СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интеграция образовательных областей как фактор формирования метапредметных результатов"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал для проведения семинара по интеграции образовательных областей на уроках изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«"Интеграция образовательных областей как фактор формирования метапредметных результатов"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла» р.п.Чунский












«Интеграция образовательных областей как фактор формирования метапредметных результатов»

( практический семинар)

















Иванович Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории














2018 год


Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов районного методического объединения учителей изо, черчения и педагогов дополнительного образования в вопросах проектирования педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Оборудование: презентация, листы формата А 4, фломастеры, карточки с темами занятий по программам, реализуемым в учреждениях района, карточки 2 цветов для рефлексии, доска с изображением символа интеграции.

Ход семинара

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить тему «Интеграция образовательных областей как фактор формирования метапредметных результатов».

Для плодотворной работы на нашем практическом семинаре предлагаю разделиться на три группы.

Давайте придумаем названия нашим группам и представимся.

Сегодня мы уделим внимание проектированию педагогического процесса на основе интеграции образовательных областей.

Новые требования в системе образования заставляют каждого педагога ставить перед собой вопрос, – каким образом спроектировать урок, чтобы он решал задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями. Мы знаем, что метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, чтобы с их помощью самому добывать информацию о мире. И практический опыт педагогической деятельности говорит о том, что метапредметный подход легче всего обеспечить, применяя интеграцию образовательных областей.

1 задание группам: изобразить схему, на которой представлены универсальные учебные действия. Творческий подход приветствуется.

Слово группам.

Как вы отметили в своих схемах, в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: моделирование – преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия: анализ, синтез, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2 задание: Давайте выясним, что же такое интеграция? Задание выполним, используя метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Хочу заметить, что этот приём – воплощение мыслей в графические образы является эффективным механизмом, активизирующим мыслительную деятельность! Советую использовать его на занятиях.

Слово группам.

Итак, обобщая выступление коллег, отмечу, что интеграция в образовании – это состояние связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Необходимость интеграции заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии. Психолого-физиологические основы интеграции были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными и в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается событие, в котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как все событие отчетливо воспроизводится в памяти. Так и успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности учеников быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания. В формировании этой способности интеграции принадлежит важная роль.

Например, до недавнего времени в нашем учреждении существовали программы, разделенные по основным учебным предметам. В прошлом учебном году были созданы программы с учетом принципа интеграции. Например, «Мастерская художника». Данная программа – это систематизация и обобщение многолетнего опыта совместной работы педагогов дополнительного образования в области интеграции различных образовательных областей.

Интеграция в ней осуществляется двумя способами: в календарно-тематическом планировании Программы «мастерская художника» есть сквозные темы, позволяющие интегрировать ее содержание. Кроме того, некоторые темы программы позволяют непосредственно объединять образовательные области – рисунок, живопись, композицию, за счет использования смешанных техник, применения единых алгоритмов работы разных видах художественной деятельности.

Исходя из опыта работы, в учреждении определились следующие формы использования интеграции:

- конструирование и проведение занятия двумя и более преподавателями разных дисциплин;

- конструирование и проведение интегрированного занятия одним педагогом.

3 задание. А сейчас мы подошли к главной части нашего семинара. Каждой группе нужно будет спроектировать основу, матрицу урока изобразительного искусства, с учетом требований ФГОС. Определить средства, необходимые для осуществления интеграции.

У каждой группы будет определённая тема занятия.

6 класс, уроки изо.

1 группа. Тема: понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

2 группа. Тема: пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

3 группа. Тема: пейзаж-настроение. Природа и художник.

Нам нужно придумать, какие образовательные области помогут лучше усвоить эту тему учащимся, приглашать ли коллег или справится одному, через какие виды художественной деятельности лучше ввести эту тему, какими художественными материалами можно будет поработать. В какой форме можно провести урок, каким способом отразить в нем интеграцию образовательных областей. Какие методы применить.

Слово группам.

4 задание. А сейчас мы немного поиграем в ассоциации.

Если интеграция – это цвет, то какой?
Если интеграция – это геометрическая фигура, то какая?
Если интеграция – это настроение, то какое?
Слово группам.

А сейчас я хочу представить свою схему интеграции (размещение изображения на доске).

Обобщая все сказанное на сегодняшнем семинаре, важно отметить, что интегрированный подход требует от педагога повышенного уровня педагогического мастерства, универсальности его образования, дополнительной подготовки, высокого профессионализма и эрудиции. Но вместе с тем, он дает качественные показатели в реализации образовательных программ и деятельности учреждения в целом.

Выбор модели интеграции позволяет обеспечить реальные результаты образовательной деятельности:

-объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем;

- появление новых перспектив развития;

- получение качественного педагогического результата.

Интеграция в образовательном пространстве учреждения способствует формированию у ребёнка интегративных качеств личности, которые позволят ему социализироваться в современном обществе и успешно обучатся в школе. Интегрированные занятия помогают нам успешно формировать метапредметные результаты, дети учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

Рефлексия. Как вы оцениваете возможность применения интеграции на своих уроках. Предлагаются карточки 2 цветов поместить на изображение символа интеграции, : голубой – не готов, требуется методическая помощь желтый – готов применять различные формы интеграции в образовательном процессе.



Литература:

  1. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

  2. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии. – М.: ИЦ Академия, 2012.

  3. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. 120 с.

  4. Скоролупова О. П. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция. [Текст] / О. Скоролупова, Н.Федина //Дошкольное воспитание. — 2010. № 7.

  5. Рощупкина Н. А. Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. – 2017. – №46. – С. 311-313. – URL https://moluch.ru/archive/180/46532/

  6. Терентьева С.Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования [Текст] / С.Т. Терентьева // Вестник образования. - 2013. - №11. - С.29-32.