Инструкционно-технологическая карта № 8

Для выполнения практического занятия по дисциплине

«Экономическая теория»

ТЕМА: «Определение уровня и темпов инфляции»

Цели занятия:

Образовательная:

  • Научить рассчитывать уровень и темп инфляции

  • Научить определять темп инфляции

  • Систематизировать знания по теме «Инфляция и антиинфляционная политика»

  • Способствовать отработке навыков расчета уровня и темпа инфляции с помощью электронной таблицы Excel

Развивающая:

  • продолжить формирование навыков групповой работы;

  • развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).

Воспитательная:

  • развитие коммуникативных навыков;

  • воспитывать любовь к выбранной профессии, чувство ответственности, деловитость, предприимчивость

  • воспитание информационной культуры;

Тип урока - практическое занятие

Метод обучения – словесный, практический

Обеспечение - инструкционно-технологическая карта, компьютер

Междисциплинарные связи

Обеспечивающие – математика, информатика, история

Обеспечиваемые – статистика, финансы, денежное обращение и кредит, маркетинг, цены и ценообразование, информационные технологии в профессиональной деятельности, экономика организации

Студент должен:

Иметь представление:

Инфляция: причины и формы проявления. Инфляция спроса, инфляция издержек. Инфляция и безработица. Главная проблема инфляции. Уровень и темп инфляции. Особенности антиинфляционной политики в России.

Знать:

Сущность инфляции, ее причины и типы;

Уметь:

Определять типы и уровень инфляции.

Время занятия – 2 часа

Место проведения – компьютерный класс

Материальное оснащение – инструкционные карты, карточки опроса, компьютер, интерактивная доска, локальная сеть

Литература:

Основная:

  1. В.Г. Слагода Экономическая теория: учебник.-4 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 368 с. Стр. 244-256

  2. Т.Г. Тальнишних Основы экономической теории: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – 4 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. Стр. 214-219

Дополнительная:

  1. Камаев В.Д. Основы экономики: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 160 с. Стр 195-206

Интернет-ресурсы:

  1. http://microeconomica.economicus.ru/

  2. http://college.ru/economics/economy.html

  3. http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_economic_finance_2.html

  4. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Nikolaeva/index.html

  5. http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Econtheory1/index.html











Методические указания

Коэффициент монетизации характеризует объем реальной денежной массы в стране на определенный год.

Коэффициент монетизации=М2/ВВП*100%

Скорость обращения денег - это интенсивность движения денег как средства обращения и средства платежа, показывает количество сделок, в которых участвует каждая одноименная денежная единица в течение года. Скорость обращения денег представляет собой число оборотов денежной массы в год. Скорость оборота денежной массы может быть выражена отношением объема валового внутреннего продукта (ВВП) страны к величине агрегата М2.

Чем выше V, тем меньше нужно денежной массы для производства годового ВВП.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде и отражает изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, а также при пересчете ряда показателей системы национальных счетов текущих цен в постоянные цены.

Еще одна возможность измерения инфляции связана с использованием “правила величины 70”, позволяющего подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен “Правило 70-ти” можно представить в виде формулы:

    

 где N - количество лет, необходимых для удвоения темпов инфляции, P - темп ежегодного роста цен (%).

ЗАДАЧИ

Задача №1

В среднем за год в Российской Федерации денежный агрегат М2 и ВВП составили:


01.01.2009

01.01.2008

01.01.2007

01.01.2006

01.01.2005

01.01.2004

01.01.2003

М2 (млрд. руб)

13 493,2

13 272,1

8 995,8

6 044,7

4 363,3

3 212,6


2 134,5

ВВП

39100,7

41428,6

33247,5

26917,2

21609,8

17027,2

13208,2

Задание

1.На основании приведенных данных с помощью программы Excel рассчитайте коэффициент монетаризации и скорость денежного обращения за указанные годы.

2.Постройте гистограмму «Скорость денежного обращения», графики денежного агрегата и ВВП

3. Проанализируйте полученные результаты





Ход выполнения:

  1. Откройте программу Microsoft Excel.

  2. Переименуйте Лист 1 на «Задача 1».

  3. Постройте следующую таблицу, записав значения в соответствующие ячейки таблицы

  1. С помощью соответствующих формул рассчитайте коэффициент монетизации и скорость денежного обращения.

  2. Постройте гистограмму «Скорость денежного обращения» за период с 2003 по 2009 год. Сделайте необходимые выводы

  3. Сохраните файл под названием «Практическая работа студента ФИО»



Задача №2

Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике некоторой страны.

Индексы потребительских цен на товары и услуги

(в % к декабрю предшествующего года)

Год

ИПЦ

Темпы инфляции по ИПЦ (% за год)

Уровень инфляции

1993

940

-

-

1994

315



1995

231,3



1996

121,8




Задание

  1. Внимательно изучите их и составьте рассказ о динамике потребительских цен в этой стране за 1993 – 1996 год.

  2. Рассчитайте темп и уровень инфляции

  3. Отразите на графиках темпы инфляции

Ход выполнения:

  1. Откройте файл «Практическая работа студента ФИО»

  2. Лист 2 переименуйте «Задача 2»

  3. Заполните таблицу соответствующими данными

  1. Рассчитайте темпы и уровень инфляции

  2. Постройте график «Темпы инфляции»

  3. Проанализируйте график

Задача №3

Перед вами таблица, содержащая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике некоторой страны.




Индексы потребительских цен на товары и услуги

(в % к декабрю предшествующего года)

Год

ИПЦ

Темпы инфляции по
ИПЦ (% за год)

Уровень инфляции

1990

246,0

-

-

1991

273,0



1992

313,95



1993

367,32




Задание

  1. Внимательно изучите их и составьте рассказ о динамике потребительских цен в этой стране за 1990 – 1993 год.

  2. Рассчитайте темп и уровень инфляции

  3. Отразите на графиках темпы инфляции

Ход выполнения - аналогично задаче 2.

Задача 4

В таблице приведены следующие данные об индексах потребительских цен по годам:

Год

Индекс потребительских цен

1

100

2

110

3

112

4

114


Задание

  1. Рассчитайте уровень инфляции для каждого года.

  2. Определите количество лет, необходимое для удвоения уровня цен, исходя из «правила 70».

  3. Результаты расчетов обобщить в таблице:


Год

ИПЦ

Уровень инфляции

Удвоение цен

1

100



2

110



3

112



4

114





Вопросы для самоконтроля

  1. Что потребительская корзина? Как она рассчитывается?

  2. В чем разница между открытой и закрытой инфляцией?

  3. Что может быть причинами инфляции спроса и издержек?

Задание на дом

  1. В.Г. Слагода Экономическая теория: учебник.-4 изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. – 368 с. Стр. 244-256

  2. Т.Г. Тальнишних Основы экономической теории: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений – 4 изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. Стр. 214-219