«Интеграция дополнительного образования и внеурочной деятельности как синтез искусств»
Ещё К. Ушинский утверждал, что педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в сознании детей, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств приняли участие в акте запоминания.
Идея сближения различных форм человеческой мысли и деятельности не является новой - она по-разному возникала и воплощалась в различные эпохи.
Так что же такое интеграция?
Обратимся к словарям:
«Интеграция – это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Такое определение дает толковый словарь иностранных слов и «Логический словарь-справочник» Н.И. Кондакова
«Интеграция – это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое раннее разнородных частей и элементов». Такое определение дает «Философский словарь»
«Интеграция – это результат процесса объединения, то есть состояние гармонической уравновешенности, упорядоченного функционирования частей целого». «Социологический словарь».
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.
Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах Я.А. Коменского, который утверждал, что всё, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта или явления в разных видах искусства создается специальными средствами. Изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, музыка, танец, художественное слово – источники особой детской радости, особенно для учащихся начальной школы. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится их воплотить в собственном творчестве. При этом ученик постигает собственные возможности и раскрывает себя, идет формирование личности ребенка.
Цель интегрированных занятий на основе синтеза различных видов искусства - полихудожественное развитие ребенка.
Задачами интегрированного занятия являются: воспитание духовного здоровья, развитие креативных свойств личности в художественно –творческой деятельности, понимание искусства, формирование художественного образа детей.
Интеграция основного и дополнительного образования приобретает особую значимость при организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Это продиктовано общностью проблем воспитания и личностного развития детей, вопросами их самореализации, социальной адаптации в учебное и личное время, а также обосновано реальной целесообразностью объединения ресурсов.
План внеурочной деятельности МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Кемерово составляется с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность – способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся. Происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность применять базовые знания осознанно в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
В частности я буду говорить об общекультурном направлении.
Цель общекультурного направления: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задач:
развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
формирование коммуникативной общекультурной компетенции;
овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
овладение навыками межличностного общения;
формирование интереса к творческим профессиям.
Важно воспитывать с ранних лет коллективизм, требовательность к себе и друг другу, честность и правдивость, стойкость, трудолюбие, потребность приносить пользу окружающим.
Поэтому необходимо во внеурочной работе, связанной с общекультурным направлением, создавать условия для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Общекультурное направление школьников уже в начальных классах учит детей самостоятельности в организации собственной индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Данное направление в нашей школе представлено семью программами, которые вы видите на слайде («Мы раскрасим целый свет», «Мастерская творчества», «Смотрю на мир глазами художника», «Город мастеров», «Танец мечты», «В мире прекрасного», «Театральная азбука».)
Это направление в этом учебном году связано с годом Театра, с 75- летием Победы, подготовке к 300-летию Кузбасса.
Они реализуются классными руководителями (например, такая программа, как «В мире прекрасного»), педагогом - организатором, педагогами дополнительного образования, учителями - предметниками.
При разработке программ общекультурного направления обязательно учитывались и традиции школы.
Результат деятельности освоенной на занятиях, как правило, представляется на школьных праздниках и концертах, районных и городских мероприятиях, а также на конкурсах и фестивалях. Культурные мероприятия учат детей видеть красоту окружающего мира, пробуждает эстетические чувства и интерес к художественной деятельности, развивает творческое начало, воспитывает такие качества, как доброта и любовь.
Наиболее зрелищным в этом плане является сотрудничество педагогов и детей, занимающихся, например, по таким программам как «Театральная азбука», «Танец мечты» и «В мире прекрасного», в которых результатом сотрудничества являются интересные и творческие постановки.
Программа «Театральная азбука» - включает в себя постановку сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Обучающиеся постигают науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы, учатся коллективной работе, общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене.
Внеурочное занятие по программе «Танец мечты» - предполагает освоение азов ритмики, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
Программа «В мире прекрасного» создает условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, создание условий для развития интереса к различным видам искусства через развитие индивидуальных способностей детей и знакомство с культурными традициями г. Кемерово.
Занятия внеурочной деятельности общекультурного направления являются одним из составляющих компонентов в реализации Муниципальной программы «Развивающая суббота Кемеровского школьника».
Ребята получают на занятиях практические навыки и умения, участвуя в конкурсах, фестивалях разного уровня:
Достижения:
Победители районного конкурса детского творчества, посвящённого Дню Матери «Мамочка моя», 2016, 2017, 2018 гг.
Победители районного фестиваля- конкурса самодеятельного детского творчества «Дедушкин рассказ», 2016, 2017, 2018 гг.
Победители городского фестиваля конкурса самодеятельного творчества «Эхо победы», 2018 гг.
Победители городского фестиваля самодеятельного творчества
«Полный вперёд», 2019 гг.
Победители и лауреаты районных и городских конкурсов «Успех» в номинации театр и другие театральные жанры, 2016, 2017 гг.
Таким образом, интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств в едином образовательном пространстве школы открывает новый путь художественного освоения действительности школьников.
В условии интеграции различных видов детского художественного творчества синтез искусств выступает как «социально – педагогическое явление», которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребенка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий ребенка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Стержнем этого выступает –художественный образ, который дети воспринимают в процессе знакомства с различными видами искусства, и творчески создают в разных видах художественной деятельности, используя адекватные материалы и способы.
3