СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интегративная технология ЛИМ- путь к творческой самореализации ребенка в образовательном пространстве урока музыки" (из опыта работы)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегративная технология ЛИМ ( литература, изобразительное искусство, музыка) позволяет говорить об определенной системе творческих заданий , целостно развивающей  детскую личность, позволяет разбудить интерес к самим себе.

Просмотр содержимого документа
«"Интегративная технология ЛИМ- путь к творческой самореализации ребенка в образовательном пространстве урока музыки" (из опыта работы)»

В.И. Кнышова

Учитель музыки,

МБОУ лицей

ст. Каневская

Опыт: «Интегративная технология ЛИМ - путь к творческой самореализации ребенка в образовательном пространстве урока музыки».

Роль предмета «Музыка» в школе является одной из основных в освоении искусства как духовного наследия человечества. Развивая умение учится, которое по ФГОС является основным приоритетом, предмет «Музыка» способствует формированию у ребенка общего представления о современной картине мира. Введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы музыкальной культуры оказывает позитивное влияние и на формирование семейных ценностей, составляющих духовное богатство народа, что отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте.

«Кем бы не стал в дальнейшем ребенок- музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов- воспитать в нем творческое мышление» говорил выдающийся немецкий композитор, педагог Карл Орф.

Жизнь меняется очень стремительно. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире. Каждый год в первый класс приходят совершенно иные дети, иное поколение. Мыслят быстрее, обладают все большей информацией о фактах, событиях, понятиях.

Только удивляются всё меньше! Восхищаются меньше! Спокойны в однообразном круге интересов: Винксы, Беби Бон, компьютерные игры.

Тенденция к равнодушию страшна. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить, что самое интересное скрыто в них самих? Как сделать творческую деятельность – потребностью, а искусство - естественной, необходимой частью жизни?

В основе опыта, который я предлагаю, попытка ответить на эти проблемные вопросы.

Тема опыта: «Интегративная технология ЛИМ - путь к творческой самореализации ребенка в образовательном пространстве урока музыки».

Данная технология сформировалась на основе методик известных авторов:

  • «Азбука музыкально- творческой самореализации» Е. И. Юдиной;

  • «Там, где музыка живет» А. С. Клёнова;

  • «Система творческих заданий в музыкальном воспитании младших школьников» Дмитриева Л. Г.;

Пути предлагаемые этими авторами интересны, остроумны, разнообразны.

С чего нужно начинать? Ответ прост! Ребёнку важно, чтобы кто- то уверенно сказал: «В тебе есть великий талант».

«Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, а можно быть гениальным слушателем»- говорил Д. Д. Шостакович.

Роль слушания - один из первых шагов к проявлению таланта.

В связи со сказанным определены цель и задачи.

Цель: формирование собственной музыкальной практики ребёнка- основа саморазвития и самовыражения.

Задачи:

  • поиск необычайно выразительных речевых интонаций;

  • развитие образно-ассоциативного мышления детей с помощью изобразительного воплощения музыкальных образов, картин;

  • формирование навыков осознания музыкальной речи, как способа общения между людьми;

  • формирование основ детского музыкального творчества в единстве с другими видами художественного творчества.

Актуальность и целесообразность предлагаемых методов в том, что они позволяют ребёнку самореализовываться, проследить свой собственный рост творчества и фантазии.

Учёные давно заметили, что люди, «вкусившие» творчества», совсем по другому живут и работают, становятся талантливее во многих других областях.

Данная интегративная технология ЛИМ представлена смысло- образующими понятиями:

  • Литература: поиск рифмы, сочинение стихов, поиск выразительных речевых интонаций, ролевая игра по заданному сюжету, понятие о ритме стихов, речи и возможности его замены ритмом музыки;

  • Изобразительное искусство: понятие о выразительности изобразительного искусства, передаче характера, настроения средствами изобразительного искусства;

  • Музыка: соотнесение качества звучания с графической моделью, с моторикой, двигательной активностью, музыкальные импровизации (вокальные, инструментальные, пластические), усвоение понятий музыкального искусства ( штрих, ритм, звуковысотность, тембр, форме музыкального произведения).

Синтез данных смысло-образующих понятий позволяет успешно реализовать универсальные учебные действия (УУД).

Обращаясь к примерам творческой деятельности в указанном понятии «Литература», необходимо сказать, что в практической деятельности для формирования понятий речи, усвоения общих художественных закономерностей, творческой игре способствуют такие методические приёмы как «Ищем рифмы», «Диалог в одиночку», «Игра в раздвоение», «Сказка с хорошим концом», «Поём вопросы и ответы» «Кратко о пантомиме», «Разговор по душам».

Одним из главных свойств музыки является интонация. Для осмысления и закрепления понятий «музыкальная интонация» и «речевая интонация», использую методический приём: «Разговор по душам». Использую стихотворение английской народной поэзии в переводе Самуила Яковлевича Маршака:

Тётя Трот и кошка сели у окошка.

Сели рядом вечерком поболтать немножко.

Трот спросила:

- Кис-кис-кис!

Ты ловить умеешь крыс?

- Мур,- сказала кошка, помолчав немножко.

Что ответила хозяйке кошка: «да», «нет» или «не знаю»? Об этом мы можем только догадываться. Предлагаю детям с разной интонацией произнести ответ кошки, помогая себе жестами и мимикой лица.

Приходим к выводу, что мы говорим все интонационно осмысленно, выразительно.

Следующее понятие «Изобразительное искусство» решает важную роль в развитии ассоциативного мышления, умственной активности, воображению, эмоциональной отзывчивости, отводится роль изобразительной импровизации. Здесь мы выделяем в качестве результативных следующие творческие приёмы: «Времена года в цвете и музыке», «Крещендо в листьях», «Музыкален ли орнамент», «Если стало интересно», «Звучит орнамент».

Например, в музыке часто используется усиление и затихание звука. Для этого существуют специальные знаки. Для усвоения этих знаков интересен методический приём «Крещендо в листьях». По выложенной схеме поём с детьми попевку:

«Листопад, листопад, листья осенью летят.

Листопад, листопад, листья желтые летят».

А потом предлагаю детям составить свои собственные музыкальные импровизации. Данный приём непременно надо выполнить осенью, когда листья дают невиданное богатство цветовых оттенков. При этом предлагаю детям выполнить домашнее задание: подобрать листья так, чтобы в них чувствовалось цветовое крещендо. У школьников формируется чувство постепенности в музыке и дети учатся наблюдать связь музыки с окружающим миром.

При организации деятельности в понятии «Музыкальная палитра»,важная роль отводится выполнению заданий связанных с изобразительным воплощением музыкальных образов:

- передать в рисунке общий характер музыкального произведения, например «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Рассвет на Москве- реке» вступление к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского;

- придумать и нарисовать пригласительный билет на концерт, афишу, декорации к музыкальному спектаклю, например афиша к опере-сказке «Волк и семеро козлят» М. Коваль, афишу к опере «Золушка» С. С. Прокофьева;

- передать образ, те или иные черты характера персонажа музыкального произведения, например «Баба Яга» П. И. Чайковского, семеро козлят из оперы- сказки «Волк и семеро козлят» М. Коваль;

- создать иллюстрации к песне, например «Моя Россия» Г. Струве, «Смешной человечек» А. Журбина; «Песня о России» В. Локтева;

По итогам изучения разделов программы создаём буклеты «Музыкальная палитра».

Важно организовать деятельность в понятии «Музыка»

Пример№4: Освоению понятий музыкального искусства, музыкальной импровизации, двигательно- изобразительной наглядности, которая включает в себя соотнесение качества звучания с графической моделью, помогают следующие приёмы: «По- разному», «Играем в прядки», «Ищем середину», «Красота марша», «На воображаемой гармошке», «Тик- так», «Игра с синкопой»

рис. 1 рис. 2

Например, термин «регистр» - музыкальный звук обладает высотой, именно высота отличает один звук от другого, использую методический приём «Играем в прятки»:

Применяя условные схемы, поём, помогая себе движением руки (показ).

А далее предлагаю ребятам, поиграть в прятки, по указанной схеме поём имена детей в классе, одновременно рисуем схемы в воздухе рукой.

В процессе этого приёма формируется умение различать звуки низкого, среднего, верхнего регистра, воспроизводить голосом звуки в разном регистре. Так же происходит восприятие выразительности регистра в процессе слушания музыкального произведения.

Пример5: Учащимся младших классов свойственна большая подвижность, неусидчивость. Поэтому для работы с ними целесообразно использовать произведения, требующие ритмико - двигательное сопровождение.

Например, методический приём: «Ищем середину», сформирован на прослушивании произведения П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Первое прослушивание произведения: смотрим мультфильм с музыкой, определяем изменения в музыке, составляем схему из геометрических фигур:

.

На каждую часть придумываем движения и разучиваем их.

Второе прослушивание сопровождаем музыку движениями, дети должны услышать изменения в музыке и выполнять движения соответственно каждому фрагменту произведения. Такая работа привлекает внимание детей к прослушиванию произведения, формирует чувство ритма, способность улавливать настроение музыки. Дети приобретают навыки выразительности движения.

Вывод

Результативность таких методов очевидна. Интеграция их позволяет говорить об определённой системе творческих заданий, целостно развивающей детскую личность. И позволяет разбудить интерес к самим себе, что самое интересное скрыто в них самих, сделать творческую деятельность- потребностью, а искусство естественной, необходимой частью жизни.

Соответственно ФГОСам нового поколения тесно взаимосвязаны урочные и внеурочные занятия. Результатом данной интегративной технологии ЛИМ (литература, изо, музыка), применяемой мной на уроках и внеурочных занятиях являются дипломы, грамоты победителей и призеров на муниципальном, региональном, краевом уровне. Опыт по данной теме распространен при участии в муниципальных, краевых и всероссийских конференциях, семинарах, мастер- классах, а также в печатных сборниках краевого и всероссийского уровня,

Надеюсь, что я смогла раскрыть главный смысл темы: «Технология ЛИМ- путь к творческой самореализации ребёнка».

Спасибо за внимание!



3