Инструментарий современного учителя
«За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь".
Клэй П.Бедфорд
Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом, учителю необходимо овладевать современными педагогическими технологиями. В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют у учащихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы. Если раньше основной задачей было дать ученику определённые знания, умения и навыки, то на сегодняшний день важным считается развитие способности обучаемого к непрерывному совершенствованию и адаптации в быстро меняющемся мире.
В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, проектные методы обучения, ИКТ, проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов, игровые технологии . Люблю использовать групповые формы работы , т.к. именно эти технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, где учащимся приходиться работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом.
Сегодня цель обучения иностранному языку – не просто знание языка, а умение использовать его в реальном общении, т. е. практическое владение языком и, следовательно, развитие «коммуникативной компетенции». Необходимой видится скорейшая разработка новых методов и технологий достижения коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Возрастает роль видео-технологий как одного из наиболее продуктивных способов при решении столь актуальной задачи как достижение коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной , компенсаторной, учебно-познавательной) .
Одной из таких технологий я считаю работу над фильмом и работу с видеосюжетами, которую практикую уже несколько лет. На мой взгляд, эта форма учебной деятельности не только активизирует внимание учащихся, но и способствует совершенствованию навыков аудирования и говорения. Ведь зрительная опора звучащей с экрана иноязычной речи помогает более полному и точному пониманию её смысла.
Таким образом, мы решаем одну из главных задач изучения иностранного языка – проблему общения, одновременно получая возможность эффективно формировать все 4 вида речевой деятельности, предлагая учащимся интересные задания по работе над фильмом или видеосюжетом. Применение видео я начинала с использования фрагментов мультипликационных фильмов уже на первых этапах обучения иностранному языку в младших и средних классах. На уроке показывала мультфильмы по частям, используя фрагменты посюжетно.
В начальном и среднем звене я начала использовать на уроках видео-курс для детей от Диснея «Disney's Magic English» – «Волшебный английский Диснея»: выпуски «Hello!», «Friends», «Family», «Happy Houses», «Animal Friends», «It’s Delicious», «Happy Birthday», «Tic Tock Time», видеокурс «Muzzy» – английский детям. Мультипликационные ролики данного курса весьма непродолжительны, 3-5 минут, поэтому не утомляют детей. Прекрасное видео- сопровождение к УМК Биболетовой М,З. ( 3-4 классы) станет хорошим дополнением к урокам по любому УМК.
Динамические паузы в сопровождении видеороликов , которые я с удовольствием применяю во время уроков , направлены на обучение простым действиям, главные герои сюжетов показывают действие сами и предлагают зрителям проделать его самостоятельно. Таким образом, двигательная активность способствует запоминанию слов, фраз и целых предложений. Ребёнок производит движение (сидя или стоя), повторяя фразу вслух за персонажем. Такой вид работы проходит на ура не только в начальной школе, но и в 5-6 классах. Конечно, обязательным является контроль учителя за правильным выполнением упражнения. Необходимо вовремя исправить ошибки учащихся, подсказать, как правильно произносится то или иное слово, заострить внимание детей на определенных моментах (это делается при помощи паузы воспроизведения), собственным примером показать алгоритм упражнения. Удовольствие от данного метода получают и учащиеся, и учитель.
Совсем недавно ООО «ДМИ «ТВИК» начало выпуск серии образовательных программ для изучения английского детьми «Любимые герои говорят по-английски». В данной серии выпущены хорошо знакомые всем с детства мультфильмы, такие как, например, «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино», в которых персонажи говорят на английском языке фразы, знакомые нам наизусть на русском. Считаю, что работа с такими фильмами особенно плодотворна. Учащиеся хорошо знают содержание текста, поэтому при просмотре на английском языке у них не возникает никаких проблем.
В среднем звене использую видео для подростков - популярный молодёжный мини сериал 'Лондон-Центральный' . Учебный видео фильм Window on Britain (Окно в Британию) с хорошим произношением - все фразы произносятся разборчиво в медленном темпе. В этом фильме рассказывается о культуре, работе , хобби, праздниках , школах , жизни в Британии. В помощь учителю существуют рекомендации по работе с видео и примерные планы уроков по каждому тематическому разделу. Дан детальный разбор алгоритма работы с каждым видеосюжетом, прокомментированы возможные формы и методы работы в классе. Можно дополнять видео-уроками прохождение основной школьной программы, что я и делаю. Практика показывает, что ученик запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит.
Начинать конечно лучше и легче с видеофильмов с субтитрами.Ссылки на обучающие сайты можно также найти на электронном интернет - сайте http://www.homeenglish.ru/Partnersstudy.htm.
Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит не только от точного определения его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально организована структура видео-занятия, как согласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения. В структуре видео-урока для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:
1) подготовительный – этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей;
2) восприятие видеофильма – развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;
4) развитие языковых навыков и умений устной речи.
Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента.
Использование видео-технологии имеет преимущества перед другими средствами обучения:
– применение видео позволяет более эффективно использовать время ученика и учителя;
– даёт возможность обучения через контекст;
– обеспечивает оптимальные условия для изучения языка.
Эта методика помогает мне в решении актуальной задачи – повысить уровень владения иностранным языком учащихся , повышая их мотивацию. Можно утверждать, что учебные видео-курсы и мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.