«Интеграция основного, дополнительного образования и внеурочной деятельности в гимназии как условие последующего саморазвития, самоопределения и социализации гимназистов»
Прокопенко А.Г.
Выступление на педсовете
Октябрь 2020
По сути школьная жизнь – это сложная система, механизм, успех работы которого зависит от многих факторов. Интеграция в образовании – явление не новое, но сегодня актуальное.
«Интеграция» – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое. Мы способствуем созданию интеграции, способствующей объединению в целое всех составляющих образовательной системы, чтобы процесс обучения и воспитания шли на сближение, тесной объединённости и связанности.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, о роли и месте в ней дополнительного образования. Эффективная реализации образовательной инициативы требует создания единого образовательного пространства школы, в том числе проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.
В рамках внедрения ГОС возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Общее и дополнительное образование становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами, тем самым создавая единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Наложение, взаимопроникновение и взаимодополнение образовательных программ на программы дополнительного образования, программы воспитательной работы, и соответственно, от этого зависит какие цели, содержание, методы, формы и средства обучения необходимо учесть, для того, чтобы получить качественно новые результаты интегрирования.
В Государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования, в том числе санитарно-гигиеническими, стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности.
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием образовательной деятельности. Воспитательная составляющая образовательного процесса - это организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность».
Внеурочная деятельность – это не отдельное дополнение к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Во внеурочной деятельности необходимо создавать атмосферу и условия для развития определённых способностей ребёнка. Педагоги должны подходить к данному процессу именно с позиции развития ребёнка, а не обучения. Главное – осуществить на основе взаимных интересов содружество общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме, т.е. ШКОЛЫ – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в духовно-нравственную, общекультурную, общеинтеллектуальную, социальную, спортивно - оздоровительную деятельность. Не секрет, что «педагогика дополнительного образования» - это отдельная область, которая отражает закономерности обучения, воспитания, развития, социализации и творческого самовоспитания личности в целостной системе.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей в гимназии выступают такие формы ее реализации, как спортивные секции, проведение внеклассных мероприятий.
По предмету английского языка в 1-4 классах были проведены внеклассные мероприятия:
- театрализованные представления «In the wood», «Little Red Riding Hood»;
- инсценировка сказки «Дюймовочка» на английском языке;
- праздник алфавита.
В ходе проведения таких мероприятий обучающиеся смогли продемонстрировать не только знание английского языка, но и свои творческие способности. Все это позволяет повысить интерес детей к предмету.
Обращу ваше внимание на личностно-ориентированное дополнительное образование, которое обеспечивает развитие ребенка в выбранном им самим направлении, желаемое, в значительной доле создает ситуацию успеха, повышает мотивацию познавательной деятельности, развивает ребенка с разным уровнем способностей и подготовленности.
Любое творчество – развитие способностей, интереса, при этом - это новые знания, новые навыки, общение, полезная занятость, практический опыт, поддержка взрослого, уверенность, которая переносится и в сферу основного образования.
Без сотрудничества с учреждениями дополнительного образования города, ребёнок не получит нужных знаний, которые пригодятся ему в жизни, поэтому взаимодействовать с центрами дополнительного образования, музыкальной и художественной, спортивной школами др. учреждениями неотъемлемая часть нашей работы.
Только при таком подходе в гимназии действительно будет создано пространство внеурочной деятельности, где занятия будут приносить ребёнку радость, где он будет успешен!
Целью всей этой совместной работы является развитие мотивации у детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
В заключении хочется сделать вывод, что успешность интеграции основного и дополнительного образования зависит от профессионализма педагогов и постоянного взаимодействия с родителями (законными представителями), от активного и конструктивного сотрудничества классных руководителей с учителями - предметниками, руководителями объединений дополнительного образования.
Соотношение между общим образованием и дополнительным образованием детей характеризуется как сотрудничество, содружество, взаимосвязь и взаимодействие.