Инструкционно-технологическая карта
«Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740»
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей
по профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Составил: Тарапунов В.В.
мастер производственного обучения
План занятия П/О
Группа 1-3ф Профессия «Слесарь по ремонту строительных машин» Мастер п/о
Тарапунов В.В.
УП.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.
Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.
Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.
Вид занятия: Комбинированное.
Время: 6 часов.
Цель занятия:
Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.
Задачи занятия:
Обучающие:
Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.
Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.
Развивающие:
Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
Воспитательные:
Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.
Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.
Дидактические задачи:
Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.
В ходе занятия у студентов формируются
Профессиональные компетенции:
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Литература:
1. Ламака, Ф. И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
2. Барун, В. Н. Автомобили КАМАЗ. Техническое обслуживание и ремонт / В. Н. Барун. – М. : Транспорт, 1984. – 351 с.
3. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей: КАМАЗ-5320, -5410, -55102, -5511, -53212, -53211, -53213, -54112, -43114, -43118, -65111, -53228. – М. : РусьАвтокнига, 2001. – 286 с.
4. Жилин, А. А. Практикум по устройству и обслуживанию автомобилей КАМАЗ / А. А.Жилин, А. А. Мокушин. – М. : Высш. шк., 1988. – 206 с.
5. Автомобили КАМАЗ-53205, -53212, -53215 : руководство по эксплуатации. –
Набережные Челны : Изд. ОАО «КАМАЗ», 2001. – 160 с.
6. Автомобили КАМАЗ типа 6×4 : руководство по эксплуатации. – Набережные
Челны : Изд. ОАО «КАМАЗ», 1991. – 336 с.
7. Конструкция автомобиля. Шасси / под общ. ред. Л. А. Карунина. – М. : МАМИ, 2000. – 528 с.
Инструкционно-технологическая карта
«Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740»
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
1. Разборка КШМ двигателя КАМАЗ-740 |
1. Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя | Ключ торцевой 17 мм | 18 крепежных элементов |
2. Снять картер | - | Не повредить прокладку |
3. Отвернуть гайки крепления крышек шатунов первого и пятого цилиндров | Ключ гаечный 22 мм | - |
4. Снять крышку шатунов с вкладышами на первом и пятом цилиндрах | Специальный съемник | Предварительно пометив крышку и соответствующий шатун |
5. Извлечь поршни с шатунами на первом и пятом цилиндрах | Выколотка деревянная, молоток | Выбить поршни с шатунами в сторону разъема с головкой блока цилиндров |
6. Снять поршневые кольца с поршней первого и пятого цилиндров | Приспособление специальное И801.08.000 | - |
7. Извлечь стопорное кольцо поршневого пальца | Круглогубцы | - |
8. Выпрессовать поршневой палец | Выколотка, молоток | - |
2. Сборка КШМ двигателя КАМАЗ-740 |
1. Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном | Выколотка, молоток | Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать, чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне |
2. Установить стопорное кольцо поршневого кольца | Круглогубцы | - |
3. Установить поршневые коль- ца на поршни первого и пятого цилиндров | - | Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны |
4. Установить поршни в сборе с кольцами и шатунами в гильзы первого и пятого цилиндров | Приспособление специальное И801.00.01 | Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Вы- борки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине |
5. Установить крышки шатунов | - | Установить по посадочным поверхностям, плотно и без перекоса |
6. Затянуть шатунные болты | Ключ динамометрический | Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в два приема. Моменты силы проема (30 -+ 1) Н•м, для выполнения второго приема довернуть гайку на 90°. Зазора в стыке шатуна и крышки быть не должно |
3. Регулировка зазоров в ГРМ двигателя КАМАЗ-740 |
Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол. | Отвертка плоская, ключ рожковый 19 | Номер цилиндра | Положение коленчатого вала | Угол поворота, ° |
1,5 4,2 6,3 7,8 | I II III IV | 60 240 420 600 |
1. Установить фиксатор маховика в нижнее положение | - | - |
2. Проворачивать коленчатый вал до тех пор, пока фиксатор не войдет в углубление маховика | Вороток | Коленчатый вал проворачивать за отверстие в маховике |
3. Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода ТНВД и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива | - | При расположении меток внизу вывести фиксатор из зацепления с маховиком и провернуть коленчатый вал на один оборот. Фиксатор должен опять войти в углубление маховика |
4. Вывести фиксатор из зацепления | - | - |
5. Провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика) на угол 60° | - | Поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30° |
6. Проверить момент затягивания крепления стоек коромысел регулируемых цилиндров | Ключ динамометрический | Момент силы при затягивании 42-54 Н•м |
7. Проверить щупом зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов первого и пятого цилиндров (передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого - выпускные) | Щуп | Зазор 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов. Щуп должен входить и выходить с усилием |
8. Отвернуть контргайку регулировочного винта | Ключ гаечный 19 мм | - |
9. Вращая регулировочный винт, добиться нужного зазора | Отвертка | - |
10. Завернуть контргайку | Ключ гаечный 19 мм | - |
11. Отрегулировать зазоры в других клапанах механизма попарно (согласно порядку работы цилиндров) | Отвертка, ключ гаечный 19 мм | Коленчатый вал проворачивать каждый раз на 180° (шесть отверстий маховика) по ходу вращения |
ДВИГАТЕЛЬ КАМАЗ-740
Тема «Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателя»
Иллюстративный материал – рис. 1–3, учебные плакаты.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты – для двигателя КАМАЗ-740 – монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным (КШМ) и газораспределительным (ГРМ) механизмами; детали механизмов (ось коромысла укомплектованная), клапаны, толкатели, втулки толкателей, штанги, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, выколотка, съемники для разборки головки цилиндра и снятия форсунок.
1. Разобрать КШМ двигателя (частично), одновременно изучая его устройство. Порядок разборки:
− вывернуть болты и гайки крепления поддона двигателя и снять его;
− для первого и пятого цилиндров снять крышки шатунов, вкладыши и извлечь
поршни с шатунами (рис. 1);
− снять поршневые кольца;
− извлечь стопорное кольцо поршневого пальца, выпрессовать последний;
− продефектовать снятые детали, удалить нагар из канавок поршня.
2. Собрать КШМ двигателя в обратном порядке, соблюдая следующие технические условия:
− шатун с поршнем собрать так, чтобы выборки под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне;
− компрессионные кольца (рис. 2) ставить скошенной стороной в сторону камеры сгорания, а замки расположить в противоположные стороны;
− при установке маслосъемных колец (рис. 2, б) сначала разместить пружинный расширитель, затем – маслосъемное кольцо, при этом стык расширителя должен находиться диаметрально противоположно замку кольца (рис. 2, в);
− выборки в днище поршня должны располагаться ближе к середине блока;
− гайки шатунных болтов затягивать в два приема. Момент силы при проведении первого приема (30 ± 1) Н·м; вторым приемом довернуть гайку на 90°.Перед затягиванием резьбу шатунных болтов смазать моторным маслом.
Рис. 1. Шатунно-поршневая группа:
а – поршень двигателя КАМАЗ-740 в сборе с шатуном; б – поршни двигателя КАМАЗ-740 в сборе с шатунами, устанавливаемые соответственно в цилиндры правого и левого рядов; 1 – стопорное кольцо; 2 – поршневой палец; 3 – маслосъемные кольца; 4 – днище поршня с нанесенной стрелкой; 5 – компрессионные кольца; 6 – поршень; 7 – шатун; 8 – метка на стержне шатуна; 9 – шатунный болт; 10 – крышка шатуна; 11 – корончатая гайка; 12, – метки (выступы) на крышках шатунов.
3. Разобрать ГРМ двигателя (для предварительного изучения ГРМ использовать рис. 3):
− снять топливопроводы высокого давления и отсоединить от форсунок дренажные трубопроводы;
− отвернуть гайки, снять скобы крепления форсунок;
− снять при помощи специального съемника форсунки;
− заглушить ветошью все отсоединенные трубопроводы во избежание попадания пыли и грязи;
− вывернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки (рис. 3, поз. 9);
− ослабить степень затягивания болтов крепления головок цилиндров в определенной последовательности («крест-накрест») и вывернуть болты (рис. 3, поз. 13);
− снять головки, поставить на них номера цилиндров.
Рис. 2. Маслосъемное кольцо и операции установки его на поршень:
а – поршень с поршневыми кольцами; б – маслосъемные кольца; в – последователь-
ность операций установки элементов маслосъемного кольца; 1, 2 – компрессионные кольца; 3 – маслосъемные кольца; 4 – кольцевой диск; 5 – радиальный расширитель; 6 – осевой расширитель.
4. Установить головку в специальное приспособление, совместив отверстие под болты со штифтами и разобрать ее:
− вращая винт приспособления, сжать пружины до полного выхода из конуса втулки сухарей, снять сухари и втулки;
− вывернуть винт приспособления, снять с головки тарелки, две пружины, уплотнительную манжету на впускном клапане;
− вынуть клапаны из головки;
− продефектовать снятые детали, очистить резьбовые соединения от грязи, в резьбовых отверстиях не должно быть масла, дизельного топлива; очистить от нагара верхний поясок гильзы цилиндра.
5. Собрать ГРМ двигателя, соблюдая обратную последовательность операций и следующие условия монтажа:
− клапаны перед установкой в головку смазать моторным маслом;
− резьбу болтов крепления головки цилиндров смазать графитной смазкой УСс-А, смешанной с моторным маслом;
− четыре болта крепления головки цилиндров затягивать «крест-накрест», начиная с любого, в три приема, выдерживая соответственно моменты сил, Н·м: 1) 40-50; 2) 120-150; 3) 160-180;
− установить и закрепить крышки головки цилиндров.
6. Отрегулировать тепловые зазоры в ГРМ двигателя (операции проводить на холодном двигателе). Регулировку зазоров выполнять одновременно на двух головках в четырех положениях коленчатого вала:
Рис. 3. Разобранная головка цилиндра с клапанами:
1 – клапан выпускной; 2 – седло выпускного клапана; 3 – направляющая втулка выпускного клапана; 4 – пружинная шайба клапана; 5 – наружная пружина клапана; 6 – внутренняя пружина клапана; 7 – втулка тарелки; 8 – сухарь клапана; 9 – болт крепления крышки; 10 – плоская шайба; 11, 25 – шайбы; 12 – крышка головки цилиндров; 13 – болт крепления головки цилиндра; 14 – тарелка пружин клапана; 15 – уплотнительная манжета впускного клапана; 16 – кольцо манжеты; 17 – уплотнительная манжета впускного клапана в сборе; 18 – направляющая втулка впускного клапана; 19 – седло впускного клапана; 20 – клапан впускной; 21 – шпилька крепления патрубка выпускного коллектора; 22 – предохранительная втулка прокладки патрубка; 23 – опора скобы; 24 – шпилька крепления скобы; 26 – шпилька крепления стойки коромысел; 27 – прокладка крышки головки цилиндров; 28 – штифт стойки оси коромысел; 29 – ввертыш крепления впускного коллектора; 30 – ввертыш крепления водяной трубы; 31 – головка цилиндра; 32 – заглушка головки цилиндра; 33 – кольцо уплотнительное
заглушки; 34 – кольцо опорное газового стыка.
Регулируемый цилиндр | Первый и пятый | Четвертый и второй | Шестой и третий | Седьмой и восьмой |
Положение коленчатого вала | I | II | III | IV |
Угол (против часовой стрелки) со стороны маховика, ° | 60 | 240 | 420 | 600 |
Порядок регулировки:
− проворачивая коленчатый вал воротком через отверстие в корпусе муфты сцепления, добиться попадания фиксатора в углубление маховика;
− проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива. Если риски находятся внизу, то сделать еще один оборот коленчатого вала до фиксированного положения;
− поднять фиксатор, провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика) на угол 60°, что соответствует угловому расстоянию между четырьмя соседними отверстиями. Клапаны первого и пятого цилиндров при этом закрыты (определяют по штангам – они должны легко проворачиваться);
− проверить значение момента сил при затягивании крепления стоек коромысел у регулируемых цилиндров (должно быть 42-54 Н·м);
− проверить зазор между бойком коромысел и торцом стержней клапанов (должен быть 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов, щуп должен выходить из-под бойка с усилием);
− отрегулировать клапаны первого и пятого цилиндров, затем клапаны попарно
четвертого и второго, шестого и третьего, седьмого и восьмого цилиндров, поворачивая коленчатый вал на 180°.
Контрольные вопросы к заданию
1. Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателя КАМАЗ-740?
2. Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилиндры правого и левого рядов?
3. Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень на двигателе КАМАЗ-740 и как располагаются замки колец?
4. В какой последовательности расположены на головке цилиндров впускные и выпускные клапаны?
5. Чем предотвращается осевое смещение распределительного вала и каким образом оно регулируется?
6. Чему равен момент силы затяжки болтов и гаек крышек крепления коренных и шатунных вкладышей на двигателе КАМАЗ-740?
7. Как определить верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра?
8. За счет чего обеспечивается поворачивание клапанов во время работы двигателя КАМАЗ-740?
9. Как определить номер цилиндра?
10. Почему диаметр впускных клапанов больше диаметра выпускных?
14