Инсценировка русской народной сказки «Золотой башмачок»
Хребтова Полина Игоревга
Воспитатель
МБДОУ Собинского района
Детский сад № 10 "Улыбка"
комбинированного вида,
Владимирская область, город Собинка
Роли:
Старуха;
Ст. дочь;
Мл. дочь;
Рыбка;
Царевич;
Дед;
1-ый ребенок;
2-ой ребенок;
3-ий ребенок;
4-ый ребенок;
5-ый ребенок;
На сцене декорации дома, колодца и церкви. Веник, 2 накидки. Полотно с липучками. Вырезанные из блестящего картона звезды, на которых приклеена другая часть липучек. Вырезанная из блестящего картона луна.
Дети выходят из зрительного зала под сказочную русскую народную мелодию, друг за другом, взявшись за руки. Перестраиваются в хоровод. Водят хоровод. Затем останавливаются в полукруге. Мелодия останавливается.
1 ребенок: Жил был старик со старухой.
(Выходят вперед старик и старуха)
2 ребенок: У старика, у старухи было 2 дочери.
(К ним вперед выходят 2 дочери)
3 ребенок: Старик однажды поехал на посад и купил там одной сестре рыбку и другой тоже рыбку.
(Старик выставляет одну руку в сторону и другую руку в другую сторону)
4 ребенок: Старшая скушала свою рыбку
(Старшая берет и съедает рыбку)
5 ребенок: А младшая…
(Все уходят, кроме младшей дочери и 5-ого ребенка. Рыбка прячется за декорации колодца)
5 ребенок (договаривает): А младшая пошла к колодцу и говорит…
(5-ый ребенок уходит. Младшая дочь подходит к колодцу.)
Мл. дочь: Матушка рыбка! Скушать тебя или нет?
Рыбка (из-за колодца): Не кушай меня, а впусти вводу. Я тебе пригожусь.
(Включается звук волшебства. Мл. дочь делает движение ладошками в сторону колодца, показывая тем самым, что выкидывает рыбку. Рыбка выходит и садится рядом с колодцем. Включается умеренно-веселая русская народная мелодия)
(Мл. дочь берет веник и начинает подметать. Выходят Старуха и Старшая дочь. Старуха обнимает, «сюсюкает» старшую дочь и надевает ей накидку)
Старуха (обращаясь к мл. дочери): Мы пошли в церковь к обедне. А ты вышестай две меры ржи. И, чтобы к нашему приходу все было готово!
Старшая дочь: И, чтобы к нашему приходу все было готово!
(Включается грустная мелодия. Мл. дочь падает на колени и плачет. Все остальные: дед, царевич (пока без костюма), 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый ребенок, идут друг за другом к декорациям церкви, их догоняют старуха и старшая дочь. Встают «кучкой». Ребенок (мальчик), выбранный попом, встает впереди всех (у него в руках книжка), за ним встают старуха и старшая дочь. У всех в руках свечки (например, сделанные из цветного картона).
(После того, как все встали Мл. дочь, не переставая плакать, подходит к декорациям колодца. Мелодия затихает.)
Рыбка: Об чем ты красавица плачешь?
Мл. дочь: Как же мне не плакать? Мати нарядила сестру мою в самолучшее лапотье, ушла с ней к обедне, а меня оставила дома и велела вычистить две меры ржи до прихода своего из церкви.
Рыбка: Не плачь, ступай наряжайся да поезжай в церковь; будет рожь вычищена.
(Включается звук волшебства. Затем, сразу после этого, умеренно-веселая русская народная мелодия. Мл. дочь идет, надевает накидку, достает свечку, идет и встает к «молящимся», рядом со старухой и ст. дочерью. Все смотрят на нее с восхищением. Мелодия играет еще 10 сек. После этого включается фонограмма колоколов. Мл. дочь убегает в дом, снимает накидку, прячет свечку и опять начинает подметать. В это время все остальные уходят из церкви. В дом приходят Старуха и Ст. дочь. Фонограмма колоколов выключается.)
Старуха: Что ты, глупая, вычистила ли рожь?
Мл. дочь: Вычистила.
Старуха (с восхищением): Что у обедни была за красавица!
Ст. дочь: Поп не поет, не читает – все на нее глядит.
Старуха: А ты, глупая, взгляни ка на себя, в чем в эком ходишь!
Мл. дочь: Хоть не была, да знаю!
Старуха: Где тебе знать?
Ст. дочь: Где тебе знать?
(Машет на нее рукой и уходит вместе со старшей дочерью. Младшая дометает, зевает и уходит. Звучит русская народная мелодия на тему ночь. Выходят 2-ое детей, берут полотно, выходят на середину сцены и натягивают его. В это время рыбка берет звезды, подходит к полотну и наклеивает их на липучки. Затем берет луну, встает сзади полотна, подняв руку с луной вверх, так, чтобы луну было видно зрителям и начинает «танцевать» ею. Это продолжается секунд 10 - 15. После этого рыбка садится обратно к колодцу. 2-ое детей уходят, унося с собой полотно. Выходит, Мл. дочь, потягиваясь как после сна. Начинает снова подметать. Выходят старуха. и ст. дочь. Старуха «сюсюкается» с ней. Наряжает и обращается к Мл. дочери.)
Старуха: Покамест мы молимся богу, ты вышестай жито. И, чтобы к нашему приходу все было готово!
Ст. дочь: И, чтобы к нашему приходу все было готово!
(Включается грустная мелодия. Мл. дочь падает на колени и плачет. Все, остальные: дед, 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый, 5-ый ребенок, идут друг за другом к декорациям церкви, их догоняют старуха и старшая дочь. Встают «кучкой». Ребенок (мальчик), выбранный попом, встает впереди всех (у него в руках книжка), за ним встают Старуха и Старшая дочь. У всех в руках свечки. Выходит, царевич (в костюме), доходит до середины сцены, оглядывается, видит церковь, встает рядом со старухой и ст. дочерью. Все смотрят на него с изумлением. Мл. дочь, не переставая плакать, подходит к декорациям колодца. Мелодия затихает.)
Рыбка: Об чем ты красавица плачешь?
Мл. дочь: Как же мне не плакать? Мати нарядила сестру мою в самолучшее лапотье, ушла с ней к обедне, а меня оставила дома и велела вышестать три меры жита до прихода своего из церкви.
Рыбка: Не плачь, ступай наряжайся да поезжай в церковь; жито вычиститься.
(Включается звук волшебства. Затем, сразу после этого, умеренно-веселая русская народная мелодия. Мл. дочь идет, надевает накидку и туфли золотого цвета, достает свечку, идет и встает к «молящимся», впереди царевича. Все смотрят на нее с восхищением, а особенно царевич. Мелодия играет еще 10 сек. После этого включается фонограмма колоколов. Царевич делает движение рукой к ноге мл. дочери, показывая тем самым, что он, что-то кинул ей под ноги. Мл. дочь убегает в дом, оставляя одну туфлю рядом с царевичем. В доме она снимает накидку и другую туфлю. Все уходят из церкви, садясь на сцене. Фонограмма колоколов выключается. Царевич берет туфлю, встает на середине сцены и говорит.
Царевич: Чей башмак? Ту замуж возьму!
(Включается веселая русская народная мелодия. Царевич подходит к остальным героям, которые сидят на сцене и начинает примерять башмак. Сначала примерил старухе и ст. дочери. Им не подошел, они уходят в дом. Мелодия выключается, а царевич продолжает примерять туфлю)
Старуха (обращаясь к мл. дочере) : Чтож ты глупая, вышестала жито?
Мл. дочь: Вычистила
Старшая дочь (с восхищением): Что там была за красавица! Поп не поет, не читает, а все на нее глядит.
Старуха: А ты, глупая, посмотри-ка на себя: что эка за оборванка?!
(Шушукается и милуется со старшей дочерью)
(Царевич встает и подходит к их дому. Звучит фонограмма стука. Царевич делает ударяющие движения рукой, показывая стук в дверь. Фонограмма выключается. Старуха подходит к нему)
Царевич: Покажи – ка ты свою девку, ладен ли будет ей башмак?
(Мл. дочь, услышав это, медленно подходит к ним)
Старуха (С издевкой): Дочь моя замарает башмак.
(Отходит обратно к старшей дочери. Царевич увидел мл-ую дочь. Включается русская народная мелодия на тему свадьбы. Царевич примеряет мл. дочери башмак, он оказался в пору. Мелодия усиливается. Они оба заулыбались и взялись за руки. Старуха и Ст. дочь разозлились. Все остальные герои захлопали в ладоши, закричали: «Урааа!!!!», подбежали к ним и встали вместе со старухой и ст. дочерью в полукруг. Мелодия остановилась.
Все вместе в полукруге (торжествующе): Он взял ее замуж! Стали они жить да поживать, да добра наживать!
1 ребенок: Я там был мед, пиво пил, по губам текло, а в рот не попало.
2 ребенок: Дали мне синь кафтан, ворона летит да кричит:
3 ребенок: Синь кафтан! Синь кафтан!
4 ребенок: Я думаю: «Скинь кафтан! Скинь кафтан!» - взял да и скинул.
5 ребенок: Дали мне колпак, стали в шею толкать.
1 ребенок: Дали мне красные башмачки, ворона летит, да кричит:
3 ребенок: Красные башмачки! Красные башмачки!
4 ребенок: Я думаю: «Украл башмачки! Украл башмачки!» – взял да и бросил.
(Снова ВКЛЮЧАЕТСЯ мелодия свадьбы. Герои, теперь уже с мл. дочерью и царевичем заводят хоровод, водят его 2-3 раза, после этого перестраиваются в ручеек, проводят его один круг, потом снова перестраиваются в хоровод, водят его 2-3 раза и змейкой спускаются (уходят) со сцены в зрительный зал, а оттуда друг за другом так же за руки уходят. Затем, возвращаются на поклон.)
Список используемой литературы:
https://skazki.online/zolotoj-bashmachok/