СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Инструкционно-технологическая карта : разборка, сборка КШМ и ГРМ двигателя КАМАЗ-740.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Инструкционно-технологическая карта : разборка, сборка КШМ и ГРМ двигателя КАМАЗ-740.»

Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740»



УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин











Составил: Тарапунов В.В.

мастер производственного обучения



План занятия П/О

Группа 1-3ф Профессия «Слесарь по ремонту строительных машин» Мастер п/о

Тарапунов В.В.

УП.01.01. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.

Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.



Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.

Развивающие:


Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.


Воспитательные:


Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.


Литература:

1. Ламака, Ф. И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.

2. Барун, В. Н. Автомобили КАМАЗ. Техническое обслуживание и ремонт / В. Н. Барун. – М. : Транспорт, 1984. – 351 с.

3. Руководство по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей: КАМАЗ-5320, -5410, -55102, -5511, -53212, -53211, -53213, -54112, -43114, -43118, -65111, -53228. – М. : РусьАвтокнига, 2001. – 286 с.

4. Жилин, А. А. Практикум по устройству и обслуживанию автомобилей КАМАЗ / А. А.Жилин, А. А. Мокушин. – М. : Высш. шк., 1988. – 206 с.

5. Автомобили КАМАЗ-53205, -53212, -53215 : руководство по эксплуатации. –

Набережные Челны : Изд. ОАО «КАМАЗ», 2001. – 160 с.

6. Автомобили КАМАЗ типа 6×4 : руководство по эксплуатации. – Набережные

Челны : Изд. ОАО «КАМАЗ», 1991. – 336 с.

7. Конструкция автомобиля. Шасси / под общ. ред. Л. А. Карунина. – М. : МАМИ, 2000. – 528 с.



Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КАМАЗ-740»


Последовательность

операций

Инструмент,

приспособление

Технические условия

и указания

1. Разборка КШМ двигателя КАМАЗ-740

1. Вывернуть болты и гайки

крепления картера двигателя

Ключ торцевой 17 мм

18 крепежных элементов

2. Снять картер

-

Не повредить прокладку

3. Отвернуть гайки крепления

крышек шатунов первого и пятого цилиндров

Ключ гаечный 22 мм

-

4. Снять крышку шатунов с

вкладышами на первом и пятом

цилиндрах

Специальный съемник


Предварительно пометив крышку и соответствующий шатун

5. Извлечь поршни с шатунами

на первом и пятом цилиндрах


Выколотка деревянная,

молоток

Выбить поршни с шатунами в сторону разъема с головкой

блока цилиндров

6. Снять поршневые кольца с

поршней первого и пятого цилиндров

Приспособление

специальное

И801.08.000

-

7. Извлечь стопорное кольцо

поршневого пальца

Круглогубцы

-

8. Выпрессовать поршневой

палец

Выколотка, молоток

-

2. Сборка КШМ двигателя КАМАЗ-740

1. Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с

шатуном


Выколотка,

молоток

Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать,

чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне

2. Установить стопорное кольцо поршневого кольца

Круглогубцы

-

3. Установить поршневые коль-

ца на поршни первого и пятого

цилиндров



-

Компрессионные кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом, чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в

противоположные стороны

4. Установить поршни в сборе с

кольцами и шатунами в гильзы

первого и пятого цилиндров


Приспособление

специальное

И801.00.01

Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Вы-

борки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине

5. Установить крышки шатунов


-

Установить по посадочным поверхностям, плотно и без перекоса

6. Затянуть шатунные

болты


Ключ динамометрический

Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в два приема. Моменты

силы проема (30 -+ 1) Н•м, для выполнения второго приема довернуть гайку на 90°. Зазора в стыке шатуна и крышки быть не должно

3. Регулировка зазоров в ГРМ двигателя КАМАЗ-740

Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива

в первом цилиндре на соответствующий угол.


Отвертка плоская,

ключ рожковый 19

Номер

цилиндра

Положение

коленчатого

вала

Угол

поворота, °


1,5

4,2

6,3

7,8

I

II

III

IV


60

240

420

600

1. Установить фиксатор маховика в нижнее положение

-

-

2. Проворачивать коленчатый

вал до тех пор, пока фиксатор не

войдет в углубление маховика

Вороток

Коленчатый вал проворачивать за отверстие в маховике

3. Проверить положение меток

на фланце ведущей полумуфты

привода ТНВД и торце корпуса

муфты опережения впрыска топлива



-

При расположении меток внизу вывести фиксатор из зацепления с маховиком и провернуть

коленчатый вал на один оборот. Фиксатор должен опять войти в углубление маховика

4. Вывести фиксатор из зацепления

-

-

5. Провернуть коленчатый вал

против часовой стрелки (если

смотреть со стороны маховика)

на угол 60°



-

Поворот маховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 30°

6. Проверить момент затягивания крепления стоек коромысел

регулируемых цилиндров


Ключ динамометрический

Момент силы при затягивании

42-54 Н•м

7. Проверить щупом зазор между бойками коромысел и торцами стержней клапанов первого и пятого цилиндров (передние клапаны правого ряда цилиндров впускные, левого - выпускные)

Щуп

Зазор 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов. Щуп должен входить и выходить с усилием

8. Отвернуть контргайку регулировочного винта

Ключ гаечный 19 мм

-

9. Вращая регулировочный винт, добиться нужного зазора


Отвертка

-

10. Завернуть контргайку

Ключ гаечный 19 мм

-

11. Отрегулировать зазоры в

других клапанах механизма попарно (согласно порядку работы цилиндров)


Отвертка,

ключ гаечный 19 мм

Коленчатый вал проворачивать

каждый раз на 180° (шесть отверстий маховика) по ходу

вращения




ДВИГАТЕЛЬ КАМАЗ-740

Тема «Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы двигателя»

Иллюстративный материал – рис. 1–3, учебные плакаты.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты – для двигателя КАМАЗ-740 – монтажный блок цилиндров с кривошипно-шатунным (КШМ) и газораспределительным (ГРМ) механизмами; детали механизмов (ось коромысла укомплектованная), клапаны, толкатели, втулки толкателей, штанги, коленчатый вал с шатунами, поршнями и крышками опор; специальный съемник для извлечения толкателей из блока цилиндров и поршневых колец; специальное приспособление для обжатия поршневых колец при установке поршня в гильзу цилиндра; щуп; комплект инструментов, ключ торцовый 15 мм, динамометрический ключ, специальный торцовый ключ для отворачивания гаек держателя сальника заднего конца коленчатого вала, ключ накидной 17 мм, выколотка, съемники для разборки головки цилиндра и снятия форсунок.

1. Разобрать КШМ двигателя (частично), одновременно изучая его устройство. Порядок разборки:

− вывернуть болты и гайки крепления поддона двигателя и снять его;

− для первого и пятого цилиндров снять крышки шатунов, вкладыши и извлечь

поршни с шатунами (рис. 1);

− снять поршневые кольца;

− извлечь стопорное кольцо поршневого пальца, выпрессовать последний;

− продефектовать снятые детали, удалить нагар из канавок поршня.


2. Собрать КШМ двигателя в обратном порядке, соблюдая следующие технические условия:

− шатун с поршнем собрать так, чтобы выборки под клапаны в днище поршня и паз в шатуне под замковый ус вкладыша были на одной стороне;

− компрессионные кольца (рис. 2) ставить скошенной стороной в сторону камеры сгорания, а замки расположить в противоположные стороны;

− при установке маслосъемных колец (рис. 2, б) сначала разместить пружинный расширитель, затем – маслосъемное кольцо, при этом стык расширителя должен находиться диаметрально противоположно замку кольца (рис. 2, в);

− выборки в днище поршня должны располагаться ближе к середине блока;

− гайки шатунных болтов затягивать в два приема. Момент силы при проведении первого приема (30 ± 1) Н·м; вторым приемом довернуть гайку на 90°.Перед затягиванием резьбу шатунных болтов смазать моторным маслом.





























Рис. 1. Шатунно-поршневая группа:

а – поршень двигателя КАМАЗ-740 в сборе с шатуном; б – поршни двигателя КАМАЗ-740 в сборе с шатунами, устанавливаемые соответственно в цилиндры правого и левого рядов; 1 – стопорное кольцо; 2 – поршневой палец; 3 – маслосъемные кольца; 4 – днище поршня с нанесенной стрелкой; 5 – компрессионные кольца; 6 – поршень; 7 – шатун; 8 – метка на стержне шатуна; 9 – шатунный болт; 10 – крышка шатуна; 11 – корончатая гайка; 12, – метки (выступы) на крышках шатунов.


3. Разобрать ГРМ двигателя (для предварительного изучения ГРМ использовать рис. 3):

− снять топливопроводы высокого давления и отсоединить от форсунок дренажные трубопроводы;

− отвернуть гайки, снять скобы крепления форсунок;

− снять при помощи специального съемника форсунки;

− заглушить ветошью все отсоединенные трубопроводы во избежание попадания пыли и грязи;

− вывернуть болты крепления крышек головок цилиндров и снять крышки (рис. 3, поз. 9);

− ослабить степень затягивания болтов крепления головок цилиндров в определенной последовательности («крест-накрест») и вывернуть болты (рис. 3, поз. 13);

− снять головки, поставить на них номера цилиндров.


































Рис. 2. Маслосъемное кольцо и операции установки его на поршень:

а – поршень с поршневыми кольцами; б – маслосъемные кольца; в – последователь-

ность операций установки элементов маслосъемного кольца; 1, 2 – компрессионные кольца; 3 – маслосъемные кольца; 4 – кольцевой диск; 5 – радиальный расширитель; 6 – осевой расширитель.


4. Установить головку в специальное приспособление, совместив отверстие под болты со штифтами и разобрать ее:

− вращая винт приспособления, сжать пружины до полного выхода из конуса втулки сухарей, снять сухари и втулки;

− вывернуть винт приспособления, снять с головки тарелки, две пружины, уплотнительную манжету на впускном клапане;

− вынуть клапаны из головки;

− продефектовать снятые детали, очистить резьбовые соединения от грязи, в резьбовых отверстиях не должно быть масла, дизельного топлива; очистить от нагара верхний поясок гильзы цилиндра.


5. Собрать ГРМ двигателя, соблюдая обратную последовательность операций и следующие условия монтажа:

− клапаны перед установкой в головку смазать моторным маслом;

− резьбу болтов крепления головки цилиндров смазать графитной смазкой УСс-А, смешанной с моторным маслом;

− четыре болта крепления головки цилиндров затягивать «крест-накрест», начиная с любого, в три приема, выдерживая соответственно моменты сил, Н·м: 1) 40-50; 2) 120-150; 3) 160-180;

− установить и закрепить крышки головки цилиндров.


6. Отрегулировать тепловые зазоры в ГРМ двигателя (операции проводить на холодном двигателе). Регулировку зазоров выполнять одновременно на двух головках в четырех положениях коленчатого вала:





Рис. 3. Разобранная головка цилиндра с клапанами:

1 – клапан выпускной; 2 – седло выпускного клапана; 3 – направляющая втулка выпускного клапана; 4 – пружинная шайба клапана; 5 – наружная пружина клапана; 6 – внутренняя пружина клапана; 7 – втулка тарелки; 8 – сухарь клапана; 9 – болт крепления крышки; 10 – плоская шайба; 11, 25 – шайбы; 12 – крышка головки цилиндров; 13 – болт крепления головки цилиндра; 14 – тарелка пружин клапана; 15 – уплотнительная манжета впускного клапана; 16 – кольцо манжеты; 17 – уплотнительная манжета впускного клапана в сборе; 18 – направляющая втулка впускного клапана; 19 – седло впускного клапана; 20 – клапан впускной; 21 – шпилька крепления патрубка выпускного коллектора; 22 – предохранительная втулка прокладки патрубка; 23 – опора скобы; 24 – шпилька крепления скобы; 26 – шпилька крепления стойки коромысел; 27 – прокладка крышки головки цилиндров; 28 – штифт стойки оси коромысел; 29 – ввертыш крепления впускного коллектора; 30 – ввертыш крепления водяной трубы; 31 – головка цилиндра; 32 – заглушка головки цилиндра; 33 – кольцо уплотнительное

заглушки; 34 – кольцо опорное газового стыка.


Регулируемый

цилиндр

Первый и

пятый

Четвертый и

второй

Шестой и

третий

Седьмой и

восьмой

Положение коленчатого вала

I

II

III

IV

Угол (против часовой стрелки)

со стороны маховика, °

60

240

420

600


Порядок регулировки:

− проворачивая коленчатый вал воротком через отверстие в корпусе муфты сцепления, добиться попадания фиксатора в углубление маховика;

− проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода топливного насоса высокого давления (ТНВД) и торце корпуса муфты опережения впрыска топлива. Если риски находятся внизу, то сделать еще один оборот коленчатого вала до фиксированного положения;

− поднять фиксатор, провернуть коленчатый вал против часовой стрелки (если смотреть со стороны маховика) на угол 60°, что соответствует угловому расстоянию между четырьмя соседними отверстиями. Клапаны первого и пятого цилиндров при этом закрыты (определяют по штангам – они должны легко проворачиваться);

− проверить значение момента сил при затягивании крепления стоек коромысел у регулируемых цилиндров (должно быть 42-54 Н·м);

− проверить зазор между бойком коромысел и торцом стержней клапанов (должен быть 0,3 мм для впускного и 0,4 мм для выпускного клапанов, щуп должен выходить из-под бойка с усилием);

− отрегулировать клапаны первого и пятого цилиндров, затем клапаны попарно

четвертого и второго, шестого и третьего, седьмого и восьмого цилиндров, поворачивая коленчатый вал на 180°.


Контрольные вопросы к заданию

1. Каким образом уплотняется гильза в нижней части блока цилиндров двигателя КАМАЗ-740?

2. Как устанавливаются поршни в сборе с шатунами в цилиндры правого и левого рядов?

3. Как устанавливаются компрессионные кольца в поршень на двигателе КАМАЗ-740 и как располагаются замки колец?

4. В какой последовательности расположены на головке цилиндров впускные и выпускные клапаны?

5. Чем предотвращается осевое смещение распределительного вала и каким образом оно регулируется?

6. Чему равен момент силы затяжки болтов и гаек крышек крепления коренных и шатунных вкладышей на двигателе КАМАЗ-740?

7. Как определить верхнюю мертвую точку (ВМТ) первого цилиндра?

8. За счет чего обеспечивается поворачивание клапанов во время работы двигателя КАМАЗ-740?

9. Как определить номер цилиндра?

10. Почему диаметр впускных клапанов больше диаметра выпускных?

14