Просмотр содержимого документа
«Инструкционно-технологическая карта лабораторной работы по биологии:"Проницаемость мембраны (плазмолиз и деплазмолиз)".»
ГБПОУ РО КТАУ
«КОНСТАНТИНОВСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Инструкционно-технологическая карта №____
Лабораторной работы по биологии №______
Тема: «Структурно-функциональная организация клеток»
Наименование работы: «Проницаемость мембраны (плазмолиз, деплазмолиз) ».
Цель работы: выявить влияние различных условий на состояние мембран клеток; опытным путем убедиться в проницаемости клеточной мембраны, в наличии плазмолиза и деплазмолиза- существенных признаков клетки как живой системы.
Приобретаемые умения и навыки: наблюдение за процессами происходящими в клетке, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов.
Норма времени:2 часа
Оборудование: школьный световой микроскоп, предметные и покровные стекла, раствор хлорида натрия (10% NaCl), дистиллированная вода, полоски фильтрованной бумаги, пипетки, препаровальная игла, скальпель (бритва), листочки аквариумного растения элодеи. .
Литература:
1. Биология. 10-11 класс (углубленный уровень): учебник для среднего общего образования В. Н. Ярыгин [и др.]; под общей редакцией В. Н. Ярыгина. 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022.
2. Константинов В.М. «Общая биология»: учебник для студентов общеобразовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия» 2017г. – 320с.
Основные правила техники безопасности на рабочем месте: соблюдать трудовую дисциплину и общие правила безопасности.
Ход работы
№ п/п | Содержание работы | Применяемое оборудование | Инструкционные указания |
1 | Приготовьте микропрепарат листочка аквариумного растения элодеи. | | Для этого с помощью пинцета поместите один лист элодеи в каплю воды на предметном стекле. Накройте микропрепарат покровным стеклом. Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на оболочку клетки, ядро, цитоплазму. Зарисуйте строение клетки |
2 | Погрузите микропрепарат в 10% раствора хлорида натрия (NaCl). -Что происходит с клетками? -Какую роль играет мембрана? -Объясните причину плазмолиза. | | С одной стороны покровного стекла микропрепарата нанесите каплю 10% раствора хлорида натрия (NaCl), а с другой полоской фильтровальной бумаги «оттяните» воду. Рассмотрите препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Зарисуйте наблюдаемое явление – постепенное отставание цитоплазмы от оболочки клетки (плазмолиз). |
3 | Замените в микропрепарате солевой раствор на дистиллированную воду Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? -Какую роль в этом играет мембрана ? -Объясните причину плазмолиза. -как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? -Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков? | | Нанесите несколько капель дистиллированной воды с одной стороны покровного стекла, с другой стороны фильтровальной бумагой «оттяните» воду, смывая плазмолизирующий раствор. Наблюдайте восстановление тургора (напряжения) в клетках в результате постепенного возвращения цитоплазмы к оболочке клетки. Сделайте рисунок. |
4 | Какие функции плазматической мембраны выявлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза? Сделайте выводы. | | |
Задание для отчета
Предоставить рабочую тетрадь с выполненными заданиями
Контрольные вопросы
1.Из чего состоит поверхностный аппарат клетки?
2. Какое строение имеет плазматическая мембрана клетки?
3. Какие функции выполняет поверхностный аппарат?